Родная русская литература 8 класс
Тема: Преданья старины глубокой.Стихотворение С.Н. Маркова. «Сусанин».
Цели деятельности учителя:
1) познакомить с личностью Ивана Сусанина.
2)познакомить с произведениями, посвященные его подвигу;
3) воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:
Знать: подвиг Ивана Сусанина, произведения, посвященные его подвигу.
Уметь: анализировать прочитанное.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | Приветствует учеников | Приветствуют учителя. |
2. Мотивация | Посмотрите на обложку книги, которую я держу в руках. О ком мы будем говорить говорить сегодня с вами? | Отвечают на вопрос. |
3. Этап усвоения новых знаний. | Слово учителя о поэте Сергей Марков 1906-1979г.р. Послушаем чтение стихотворения | Чтение текста учеником Слушают чтение текста |
4. Этап первичного закрепления. | Сформулируйте тему стихотворения. | Запись темы стихотворения |
6. Закрепление изученного. | Работа с текстом. Вопросы: Каким представляете Ивана Сусанина (словесное рисование)? Почему он принял решение пойти на погибель вместе с врагами? Как сформулировать основную мысль стихотворения? | Отвечают на вопросы Запись идеи произведения |
7. Итог урока. | Слово учителя Мы познакомились с вами с судьбой настоящего патриота. Да, он жил в 17 веке, но его подвиг должен остаться в памяти россиян навсегда. Мы не знаем, где его могила, но благодарные потомки поставили памятник простому крестьянину, русскому человеку, герою Ивану Сусанину | Слушают учителя. Сообщение о памятнике И.Сусанину |
8. Рефлексия. Оценка. | Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Выполнили ли мы поставленную цель? Что показалось сложным? Что оказалось сделать легко? Оцените свою работу на уроке, нарисовав смайлик | Дают оценку своей деятельности. |
9. Д/з | О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…», прочитать | Записывают д/з в дневник. |
«Сусанин»
Поет синеволосая зима
Под окнами сусанинской светлицы…
Приснились — золотая Кострома,
Колокола Ипатьевской звонницы.
Трещат лучины ровные пучки,
Стучит о кровлю мерзлая береза.
Всю ночь звенят запечные сверчки,
И лопаются бревна от мороза.
А на полу под ворохом овчин
Кричат во сне похмельные гусары —
И ляхи, и оборванный немчин,
И черные усатые мадьяры.
«Добро… Пойдем… Я знаю верный путь».
Сусанин будит толстого немчина…
И скоро кровью обольется грудь,
И скоро жизнь погаснет, как лучина.
«Прощайте, избы, мерзлые луга,
И темный пруд в серебряной оправе…
Сколь радостно идти через снега
Навстречу смерти, подвигу и славе...»
Блестят пищалей длинные стволы,
А впереди, раскинувшись, как полог,
Дыханьем снега, ветра и смолы
Гостей встречает необъятный волок.
Сверкает ледяная бахрома.
Сусанин смотрит зоркими глазами
На полдень, где укрылась Кострома
За древними брусничными лесами.
И верная союзница — метель
По соснам вдруг ударила с размаху.
«Скорей стели мне свежую постель,
Не зря надел я смертную рубаху...»
И почему-то вспомнил тут старик
Свой теплый кров… «Оборони, владыко:
Вчера забыл на лавке кочедык
И золотое липовое лыко.
И кочедык для озорных затей
Утащат неразумные ребята.
Ленился, грешник, не доплел лйтей,
Не сколотил дубового ушата...»
Остановились ляхи и немчин…
Нет ни бахвальства, ни спесивой власти,
Когда глядят из-под людских личин
Звериные затравленные пасти.
И вздрогнул лес, и засветился снег,
Далеким звоном огласились дали,
И завершился стариковский век
Причастьем крови и туманной стали.
… Страна могуча, и народ велик,
И для народа лучшей нет награды,
Когда безвестный костромской мужик
Бессмертен, как предания Эллады.
Его душа — в морях спокойных нив,
В простой красе природы полудикой,
Где Судиславль и тихий Кологрив,
Где дышит утро медом и брусникой.
Горжусь, что золотая Кострома
И у моей звенела колыбели,
В просторах, где лесные терема
Встают навстречу солнцу и метели.
1943
Стихотворение "Сусанин" написано Марковым Сергеем Николаевичем, талантливым советским поэтом, писателем, этнографом, географом, словом, человеком всесторонне развитым. Многими знаниями он овладел, занимаясь самообразованием.
Данное стихотворение было создано автором в суровом военном 1943 году.
Тема произведения - подвиг Ивана Сусанина. Крепостной крестьянин одной из костромских деревень Иван Сусанин зимой 1613 года пошел проводником польско-литовского отряда, который завел в лесную чащу и обрек на смерть ценой собственной жизни. Тем самым он спас от захвата поляками юного Михаила Романова и его мать.
Основная мысль стихотворения, на мой взгляд, заключается в том, что свою Родину нужно любить и быть готовым отдать за нее жизнь.
В произведении 15 строф.
В первых двух поэт рисует картину "синеволосой" зимы, трескучего мороза за окном.
В третьей перед читателями предстают спящие вповалку в избе поляки. А в четвертом Сусанин решается, будит одного из захватчиков и соглашается стать проводником вражеского отряда.
Пятое четверостишие - прощание крестьянина с родными местами, он знает, что ему уже сюда не вернуться.
Далее отряд ляхов и мадьяр идет за Сусаниным к своей гибели. Словно помогая герою, вступает в действие природа, начинается метель.
Старик вспоминает дела, которые не успел доделать.
Враги понимают, что произошло:
В последних трех строфах Марков говорит о том, что Россия могуча, велик ее народ. Она сильна своими героями, память о которых живет в веках.
Поэт гордится тем, что Иван Сусанин его земляк, прославляет костромскую землю.
Финал произведения наполнен торжественностью и патриотизмом.
МАРКОВ
Сергей Николаевич
1906-1979