СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предложение. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.»

Тема:  Предложение. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: закрепить умения учащихся отличать предложение от группы слов ; систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения ; развитие каллиграфических навыков письма, развитие умения делать выводы на основе выполненных упражнений, развитие устной речи учащихся, развитие интереса к изучению русского языка; способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (дисциплинированности, внимательности, трудолюбия), воспитание любви и бережному отношению к природе; способствовать воспитанию любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: 

объяснять основные признаки предложения; различать предложения и группы слов; составлять предложения из слов; толковать значение слов; грамотно оформлять предложение на письме; применять на практике правила правописания; работать над звукопроизношением и развитием речи.

Метапредметные :

Познавательные : ориентироваться в тетрадях; находить ответы на вопросы в тексте; устанавливать причинно-следственные связи (интонация и знаки препинания),делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо­щью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль ученика; определять общие для всех правила поведения; осуществлять самоконтроль; взаимоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; учиться высказывать своё предположение; пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.


Оборудование:  карточки, электронное приложение к учебнику, картинки для рефлексии.


Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

-Тихонько сели, на меня все посмотрели.

2.Актуализация знаний

-а) Давайте вспомним, что такое речь?

Слушание, говорение, чтение, письмо-это речь.

- Какие виды речи вы знаете?

Речь бывает устной и письменной.
- Из чего состоит речь?

Речь состоит из предложений.

- А как называется наш урок?

Наш урок называется Русский язык.

- А что вы знаете о Русском языке?

Мы знаем, что русский язык- это государственный язык нашей страны, Российской Федерации

Молодцы!

б) Минутка чистописания.

Сели правильно, приготовились к письму. Открываем тетради, записываем число.

Как обычно, мы начинаем наш урок с минутки чистописания. Для чего мы её проводим? (ответы детей)

Писать мы сегодня будем соединение –оро-. Посмотрите на образец. Из каких элементов состоит это соединение? (овал, длинная наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху и внизу).

Какое соединение применяем?

Прежде чем приступить к написанию, обратите внимание на тетрадь. Положите её правильно, следите за своей осанкой во время письма.

Запишите это соединение всю строчку.

(дети пишут)

А теперь внимательно посмотрите на свою запись и обведите карандашом самое лучшее соединение.( Работа в парах)

в) Словарная работа.

Соединение –оро- встречается во многих словарных словах русского языка. Что такое словарные слова?

Сейчас мы с вами познакомимся с новыми словарными словами, а какими – вы должны отгадать.

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)



(на доску вывешивается слово и картинка)


Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!

Очень важная персона –

Чёрно-серая… (Ворона)



-Сколько слогов в каждом слове? Назовите ударный слог. Посмотрите, где опасное место в словах. (подчеркнуто сочетание –оро-)

Запишите словарные слова в тетрадь, поставьте ударение в словах, подчеркните соединение –оро- это опасное место.

- Ребята, что вы можете сказать об этих птицах?

(Птицы живут рядом с человеком, не улетают в теплые края.)

А как мы можем помочь им пережить холодную зиму?

Эти птицы живут рядом с нами и, порою, мы даже не замечаем их. А что вы узнали о воробьях и воронах, какие интересные факты нашли?

(ответы детей)

Дополнительно: Вороны считаются очень умными птицами, они умеют подражать звукам, были случаи, когда ворона издавала лай, как у собаки.

Воробьи – главные помощники человека в борьбе с насекомыми –вредителями. В Бостоне воробью даже поставлен памятник.

Вот такие интересные, оказывается, птицы.

3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Составь слово (Предложение)

Посмотрите на эти две записи и сравните их: чем похожи и в чем их различие?

  1. Воробьи, ворона, птица, человек.

  2. Воробьи и вороны живут рядом с человеком.

(Сходство – каждая запись состоит из слов.

Различие – первая запись не является предложением, вторая запись – предложение.)

Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (тема нашего урока – предложение), цели урока.


– Сегодня на уроке мы будем учиться выделять предложения из текста, учиться составлять предложения, меняя форму слова, правильно оформлять предложения на письме.

- Что мы прочитали? (Предложение)

- А что такое предложение? (Несколько слов, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль)

- Как мы выделяем предложения в устной речи? (Пауза)

- Как правильно будем оформлять предложения при письме? (С большой буквы и в конце поставим точку)

Спишите предложение.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Как вы думаете, в конце предложения ставят только точку? А какие знаки вы ещё знаете?

Отгадайте, о каких знаках идёт речь в загадках?

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом(?)


Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.(.)


Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца! (!)

Прочитайте предложение, где . ! ?


Весна пришла!

Льдинки на окне.

Первый весенний денёк.


Работа по учебнику с 11.

Составьте предложение.


Бабушка читает сказку внуку.

Бабушка читает сказку внуку?

Бабушка читает сказку внуку!


Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Что выражает предложение?

Как слова связаны в предложении?

Запишите предложение в тетрадь. Соблюдайте правила посадки во время письма.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Раз – подняться, потянуться.

Два– нагнуться, разогнуться.

Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На 4 четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место снова сесть.



5. Первичная проверка понимания.


Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный знак или вопросительный знак, в зависимости от цели высказывания.

Знаки мы ставим в письменной речи, а как мы покажем это в устной речи? (интонацией голоса, понижение голоса к концу предложения, пауза)

Я читаю предложения, а вы покажите с помощью карточек, какой знак вы поставите, следя за моей интонацией:

Весна.

Весна?

Весна!

Наступило утро.

Какой прекрасный день!

А вы видели, как цветут подснежники?

А теперь вы прочитайте предложения с интонацией.

С12 упр.5

Ребята, для чего нам нужно обязательно соблюдать интонацию? (чтобы выразительно рассказывать стихи, читать, выражать свои чувства и мысли)

С.12 упр.4

6.Первичное закрепление.

 Работа над деформированным предложением (работа в парах)

– Можно ли эту запись назвать предложением?

цветы, первые, весной, распускаются

– Расставьте слова так, чтобы они выражали мысль.
– Запишите полученное предложение.
– Что надо помнить, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка)

-Запишите первое предложение в тетрадь под диктовку. (Наступило весеннее утро.)

-О чем предложение? (об утре)

-Утро что сделало? (наступило)

-Утро какое? (весеннее)

-Что ты можешь сказать о словах в этом предложении? (связаны по смыслу)


Самостоятельная работа на карточке

– Подчеркнуть фразы, которые являются  предложением.

Подул тёплый ветерок.
Верхушка ель на дятел.
По реке плывёт лёд.
Ёж несёт яблоко.


7.Итог урока.Рефлексия.

– Из чего состоит предложение?

– Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? А в письменной речи?

– Что вы узнали о правописании слов ворона и воробей?

А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»

- Речь состоит из …………..(предложений)

- Предложение – это ………(слова связанные по смыслу)

- Предложение начинается с …………(Большой буквы), а в конце стоит …….(точка)


Если вы считаете, что работали активно, самостоятельно – покажите зелёный  кружок;

- если иногда требовалась помощь или подсказка – жёлтый;

- если все задания на уроке выполняли с помощью – красный.