СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Предэкзаменационный стресс и методы его преодоления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

 Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям. В выступлении интересн как теоретический ,так и практический материал

Просмотр содержимого документа
««Предэкзаменационный стресс и методы его преодоления»»



Учитель истории и обществознания МБОУ СШ №2 г.Димитровграда

Касимова Елена Анатольевна



«Предэкзаменационный стресс и методы его преодоления»

Выступление


















Тема стресса актуальна на каждом этапе жизни человека, так как мы постоянно сталкивавемся с определенными препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одно из таких препятствий – экзамен.

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом, и весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники.

Для любого человека экзамен – это стресс. Тревога и страх, которые зачастую испытывают старшеклассники при сдаче экзаменов, могут подавлять все их познавательные каналы, и уже ни память, ни мышление, ни внимание не способны работать на должном уровне. Помимо объективных сложностей на результат оказывают влияние индивидуальные стратегии, которые используют старшеклассники при подготовке и сдаче экзаменов.

Из этого следует, что стресс, как правило, сильно мешает установить реальный уровень знаний, ученика, а также приводит к самым неприятным последствиям: физическим и психическим нарушениям.

Глава 1. Стресс, его причины и симптомы

    1. Понятие стресса

Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Стресс – это, то, что вызывает напряжение, злость, фрустрацию или ощущение несчастья, это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Это может быть визит к доктору; предстоящие экзамены; выбор жилья или переезд; постоянное давление рабочих обязательств; горе в связи со смертью близкого человека.

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. «Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма». По его словам, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. В обиходной речи под стрессом понимается состояние, противоположное покою и душевному равновесию. Оптимальный уровень стресса способен вызвать положительные эффекты: приятное возбуждение, душевный и творческий подъем, сверхмобилизация адаптационных возможностей. Г. Селье в метафорической форме называл стресс вкусом и ароматом жизни.

В настоящее время ученые выделяют 3 основные стадии развития стрессового состояния у человека: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения.

В медицине, физиологии и психологии выделяют два вида стресса: конструктивный (Эустресс) и деструктивный (Дистресс). Первый способствует повышению адаптационных и мобилизационных сил человека в условиях дискомфорта и опасности, оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма, второй, запредельный стресс, разрушает человека, оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям. Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» - тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается (конструктивный стресс). Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного ее разрушения (деструктивный стресс).

    1. Причины стресса

К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить и физиологические и психологические факторы.

Причины возникновения стрессов:

  1. Влияние окружающей среды (шум, холод, жара).

  2. Нагрузки:

  • физические (мышечные);

  • физиологические (болезнь, травма);

  • информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);

  • эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);

  • рабочие (перемены деятельности, трудовые нагрузки и конфликты).

  1. Монотонность в труде и жизни.

  2. Повседневные раздражители (общественный транспорт, ремонт, бытовые конфликты).

  3. Цейтнот, нехватка времени

  4. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).

  5. Отсутствие привычных социальных связей (переезд, переход в другую школу, развод и т.д.).

  6. Переломные этапы жизни, личностные кризисы.

  7. Воспоминания, прогнозы, идеи относительно будущего.

  8. Неудовлетворение материальных потребностей.

  9. Ситуации неопределенной или конкретной угрозы.

  10. Социально – психологические и экономические факторы.

  11. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);

  12. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

  13. Ощущение постоянного давления;

1.3 Влияние стресса на человека и его симптомы

Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека. Стресс дезорганизует деятельность человека. Его поведение приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница). Часто последствия стресса проявляются в усталости, быстрой утомляемости, боли различной локализации.

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний. Наиболее часто встречаются сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт). Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы в желудке и двенадцатиперстной кишке, спазмы в животе. Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеваниям, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

Американскими исследователями был установлен очень интересный факт: у людей, подвергшихся воздействию психологического стресса, было обнаружено снижение содержания лейкоцитов в крови, а ведь именно лейкоциты играют важную роль в процессе иммунологической защиты организма, в том числе и от опухолевых клеток. Против раковых клеток в организме действуют несколько видов специализированных клеток иммунной системы, которые обнаруживают и уничтожают опухолевые клетки. В результате стресса происходит нарушение клеточной иммунной защиты, что может способствовать развитию опухоли.

