СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздники, традиции и ремесла народов России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Праздники, традиции и ремесла народов России»

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» пгт Тужа




















Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремесла народов России»

для 1 класса

на 2021 – 2022 учебный год

(духовно-нравственное направление)









Составители программы:

Рудер О. В., учитель начальных классов соответствие занимаемой должности










Тужа

2021 г.



Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Праздники, традиции и ремесла народов России» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л. Н. Михеевой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой) - М.: Вентана-Граф, 2011.

Цель программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для духовно-нравственного развития обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Задачи программы:

  • развитие познавательных интересов обучающихся к истории России, ее традициям, праздникам и ремеслам;

  • воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

  • формирование активной жизненной и гражданской позиции;

  • воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

  • развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

  • формирование чувства национального достоинства;

  • формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.

Программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста. Срок реализации программы – 1 год. В первом классе на реализацию программы «Праздники, традиции и ремесла народов России»» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты.

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области краеведения, музыки, изобразительного искусства;

  • формирование уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения поставленных задач;

  • формирование духовно-нравственных и эстетических потребностей;

  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной и музыкальной деятельности.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • умение добывать знания;

  • умение находить информацию, работать с ней;

  • умение целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.);

  • умение формировать и развивать мышление, речь, воображение, восприятие и другие познавательные процессы;

  • умение соблюдать последовательность действий на занятии;

  • умение работать по предложенному учителем плану (алгоритму);

  • умение отличать верно выполненное задание от неверного;

  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности коллектива на занятии.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • умение делать предварительный отбор источников информации: искать, отбирать, ориентироваться в печатном источнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные и справочные пособия, ресурсы Интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы;

  • умение сравнивать и группировать произведения устного народного творчества, изобразительного искусства, музыки (по изобразительным средствам, жанрам, типам и т.д.);

  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов;

  • умение самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

  • умение пользоваться языком изобразительного искусства и музыки: донести свою позицию до собеседника;

  • умение оформить свою мысль в устной и письменной форме;

  • умение задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;

  • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;

  • умение согласованно работать в группе;

  • умение планировать деятельность в группе;

  • умение распределять деятельность между участниками;

  • умение понимать общую задачу и точно выполнять свою часть деятельности;

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • умение считаться с чужим мнением, аргументировано отстаивать своё мнение.



  1. Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности


п/п

Тема/

раздел

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

1.

Старинный русский быт

(9 ч.)


Различать особенности крестьянской одежды; сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. Воспроизводить устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки). Познакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. Различать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. Оценивать достоинства традиционной русской кухни; Воспроизводить рецепты приготовления простейших русских блюд и напитков. Воспроизводить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). Сравнивать учёбу детей в старину с современной школой; - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. Сравнивать учебные предметы прошлого и современности.

Беседа,

викторина,

индивидуальная творческая работа.

Познавательная, игровая, художественное творчество

2.

Новый русский быт (со времён Петра I)

(6 ч.)


Воспроизводить атмосферу дворянского дома, светский этикет. Понимать особенности архитектуры дворцов, особняков дворян(Москва, Санкт-Петербург; провинция).Сравнивать атрибуты и аксессуары барского дома и комнаты для прислуги. Воспроизводить атмосферу бала и праздника, маскарада. Оценивать особую роль литературно-музыкальных салонов. Изготавливать маски для маскарада. Анализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Сравнить обучение в различных учебных заведениях. Сравнить особенности образования 18 века и 21 века. Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Беседа,

викторина,

индивидуальная творческая работа.

Познавательная, художественное творчество

3.

Русские народные праздники

(8 ч.)


Разучивать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; знакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; изготавливать маски и костюмы для новогоднего карнавала. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках. Встреча Масленицы; разучить песни и игры;научиться печь блины. Воспринимать традиции масленичных игр; разучивать песни и игры; учиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучивать игры с катанием пасхальных яиц. Познакомиться с особенностями праздник. Легендами. Познакомиться с особенностями праздника День Святой Троицы. Разучивать песни; научиться плести венки. Сравнивать Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Рисовать на тему осенней ярмарки; Показывать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». Познакомиться с легендами о Спасах.

Беседа,

викторина,

индивидуальная творческая работа.

Познавательная, художественное творчество

4.

Русские народные промыслы

(4 ч.)


Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Различать декоративные росписи жостовских и хохломских мастеров. Раскрашивать узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Сравнить орнаменты нескольких шалей. Изготавливать из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.

Беседа,

викторина,

индивидуальная творческая работа,

подготовка и проведение выставок

Познавательная, художественное творчество

5.

Русские народные игры

(2ч.)


Познакомиться для чего нужна игра для детей. Виды игр. Различать игры для мальчиков и для девочек. Сравнивать старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Беседа, игра,

индивидуальная творческая работа.

Познавательная, досугово - развлекательная деятельность

6.

Народные песни, загадки, пословицы . (2 ч.)

Разучить несколько песенок, считалок; научиться разгадывать загадки. Воспроизводить народные песни, считалки.

Беседа,

индивидуальная творческая работа

Познавательная

7.

Народные танцы

(2 ч.)


Разучить хороводы, игры-хороводы. Понимать слияние в хороводе танца, игры и песни. Знать виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Воспроизводить хороводы, игры-хороводы. пляски парные. переплясы.

Беседа,

индивидуальная творческая работа


Познавательная, досугово - развлекательная деятельность



Тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

план

факт

Раздел 1. Старинный русский быт. 9 ч

1

Функциональный характер одежды в старину.

1 нед. сен.


2

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).

2 нед. сен.


3

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба);

3 нед. сен.


4

Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня)

4 нед. сен.


5

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

1 недок.


6

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий».

2 недок.


7

Игры и забавы детей.

3 недок.


8

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек)

4 недок.


9

Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция))

1 нед ноя.


Раздел 2. Новый русский быт. 6 ч

10

«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.

2 нед ноя.


11

Петровские ассамблеи.

3 нед ноя.


12

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

4 нед ноя.


13

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.


1 нед дек.


14

Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства.



15

Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры.



Раздел 3. Русские народные праздники. 8 ч

16

Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

2 нед дек.


17

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём.

3 нед дек.


18

Масленица — весенний праздник проводов зимы.

4 нед дек.


19

Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.



20

Егорьев день — 6 мая.



21

День Святой Троицы («Зелёные Святки»).



22

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 28 августа).



23

Христианские легенды о Спасах (Спас на

воде; Преображение; день Нерукотворного образа).



Раздел 4. Русские народные промыслы. 4 ч

24

Гжель — основной центр русской керамики

1 недмар.


25

Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»

2 недмар.


26

Жостово -народный промысел —

расписные металлические подносы.

3 недмар.


27

Вятскую игрушку называют ещё дымковской.



Раздел 5. Русские народные игры. 2 ч

28

Роль игр в жизни детей.

1 нед апр.


29

Игры для мальчиков и для девочек.

2нед апр.


Раздел 6. Народные песни, загадки, пословицы . 2 ч

30

Колыбельные песни для детей.

3нед апр.


31

Песни-потешки.

4нед апр.


Раздел 7. Народные танцы. 2 ч

32

Хороводы. Игры-хороводы.

5нед апр.


33

Пляски парные. Переплясы. Кадрили

2недмая




Учебно-методическое обеспечение реализации программы внеурочной деятельности.

  1. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2012. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

  2. Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2012. - 72 с.;

  3. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;

  4. 4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2012. - 172 с.;

  5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 368 с.

  6. Н. Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности», Москва – Издательский центр «Вентана – Граф», 2014г.