СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с обращениями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

     На тему «Обращение» по тематическому планированию отводится 2 часа.  Представлен конспект 1-го занятия, на котором вводится новый материал.  Материал адаптирован к возрастным особенностям и познавательным интересам обучающихся школы закрытого типа, возраст которых - 20-25 лет.

     В школе при исправительной колонии основной формой обучения является очно – заочная.  Обучающимися являются лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы в колонии строгого режима.  Одними из главных особенностей контингента обучающихся школы являются большие перерывы в обучении, совмещение процесса получения образования с работой на производстве и с выполнением требований режимных моментов отбывания наказания. Основные формы учебных занятий - это групповая и индивидуальная консультации.

    Домашнее задание в школе закрытого типа не дается, поэтому на занятии необходимо многократное повторение материала, использование различных видов деятельности. Учитывается и то, что у многих обучающихся медленный темп работы, отсутствие устойчивого внимания. Работа осложнена и тем, что все учащиеся 5-А класса (заочная группа из 7 человек) – граждане нерусской национальности (узбеки, таджики, цыгане). В связи с этим даются различные, небольшие по объёму задания, готовые таблицы, используются презентации. Разнообразны не только формы деятельности, но и формы проверки знаний: проверка учителем, самопроверка и взаимопроверка, устный или письменный опрос, карточки,  краткая самостоятельная работа, тестовые задания.

Просмотр содержимого документа
«Предложения с обращениями»

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА Шестнадцатое октября

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

Шестнадцатое октября

Вспоминаем то, что знаем с а и в т н е ч е о о о л с в о л ь с о б с е т о т я т е ы н о е о п н в е с р т т с к а е з у е м о о д п л е ж а щ е е д о п е н л о и н е д н о о н р е д о ы е т р и е д е р л и о п е н е

Вспоминаем то, что знаем

с

а

и

в

т

н

е

ч

е

о

о

о

л

с

в

о

л

ь

с

о

б

с

е

т

о

т

я

т

е

ы

н

о

е

о

п

н

в

е

с

р

т

т

с

к

а

е

з

у

е

м

о

о

д

п

л

е

ж

а

щ

е

е

д

о

п

е

н

л

о

и

н

е

д

н

о

о

н

р

е

д

о

ы

е

т

р

и

е

д

е

р

л

и

о

п

е

н

е

Предложения с обращениями

Предложения

с

обращениями

После изучения темы вы будете  УМЕТЬ: Находить обращение в предложении Не путать обращение с подлежащим Правильно ставить знаки препинания Составлять схемы предложений с обращением; Выразительно читать предложения с обращениями.  ЗНАТЬ: Что такое обращение С какой интонацией произносится Способы выражения Пунктуационное правило

После изучения темы вы будете

УМЕТЬ:

Находить обращение в предложении

Не путать обращение с подлежащим

Правильно ставить знаки препинания

Составлять схемы предложений с обращением;

Выразительно читать предложения с обращениями.

ЗНАТЬ:

Что такое обращение

С какой интонацией произносится

Способы выражения

Пунктуационное правило

1 2 3 4 5 6

1

2

3

4

5

6

1 Исследование №1 Что называется обращением? Ребята читают книги о космонавтах.  Ребята, читайте книги о космонавтах. Дорогие ребята ,  читайте книги о космонавтах .       . Выводы.  Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому или чему обращаются с речью, называется  обращением.    

1

Исследование №1 Что называется обращением?

  • Ребята читают книги о космонавтах.
  • Ребята, читайте книги о космонавтах.
  • Дорогие ребята , читайте книги о космонавтах

.

 

 

.

Выводы.  Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому или чему обращаются с речью, называется  обращением.

 

 

Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены): I вариант II вариант Не трещите морозы в заповедном бору. К утру мороз крепчал. Вылезайте муравьи после зимней стужи. Муравьи санитары леса. Взвейтесь кострами синие ночи! Что ты рано осень в гости к нам пришла. Подкралась осень незаметно. Друзья познаются в беде. Песню эту пронесём друзья по свету. Прощай любимый город. I - 1, 3, 5 II - 1, 4, 5 Проверка

Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

I вариант

II вариант

  • Не трещите морозы в заповедном бору.
  • К утру мороз крепчал.
  • Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  • Муравьи санитары леса.
  • Взвейтесь кострами синие ночи!
  • Что ты рано осень в гости к нам пришла.
  • Подкралась осень незаметно.
  • Друзья познаются в беде.
  • Песню эту пронесём друзья по свету.
  • Прощай любимый город.

I - 1, 3, 5

II - 1, 4, 5

Проверка

2 Исследование № 2 С какой интонацией произносятся обращения?   Люди Земли борются за охрану окружающей среды.  Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды!     Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе  надобно, старче ?»   Выводы: Обращение произносится с особой звательной интонацией.  

2

Исследование № 2 С какой интонацией произносятся обращения?

  Люди Земли борются за охрану окружающей среды.

Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды!

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе

надобно, старче

  Выводы: Обращение произносится с особой звательной интонацией.