С чем связано неблагоприятное действие стресса на организм? Ученые установили, что при стрессе активируется центральная нервная система, которая дает сигнал железам внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа) к выработке различных гормонов. Эти гормоны, необходимые в физиологических количествах для нормальной работы организма, в больших количествах вызывают множество нежелательных реакций, ведущих к заболеваниям и даже к гибели. Их негативное действие усугубляется тем, что современный человек в отличие от первобытного при стрессе редко пускает в ход мышечную энергию. Поэтому биологически активные вещества еще долго циркулируют в крови в повышенных концентрациях, не давая успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.

Остановимся более подробно на такой причине стресса, как эмоциональные нагрузки, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуации экзамена.

    1. Специфика экзаменационного стресса

Экзамены — это серьезное испытание на прочность всей нервной системы. При стрессе, как правило, ощущается сильное беспокойство: человек чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой.

Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.

В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды сессии в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях – вот, типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.

Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

1. Активное реагирование. Перед нервным событием у части школьников происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.

2. Пассивное реагирование. У некоторых школьников, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус.

Рассмотрим откуда берется экзаменационный стресс.

По мнению специалистов, он порождается:

  • интенсивной умственной деятельностью;

  • нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, пособиями;

  • а также нарушением режима сна и отдыха.

Но главный фактор, провоцирующий возникновение экзаменационного стресса – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.

Глава 2. Диагностика и анализ уровня предэкзаменационного стресса среди учащихся 9, 11 класса

2.1 Анкетирование и тестирование учащихся

Для выявления уровня предэкзаменационного стресса среди учащихся 9, 11 классов мы провели исследование. Для проведения исследования мы использовали:

    1. Анкета подверженности экзаменационному стрессу (Приложение 1)

    2. Тест на испытываемый стресс - автор Спилберг-Ханин (Приложение 2)

В исследовании приняло участие 56 человек - 36 учащихся 9-х классов и 20 учащихся 11 класса.

    1. Анализ результатов исследования

1.Анкета подверженности экзаменационному стрессу (Приложение №1)

Анкетирование учащихся 9,11 классов дало следующие результаты.

Из общего количества опрошенных 55% (56 человек) учащихся отметили, что подвержены стрессам.

На вопрос об ощущениях в связи с предстоящими экзаменами, большинство учащихся назвали следующие:

- страх – 33 чел

- паника - 19

- тревога – 17 чел

- напряжение – 11 чел

- безысходность – 2 чел

Таким образом, для учащихся ситуация предстоящего экзамена является стресогенной.

При этом, большинство будущих выпускников уверенны в своей подготовке к экзаменам. Так 14 человек отметили сввой уровень подготоки к экзаменам как высокий, 29 человек отметили средний уровень подготовки, 13 человек честно заявили, что не уверенны в своей подготовке.

Следующий вопрос касался проверенных и продуктивных методов подготовки к экзаменам. 25 человек отметили, что имеют свои испытанные методы подготовки, 31 человек отметил, что такими методами не обладает.

Вопрос по поводу режима подготовки к экзаменам у многих учащихся вызвал затруднение, что говорит о неумении правильно и четко распределять нагрузку и время.

К способам снижения предэкзаменационного стресса многие учащиеся отнесли следующее:

- прогулки на свежем воздухе – 34 чел

- спорт – 19 чел

- компьютерные игры – 14 чел

- полноценный сон – 18 чел

- общение с друзьями – 24 чел

- еда – 8 чел

- музыка – 13 чел

Таким образом, большинство учащихся отмечают, что испытывают стресс перед экзаменом, не всегда знают как правильно настроиться на предстоящее испытание, не уверены в собственных возможностях.

