СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преданья старины глубокой.Стихотворение С.Н. Маркова. «Сусанин». Цели деятельности учителя:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преданья старины глубокой.Стихотворение С.Н. Маркова. «Сусанин». Цели деятельности учителя:»

Родная русская литература 8 класс

Тема: Преданья старины глубокой.Стихотворение С.Н.  Маркова. «Сусанин».

Цели деятельности учителя:

1) познакомить с личностью Ивана Сусанина.

2)познакомить с произведениями, посвященные его подвигу;

3) воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

Знать: подвиг Ивана Сусанина, произведения, посвященные его подвигу.

Уметь: анализировать прочитанное.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствует учеников

Приветствуют учителя.

2. Мотивация

Посмотрите на обложку книги, которую я держу в руках.

О ком мы будем говорить говорить сегодня с вами?

Отвечают на вопрос.

3. Этап усвоения новых знаний.

Слово учителя о поэте

Сергей Марков 1906-1979г.р.

Послушаем чтение стихотворения


Чтение текста учеником

Слушают чтение текста


4. Этап первичного закрепления.

Сформулируйте тему стихотворения.

Запись темы стихотворения

6. Закрепление изученного.

Работа с текстом.

Вопросы:

Каким представляете Ивана Сусанина (словесное рисование)?

Почему он принял решение пойти на погибель вместе с врагами?

Как сформулировать основную мысль стихотворения?

Отвечают на вопросы

Запись идеи произведения

7. Итог урока.

Слово учителя

Мы познакомились с вами с судьбой настоящего патриота. Да, он жил в 17 веке, но его подвиг должен остаться в памяти россиян навсегда. Мы не знаем, где его могила, но благодарные потомки поставили памятник простому крестьянину, русскому человеку, герою Ивану Сусанину

Слушают учителя.


Сообщение о памятнике И.Сусанину

8. Рефлексия. Оценка.

Что нового вы сегодня узнали?

Чему научились?

Выполнили ли мы поставленную цель?

Что показалось сложным?

Что оказалось сделать легко?

Оцените свою работу на уроке, нарисовав смайлик

Дают оценку своей деятельности.


9. Д/з

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…», прочитать

Записывают д/з в дневник.




«Сусанин»

Поет синеволосая зима

Под окнами сусанинской светлицы…

Приснились — золотая Кострома,

Колокола Ипатьевской звонницы.

Трещат лучины ровные пучки,

Стучит о кровлю мерзлая береза.

Всю ночь звенят запечные сверчки,

И лопаются бревна от мороза.

А на полу под ворохом овчин

Кричат во сне похмельные гусары —

И ляхи, и оборванный немчин,

И черные усатые мадьяры.

«Добро… Пойдем… Я знаю верный путь».

Сусанин будит толстого немчина…

И скоро кровью обольется грудь,

И скоро жизнь погаснет, как лучина.

«Прощайте, избы, мерзлые луга,

И темный пруд в серебряной оправе…

Сколь радостно идти через снега

Навстречу смерти, подвигу и славе...»

Блестят пищалей длинные стволы,

А впереди, раскинувшись, как полог,

Дыханьем снега, ветра и смолы

Гостей встречает необъятный волок.

Сверкает ледяная бахрома.

Сусанин смотрит зоркими глазами

На полдень, где укрылась Кострома

За древними брусничными лесами.

И верная союзница — метель

По соснам вдруг ударила с размаху.

«Скорей стели мне свежую постель,

Не зря надел я смертную рубаху...»

И почему-то вспомнил тут старик

Свой теплый кров… «Оборони, владыко:

Вчера забыл на лавке кочедык

И золотое липовое лыко.

И кочедык для озорных затей

Утащат неразумные ребята.

Ленился, грешник, не доплел лйтей,

Не сколотил дубового ушата...»

Остановились ляхи и немчин…

Нет ни бахвальства, ни спесивой власти,

Когда глядят из-под людских личин

Звериные затравленные пасти.

И вздрогнул лес, и засветился снег,

Далеким звоном огласились дали,

И завершился стариковский век

Причастьем крови и туманной стали.

… Страна могуча, и народ велик,

И для народа лучшей нет награды,

Когда безвестный костромской мужик

Бессмертен, как предания Эллады.

Его душа — в морях спокойных нив,

В простой красе природы полудикой,

Где Судиславль и тихий Кологрив,

Где дышит утро медом и брусникой.

Горжусь, что золотая Кострома

И у моей звенела колыбели,

В просторах, где лесные терема

Встают навстречу солнцу и метели.

1943




Стихотворение "Сусанин" написано Марковым Сергеем Николаевичем, талантливым советским поэтом, писателем, этнографом, географом, словом, человеком всесторонне развитым. Многими знаниями он овладел, занимаясь самообразованием.

Данное стихотворение было создано автором в суровом военном 1943 году.

Тема произведения - подвиг Ивана Сусанина. Крепостной крестьянин одной из костромских деревень Иван Сусанин зимой 1613 года пошел проводником польско-литовского отряда, который завел в лесную чащу и обрек на смерть ценой собственной жизни. Тем самым он спас от захвата поляками юного Михаила Романова и его мать.

Основная мысль стихотворения, на мой взгляд, заключается в том, что свою Родину нужно любить и быть готовым отдать за нее жизнь.

В произведении 15 строф.

В первых двух поэт рисует картину "синеволосой" зимы, трескучего мороза за окном.

В третьей перед читателями предстают спящие вповалку в избе поляки. А в четвертом Сусанин решается, будит одного из захватчиков и соглашается стать проводником вражеского отряда.

Пятое четверостишие - прощание крестьянина с родными местами, он знает, что ему уже сюда не вернуться.

Далее отряд ляхов и мадьяр идет за Сусаниным к своей гибели. Словно помогая герою, вступает в действие природа, начинается метель.

Старик вспоминает дела, которые не успел доделать.

Враги понимают, что произошло:

В последних трех строфах Марков говорит о том, что Россия могуча, велик ее народ. Она сильна своими героями, память о которых живет в веках.

Поэт гордится тем, что Иван Сусанин его земляк, прославляет костромскую землю.

Финал произведения наполнен торжественностью и патриотизмом.



 

 






МАРКОВ

Сергей Николаевич

1906-1979