Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» пгт Тужа
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремесла народов России»
для 1 класса
на 2021 – 2022 учебный год
(духовно-нравственное направление)
Составители программы:
Рудер О. В., учитель начальных классов соответствие занимаемой должности
Тужа
2021 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Праздники, традиции и ремесла народов России» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л. Н. Михеевой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой) - М.: Вентана-Граф, 2011.
Цель программы:
создание наиболее благоприятных условий для духовно-нравственного развития обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Задачи программы:
развитие познавательных интересов обучающихся к истории России, ее традициям, праздникам и ремеслам;
воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
формирование активной жизненной и гражданской позиции;
воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
формирование чувства национального достоинства;
формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста. Срок реализации программы – 1 год. В первом классе на реализацию программы «Праздники, традиции и ремесла народов России»» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты.
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области краеведения, музыки, изобразительного искусства;
формирование уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения поставленных задач;
формирование духовно-нравственных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной и музыкальной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение добывать знания;
умение находить информацию, работать с ней;
умение целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.);
умение формировать и развивать мышление, речь, воображение, восприятие и другие познавательные процессы;
умение соблюдать последовательность действий на занятии;
умение работать по предложенному учителем плану (алгоритму);
умение отличать верно выполненное задание от неверного;
умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности коллектива на занятии.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
умение делать предварительный отбор источников информации: искать, отбирать, ориентироваться в печатном источнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные и справочные пособия, ресурсы Интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы;
умение сравнивать и группировать произведения устного народного творчества, изобразительного искусства, музыки (по изобразительным средствам, жанрам, типам и т.д.);
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов;
умение самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
умение пользоваться языком изобразительного искусства и музыки: донести свою позицию до собеседника;
умение оформить свою мысль в устной и письменной форме;
умение задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
умение согласованно работать в группе;
умение планировать деятельность в группе;
умение распределять деятельность между участниками;
умение понимать общую задачу и точно выполнять свою часть деятельности;
умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
умение считаться с чужим мнением, аргументировано отстаивать своё мнение.
Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Тема/ раздел | Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1. | Старинный русский быт (9 ч.) | Различать особенности крестьянской одежды; сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. Воспроизводить устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки). Познакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. Различать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. Оценивать достоинства традиционной русской кухни; Воспроизводить рецепты приготовления простейших русских блюд и напитков. Воспроизводить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). Сравнивать учёбу детей в старину с современной школой; - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. Сравнивать учебные предметы прошлого и современности. | Беседа, викторина, индивидуальная творческая работа. | Познавательная, игровая, художественное творчество |
2. | Новый русский быт (со времён Петра I) (6 ч.) | Воспроизводить атмосферу дворянского дома, светский этикет. Понимать особенности архитектуры дворцов, особняков дворян(Москва, Санкт-Петербург; провинция).Сравнивать атрибуты и аксессуары барского дома и комнаты для прислуги. Воспроизводить атмосферу бала и праздника, маскарада. Оценивать особую роль литературно-музыкальных салонов. Изготавливать маски для маскарада. Анализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Сравнить обучение в различных учебных заведениях. Сравнить особенности образования 18 века и 21 века. Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | Беседа, викторина, индивидуальная творческая работа. | Познавательная, художественное творчество |
3. | Русские народные праздники (8 ч.) | Разучивать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; знакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; изготавливать маски и костюмы для новогоднего карнавала. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках. Встреча Масленицы; разучить песни и игры;научиться печь блины. Воспринимать традиции масленичных игр; разучивать песни и игры; учиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучивать игры с катанием пасхальных яиц. Познакомиться с особенностями праздник. Легендами. Познакомиться с особенностями праздника День Святой Троицы. Разучивать песни; научиться плести венки. Сравнивать Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Рисовать на тему осенней ярмарки; Показывать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». Познакомиться с легендами о Спасах. | Беседа, викторина, индивидуальная творческая работа. | Познавательная, художественное творчество |
4. | Русские народные промыслы (4 ч.) | Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Различать декоративные росписи жостовских и хохломских мастеров. Раскрашивать узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Сравнить орнаменты нескольких шалей. Изготавливать из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки. | Беседа, викторина, индивидуальная творческая работа, подготовка и проведение выставок | Познавательная, художественное творчество |
5. | Русские народные игры (2ч.) | Познакомиться для чего нужна игра для детей. Виды игр. Различать игры для мальчиков и для девочек. Сравнивать старинные русские игры, известные детям и сейчас. | Беседа, игра, индивидуальная творческая работа. | Познавательная, досугово - развлекательная деятельность |
6. | Народные песни, загадки, пословицы . (2 ч.) | Разучить несколько песенок, считалок; научиться разгадывать загадки. Воспроизводить народные песни, считалки. | Беседа, индивидуальная творческая работа | Познавательная |
7. | Народные танцы (2 ч.) | Разучить хороводы, игры-хороводы. Понимать слияние в хороводе танца, игры и песни. Знать виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Воспроизводить хороводы, игры-хороводы. пляски парные. переплясы. | Беседа, индивидуальная творческая работа | Познавательная, досугово - развлекательная деятельность |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Старинный русский быт. 9 ч |
1 | Функциональный характер одежды в старину. | 1 нед. сен. | |
2 | Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). | 2 нед. сен. | |
3 | Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); | 3 нед. сен. | |
4 | Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня) | 4 нед. сен. | |
5 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. | 1 недок. | |
6 | Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». | 2 недок. | |
7 | Игры и забавы детей. | 3 недок. | |
8 | Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек) | 4 недок. | |
9 | Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)) | 1 нед ноя. | |
Раздел 2. Новый русский быт. 6 ч |
10 | «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. | 2 нед ноя. | |
11 | Петровские ассамблеи. | 3 нед ноя. | |
12 | Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. | 4 нед ноя. | |
13 | Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. | 1 нед дек. | |
14 | Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. | | |
15 | Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. | | |
Раздел 3. Русские народные праздники. 8 ч |
16 | Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. | 2 нед дек. | |
17 | Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. | 3 нед дек. | |
18 | Масленица — весенний праздник проводов зимы. | 4 нед дек. | |
19 | Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. | | |
20 | Егорьев день — 6 мая. | | |
21 | День Святой Троицы («Зелёные Святки»). | | |
22 | Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 28 августа). | | |
23 | Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). | | |
Раздел 4. Русские народные промыслы. 4 ч |
24 | Гжель — основной центр русской керамики | 1 недмар. | |
25 | Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома» | 2 недмар. | |
26 | Жостово -народный промысел — расписные металлические подносы. | 3 недмар. | |
27 | Вятскую игрушку называют ещё дымковской. | | |
Раздел 5. Русские народные игры. 2 ч |
28 | Роль игр в жизни детей. | 1 нед апр. | |
29 | Игры для мальчиков и для девочек. | 2нед апр. | |
Раздел 6. Народные песни, загадки, пословицы . 2 ч |
30 | Колыбельные песни для детей. | 3нед апр. | |
31 | Песни-потешки. | 4нед апр. | |
Раздел 7. Народные танцы. 2 ч |
32 | Хороводы. Игры-хороводы. | 5нед апр. | |
33 | Пляски парные. Переплясы. Кадрили | 2недмая | |
Учебно-методическое обеспечение реализации программы внеурочной деятельности.
Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2012. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2012. - 72 с.;
Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2012. - 172 с.;
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 368 с.
Н. Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности», Москва – Издательский центр «Вентана – Граф», 2014г.