  1. Тест на испытываемый стресс - автор Спилберг-Ханин(Приложение №2)

Для выявления уровня стресса среди учащихся 9, 11 классов (56 человек) был предложен тест Спилберга-Ханина, состоящий из 10 утверждений. Результаты данного теста на стрессоустойчивость для будущих выпускников выглядят следующим образом:

  • 87%-100% (26-30 баллов) – ребенок находится в состоянии сильного стресса,

  • 50%-86% (15-26 баллов) – его раздражают только очень неприятные вещи, а бытовые мелочи не способны вывести из равновесия,

  • менее 50% (15 баллов) – подросток максимально спокоен и защищен от стрессов.

Анализ результата теста определение уровня стресса показали, что высокий уровень стресса испытывает всего 19 учащихся, средний 24, а низкий уровень стресса 13 учащихся.

Выявленный высокий уровень стресса у наших испытуемых говорит нам о достаточно выраженном напряжении эмоциональных и физиологических систем организма, возникших в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать.

Таким образом, большинство опрошенных учащихся 9, 11 классов испытывают предэкзаменационный стресс, что может негативно сказаться на уровне сдачи экзамена, а так же на психологическом здоровье учащихся.

2.3 Рекомендации учащимся выпускных классов по способам снижения стресса в предэкзаменационный период

Советы по борьбе со стрессом

Полностью экзаменационный стресс снять, конечно, невозможно, ведь любая новая ситуация всегда вызывает волнение, но уменьшить его и улучшить контроль за своими эмоциями можно. Настроить себя на победу, мобилизовать свои силы и возможности на экзаменах, уменьшить тревожность и беспокойство в стрессовых ситуациях помогут несколько общих советов.

1. Помните, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.

2. Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно. Стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Мысленно рисуйте себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Останавливайте негативные мысли.

3. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему.

4. Не держите все в себе. Ища поддержки у друзей и родственников и делясь с ними своими проблемами, вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.

5. Поверьте в себя! Вы бы не смогли обучаться в этом классе и успешно окончить школу, если бы у вас не было на то способностей. А это значит, что если вы проведете достаточно времени за учебниками и подготовитесь к экзамену соответствующим образом, то вы обязательно его сдадите без лишнего волнения и беспокойства. Сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании (повезет – не повезет), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

6. Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.

Психопрофилактика деструктивного стресса (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения

1. Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении, одежда не должна стеснять ваших движений.

2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.

3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит.

4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».

5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».

      1. Наступает пробуждение. Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».

Заключение

Стресс – неотъемлемый компонент жизни человека. Стресс несет положительные и отрицательные изменения в жизни людей. С одной стороны он может мобилизовать скрытые ресурсы, с другой – ввести в ступор, вызвать нежелательные реакции. Наверное, полностью снять стресс нельзя, ведь любая новая ситуация всегда вызывает волнение, но уменьшить его и улучшить контроль за своими эмоциями можно.

В результате работы над проектом мы изучили теоретический материал по данной теме, провели исследование с целью выявления предэкзаменационного стресса среди школьников, рассмотрели способы и профилактику экзаменационного стресса и разработали комплекс мер по его устранению.

Результаты исследования показали, что 76% опрошенных выпускников имеют высокий и средний уровень стресса. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, экзамен является фактором стресса, т.е. неблагоприятно сказывается на эмоциональном самочувствии выпускников.

Современный психологи разработали ряд эффективных методик для снижения стресса, они представленны в нашей практической части и приложении. Среди наиболее востребованных можно назвать: аутотренинг, дыхательная гимнастика, антистрессовый массаж, самовнушение и полноценный сон.

Борьба со стрессами – это помощь себе, своему здоровью, и чем бережнее вы относитесь к своему здоровью, тем крепче оно у вас будет, и тем приятнее и ярче будет казаться вам жизнь.



Приложение №1


Анкета. «Подверженность экзаменационному стрессу»»


1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?

