Тема: Предложение. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: закрепить умения учащихся отличать предложение от группы слов ; систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения ; развитие каллиграфических навыков письма, развитие умения делать выводы на основе выполненных упражнений, развитие устной речи учащихся, развитие интереса к изучению русского языка; способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (дисциплинированности, внимательности, трудолюбия), воспитание любви и бережному отношению к природе; способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
объяснять основные признаки предложения; различать предложения и группы слов; составлять предложения из слов; толковать значение слов; грамотно оформлять предложение на письме; применять на практике правила правописания; работать над звукопроизношением и развитием речи.
Метапредметные :
Познавательные : ориентироваться в тетрадях; находить ответы на вопросы в тексте; устанавливать причинно-следственные связи (интонация и знаки препинания),делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Личностные : принимать и осваивать социальную роль ученика; определять общие для всех правила поведения; осуществлять самоконтроль; взаимоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; учиться высказывать своё предположение; пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
Оборудование: карточки, электронное приложение к учебнику, картинки для рефлексии.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
-Тихонько сели, на меня все посмотрели.
2.Актуализация знаний
-а) Давайте вспомним, что такое речь?
Слушание, говорение, чтение, письмо-это речь.
- Какие виды речи вы знаете?
Речь бывает устной и письменной.
- Из чего состоит речь?
Речь состоит из предложений.
- А как называется наш урок?
Наш урок называется Русский язык.
- А что вы знаете о Русском языке?
Мы знаем, что русский язык- это государственный язык нашей страны, Российской Федерации
Молодцы!
б) Минутка чистописания.
Сели правильно, приготовились к письму. Открываем тетради, записываем число.
Как обычно, мы начинаем наш урок с минутки чистописания. Для чего мы её проводим? (ответы детей)
Писать мы сегодня будем соединение –оро-. Посмотрите на образец. Из каких элементов состоит это соединение? (овал, длинная наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху и внизу).
Какое соединение применяем?
Прежде чем приступить к написанию, обратите внимание на тетрадь. Положите её правильно, следите за своей осанкой во время письма.
Запишите это соединение всю строчку.
(дети пишут)
А теперь внимательно посмотрите на свою запись и обведите карандашом самое лучшее соединение.( Работа в парах)
в) Словарная работа.
Соединение –оро- встречается во многих словарных словах русского языка. Что такое словарные слова?
Сейчас мы с вами познакомимся с новыми словарными словами, а какими – вы должны отгадать.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
(на доску вывешивается слово и картинка)
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!
Очень важная персона –
Чёрно-серая… (Ворона)
-Сколько слогов в каждом слове? Назовите ударный слог. Посмотрите, где опасное место в словах. (подчеркнуто сочетание –оро-)
Запишите словарные слова в тетрадь, поставьте ударение в словах, подчеркните соединение –оро- это опасное место.
- Ребята, что вы можете сказать об этих птицах?
(Птицы живут рядом с человеком, не улетают в теплые края.)
А как мы можем помочь им пережить холодную зиму?
Эти птицы живут рядом с нами и, порою, мы даже не замечаем их. А что вы узнали о воробьях и воронах, какие интересные факты нашли?
(ответы детей)
Дополнительно: Вороны считаются очень умными птицами, они умеют подражать звукам, были случаи, когда ворона издавала лай, как у собаки.
Воробьи – главные помощники человека в борьбе с насекомыми –вредителями. В Бостоне воробью даже поставлен памятник.
Вот такие интересные, оказывается, птицы.
3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Составь слово (Предложение)
Посмотрите на эти две записи и сравните их: чем похожи и в чем их различие?
Воробьи, ворона, птица, человек.
Воробьи и вороны живут рядом с человеком.
(Сходство – каждая запись состоит из слов.
Различие – первая запись не является предложением, вторая запись – предложение.)
Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (тема нашего урока – предложение), цели урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться выделять предложения из текста, учиться составлять предложения, меняя форму слова, правильно оформлять предложения на письме.
- Что мы прочитали? (Предложение)
- А что такое предложение? (Несколько слов, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль)
- Как мы выделяем предложения в устной речи? (Пауза)
- Как правильно будем оформлять предложения при письме? (С большой буквы и в конце поставим точку)
Спишите предложение.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Как вы думаете, в конце предложения ставят только точку? А какие знаки вы ещё знаете?
Отгадайте, о каких знаках идёт речь в загадках?
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом(?)
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.(.)
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца! (!)
Прочитайте предложение, где . ! ?
Весна пришла!
Льдинки на окне.
Первый весенний денёк.
Работа по учебнику с 11.
Составьте предложение.
Бабушка читает сказку внуку.
Бабушка читает сказку внуку?
Бабушка читает сказку внуку!
Что такое предложение?
Из чего состоит предложение?
Что выражает предложение?
Как слова связаны в предложении?
Запишите предложение в тетрадь. Соблюдайте правила посадки во время письма.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Раз – подняться, потянуться.
Два– нагнуться, разогнуться.
Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На 4 четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место снова сесть.
5. Первичная проверка понимания.
Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный знак или вопросительный знак, в зависимости от цели высказывания.
Знаки мы ставим в письменной речи, а как мы покажем это в устной речи? (интонацией голоса, понижение голоса к концу предложения, пауза)
Я читаю предложения, а вы покажите с помощью карточек, какой знак вы поставите, следя за моей интонацией:
Весна.
Весна?
Весна!
Наступило утро.
Какой прекрасный день!
А вы видели, как цветут подснежники?
А теперь вы прочитайте предложения с интонацией.
С12 упр.5
Ребята, для чего нам нужно обязательно соблюдать интонацию? (чтобы выразительно рассказывать стихи, читать, выражать свои чувства и мысли)
С.12 упр.4
6.Первичное закрепление.
Работа над деформированным предложением (работа в парах)
– Можно ли эту запись назвать предложением?
цветы, первые, весной, распускаются
– Расставьте слова так, чтобы они выражали мысль.
– Запишите полученное предложение.
– Что надо помнить, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка)
-Запишите первое предложение в тетрадь под диктовку. (Наступило весеннее утро.)
-О чем предложение? (об утре)
-Утро что сделало? (наступило)
-Утро какое? (весеннее)
-Что ты можешь сказать о словах в этом предложении? (связаны по смыслу)
Самостоятельная работа на карточке
– Подчеркнуть фразы, которые являются предложением.
Подул тёплый ветерок.
Верхушка ель на дятел.
По реке плывёт лёд.
Ёж несёт яблоко.
7.Итог урока.Рефлексия.
– Из чего состоит предложение?
– Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? А в письменной речи?
– Что вы узнали о правописании слов ворона и воробей?
А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»
- Речь состоит из …………..(предложений)
- Предложение – это ………(слова связанные по смыслу)
- Предложение начинается с …………(Большой буквы), а в конце стоит …….(точка)
Если вы считаете, что работали активно, самостоятельно – покажите зелёный кружок;
- если иногда требовалась помощь или подсказка – жёлтый;
- если все задания на уроке выполняли с помощью – красный.