Урок №
__11__ класс
Дата_________
Предложение как единица синтаксиса. Основные типы простых предложений
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатка предложений, тесты,
Ход урока.
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о нас сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).
2 )Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися.
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ. А какую тему мы затронем сегодня, узнаем чуть позже.
Но сначала, как и на многих предыдущих уроках, проведём орфоэпическую разминку:
3) Орфоэпическая разминка.
- Прочитайте записи на карточке:
ЗакУпоренные окна и закрытые жалюзИ создавали мрачноватую атмосферу, но опытный мЕнеджер Ирина Ильинична не унывала. (сложное, ССП)
Наслаждаясь ароматом душистых Ирисов, она листала украИнский каталОг кухОнной мебели за прошлый квартАл и думала о том, что необходимо заключить новые договОры на оптОвые поставки готовой продукции. (сложное, СПП)
К обеду Ирина Ильинична созвонилась с поставщикАми, которые обрадовались продлению договОра, и ясно осознАла: пришло время отдохнуть. (сложное с подчинительной и бессоюзной связью)
МЕльком взглянув на окно, Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языкОвой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свЁклы. (простое, осложнено обособленным обстоятельством)
- Что вы прочитали?
- Из чего состоит текст?
-Какие предложения использовал автор данного текста? Охарактеризуйте предложения, сделав записи в скобках. Не забудьте поставить ударение в словах, которые входят в орфоэпический минимум.
- Постановка ударения в словах относится к орфоэпической разминке, а второе задание относится к теме сегодняшнего урока. Попробуйте сами сформулировать её.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА
Тема: Предложение. Типы предложений
ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ УРОКА.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: повторить знания о видах и типах предложений, рассмотреть ещё раз задания ЕГЭ, связанные с правильным построением предложений, с определением типа предложений, с правильной постановкой знаков препинания в них ).
-Молодцы. Продолжим работу.
-Запишите в тетрадь тему урока: Предложение. Типы предложений.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1)Актуализация опорных знаний и умений.
Некоторые задания ЕГЭ, в которых проверяется умение правильно строить предложения, мы уже отрабатывали. Только сегодня эти задания нужно выполнить не как обычно, а записать в тетрадь правильные предложения.
(задания на доске на карточках)
Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Слушая песню,
1) представляется бескрайняя степь.
2) вспоминаешь родные места.
3) у всех стали взволнованными лица.
4) мелодия показалась мне знакомой
Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Пользуясь обманными движениями,
1) не рекомендуется злоупотребление этим приёмом.
2) это излюбленный приём волейболистов.
3) этот приём позволяет застать соперников врасплох.
4) можно застать соперника врасплох.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите предложение в исправленном виде.
1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
2) Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
3) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
4) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка»
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).Запишите предложение в исправленном виде
1) Лексические повторы — средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».
2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное значение.
4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.
2) Проверка самостоятельной работы
- Какие предложения вы записали? Прочитайте.
3) Беседа
- Как вы считаете, что необходимо знать для успешного выполнения тестов по данной теме?
Нужно все знать о типах предложения и о постановке в них знаков препинания)
4) Повторение изученного.
- Давайте вспомним и проверим свои знания.
- Какие предложения по наличию в них главных предложений вы знаете? (Односоставные и двусоставные)
- Чем они отличаются?
(Отвечать только ДА или НЕТ)
1.Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)
2.О.-л. предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)
3.Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)
4.Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)
7.Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
8.Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)
9.Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)
10.Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)
1. О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов.
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?
Например: Люблю тебя, Петра творенье! (Определённо-личные предложения)
2. О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?
«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»
Например: Ведут ко мне коня. (Неопределённо-личное)
3. Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».
Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет?
Например: Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! (Назывные)
- Какие виды предложений по количеству в них грамматических основ вы знаете?
- Какие предложения называются сложными?
- Какие типы сложных предложений вы знаете?
- Какими признаками обладает ССП?
- Какие знаки препинания ставятся в ССП для разделения частей?
- Какие предложения называются сложноподчинёнными?
- Какие типы придаточных вы знаете?
- Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной?
- Какие предложения называются бессоюзными сложными?
- Какие знаки препинания ставятся для разделения частей в БСП?
- Все эти знания помогут нам успешно сдать ЕГЭ. Только 16 заданий из блоков заданий Аи В посвящены теме «Предложение», да и для выполнения задания С не обойтись без умения строить предложения и правильно ставить в них знаки препинания.
5) Выполнение тренировочных упражнений по карточкам:
Мельком взглянув на окно, Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы. (простое, осложнено обособленным обстоятельством)
- Дайте характеристику предложения.
- Чем еще может быть осложнено простое предложение
(вводными словами и конструкциями, однородными членами, обращениями)
6) Домашнее задание: Выписать из текстов художественной литературы 10 простых осложнённых предложений, подчеркнуть в них грамматическую основу, дать характеристику.
7) Выставление оценок.
8) Рефлексия.
ответьте на вопросы:
-Вспомнили, что…
-Я понял,…
-Вызвало затруднение…
- Было сложно…
-Нужно выучить…
Закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу но опытный менеджер Ирина Ильинична не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том что необходимо заключить новые договоры на оптовые поставки готовой продукции.
К обеду Ирина Ильинична созвонилась с поставщиками которые обрадовались продлению договора и ясно осознала пришло время отдохнуть.
Мельком взглянув на окно Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.