4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала?

5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наиболее продуктивным?

6. Какие способы снижения предэкзаменационного стресса ты знаешь?

 

Приложение №2

Тест на испытываемый стресс (автор Спилберг-Ханин)

На утверждения этого теста подросток должен дать один из трех возможных вариантов ответа: «нет» (оценивается в 0 баллов), «да, иногда» (оценивается в 1 балл) и «да, безусловно» (оценивается в 3 балла).

Опросник призван выявить, раздражает ли ребенка:

Тест на испытываемый стресс

нет

да, иногда

да, безусловно

  1. Сильный запах духов?




  1. Когда друга или одноклассника приходится постоянно ждать?




  1. Если кто-то постоянно смеется без повода?




  1. Если родители или учителя часто поучают меня?




  1. Громкие разговоры в общественном транспорте?




  1. Люди, жестикулирующие во время общения?




  1. Когда мне дарят неинтересные и ненужные вещи?




  1. Когда мне рассказывают сюжет книги, которую я хочу прочитать?




  1. Если в кинотеатре передо мной кто-то постоянно вертится и разговаривает?




  1. Если кто-то грызет ногти при мне?






Приложение №5

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

1. Помните, что лёгкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и  даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.

2. Готовясь к  экзамену, настраивайтесь на успех, подкрепляйте свою уверенность в  собственных силах, говоря себе: «Всё хорошо, у  меня всё получится, я  всё вспомню». Есть такое понятие, как притягивание ситуации. Давайте думать о  хорошем и  притягивать успех. Может, это непривычно для вас, но привыкайте убеждать себя в том, что вы молодец, что всё можете, что справитесь лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены.

3. Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом  — это естественно, но впадать в  панику непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно. Стоит научиться никогда не думать о  провале на экзамене. Мысленно рисуйте себе картину уверенного, чёткого ответа, полной победы. Останавливайте негативные мысли. Скажите себе «СТОП», как только начнёте паниковать.

4. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и  паники  — это закрыть глаза и  сделать несколько медленных, глубоких вдохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя: «Я спокоен и  расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и  сделаю это хорошо!»

5. Очень часто бывает трудно запомнить большой по объёму материал не из-за плохой памяти, а  из-за неуверенности в собственных силах: дескать, я никогда не запомню то, о  чём написано на ста страницах. Правильно настроить себя помогает аутогенная тренировка: «Я отдыхаю, настраиваюсь на обучение. Мне необходимо собраться. Моя память необычайно сильная. Я  хочу, чтобы моя память стала необычайно сильной. Моя память стала сильной. Всё, что вижу и  слышу, запечатлевается в моей памяти. Моя память сохраняет всё. Запоминаю легко и  непринуждённо. Смогу вспомнить всё, когда это понадобится. Моя память необыкновенно сильна. Моя память активно поглощает всю информацию. Я  полностью управляю своим восприятием. Моё восприятие активно, мысли быстрые и чёткие. Мышцы подвижные, упругие, лёгкие. Дыхание ровное и сильное. Я бодр и спокоен. Я полностью подготовил себя для обучения».

6. Не держите всё в  себе. Ища поддержки у  друзей и  родственников и  делясь с  ними своими проблемами, вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.

7. Поверьте в  себя! Вы бы не смогли обучаться в  этом классе и  успешно окончить школу, если бы у  вас не было на то способностей. А  это значит, что если вы проведете достаточно времени за учебниками и  подготовитесь к  экзамену соответствующим образом, то вы обязательно его сдадите без лишнего волнения и  беспокойства. Помните: уверенность в  себе приходит от осознания того, что вы хорошо подготовились и  умеете делать всё, что от вас требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и  ожидании (повезет  — не повезет), а  на подготовке и  самопроверке перед экзаменом.

8. Смотрите на всё в  перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в  перспективе всей вашей дальнейшей жизни  — это всего лишь небольшая её часть.