 

3 Исследование №3. Чем выражаются обращения? Иванов Иван Иванович , встаньте ! До свидания ,  дедушка!  Сыпь ты ,  черёмуха , снегом.  Вылезайте , муравьи , после зимней стужи. Шарик! Ко мне . Тань ,  как ты поживаешь?       Выводы. Обращение выражено чаще всего существительным в Именительном падеже.             

3

Исследование №3. Чем выражаются обращения?

  • Иванов Иван Иванович , встаньте !
  • До свидания , дедушка!
  • Сыпь ты , черёмуха , снегом.
  • Вылезайте , муравьи , после зимней стужи.
  • Шарик! Ко мне .
  • Тань , как ты поживаешь?

Выводы. Обращение выражено чаще всего существительным в Именительном падеже.

 

 

Исследование № 4 Распространённые и нераспространённые  4  Пассажиры , оплачивайте проезд.  Уважаемые пассажиры , оплачивайте проезд       Выводы.  Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть  нераспространенным Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является  распространенным      

Исследование № 4

Распространённые и нераспространённые

4

Пассажиры , оплачивайте проезд.

Уважаемые пассажиры , оплачивайте проезд

  • Выводы. Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть  нераспространенным
  • Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является  распространенным

 

 

Распространите обращение прилагательными и запишите предложения. Куда ты , ………….. . ручеёк , стремишься ?   Здравствуйте , …………. леса !

Распространите обращение прилагательными и запишите предложения.

  • Куда ты , ………….. . ручеёк , стремишься ?
  • Здравствуйте , …………. леса !

 5  Исследование № 5  Являются ли обращения членами предложения? СРАВНИТЕ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Проверь себя Вывод: обращение  не является членом предложения!

5

Исследование № 5 Являются ли обращения членами предложения?

СРАВНИТЕ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проверь себя

Вывод: обращение не является членом предложения!

1в-т Ребята, помогайте зимующим птицам. 2 в-т Старшеклассники, примите участие в лыжных соревнованиях.

1в-т

Ребята, помогайте зимующим птицам.

2 в-т

Старшеклассники, примите участие в лыжных соревнованиях.

6  Исследование № 6 Где может находиться обращение?    Дорогая мама , поздравляю тебя с днём рождения!  Поздравляю тебя с днём рождения, дорогая мама!  Поздравляю, дорогая мама, тебя с днём рождения   Вывод : В предложении обращение может занимать любое  место: в начале, в середине или в конце предложения.  Обращение выделяется запятыми.

6

Исследование № 6 Где может находиться обращение?

Дорогая мама , поздравляю тебя с днём рождения!

Поздравляю тебя с днём рождения, дорогая мама!

Поздравляю, дорогая мама, тебя с днём рождения

 

Вывод : В предложении обращение может занимать любое

место: в начале, в середине или в конце предложения.

Обращение выделяется запятыми.

5 об об 1 2 6 об об 4 об

5

об

об

1

2

6

об

об

4

об

 6 Исследование № 5 Где может находиться обращение? Люди! Берегите природу. Выводы. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.

6

Исследование № 5 Где может находиться обращение?

Люди! Берегите природу.

Выводы.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с

восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.

Знаки препинания при обращении В середине предложения  [ ,О, ]. В начале  предложения [ О, ]. [ О! ]. В конце Предложения [ …,О  ] . [ …,О  ] ? [ …,О  ] !   Место обращения в предложение

Знаки препинания при обращении

В середине

предложения

[ ,О, ].

В начале

предложения

[ О, ].

[ О! ].

В конце

Предложения

[ …,О ] .

[ …,О ] ?

[ …,О ] !

Место

обращения

в предложение

Спишите, выделяя обращения запятыми. Выделите обращения. Соотнесите номера предложений со схемами: 1) Вперёд тебе наука друг. 2) А ты мой батюшка не печалься. 3) Добрый день тётя Марина! 4)  Ребята нужно беречь и охранять птиц. 5)  Что ж вы замолчали птичьи голоса?  6) Дети Любите родные места. О, … . … ,О, … . … ,О. … ,О,?  О! … … , О!

Спишите, выделяя обращения запятыми. Выделите обращения. Соотнесите номера предложений со схемами:

1) Вперёд тебе наука друг.

2) А ты мой батюшка не печалься.

3) Добрый день тётя Марина!

4) Ребята нужно беречь и охранять птиц.

5) Что ж вы замолчали птичьи голоса?

6) Дети Любите родные места.

О, … .

,О, … .

,О.

,О,?

О! …

, О!

1) Вперёд тебе наука , друг . 2) А ты ,мой батюшка, не печалься. 3)Добрый день ,тётя Марина ! 4) Что ж вы замолчали ,птичьи голоса?  5) Ребята, нужно беречь и охранять птиц. 6) Дети! Любите родные места О, … . 4 … ,О, … . … ,О. 2 … ,О?  1 О! … 5 6 … ,О!  3

1) Вперёд тебе наука , друг .

2) А ты ,мой батюшка, не печалься.

3)Добрый день ,тётя Марина !

4) Что ж вы замолчали ,птичьи голоса?

5) Ребята, нужно беречь и охранять птиц.

6) Дети! Любите родные места

О, … .

4

,О, … .

,О.

2

,О?

1

О! …

5

6

,О!

3

1. Обращением может быть одно слово или сочетания слов 2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией 3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения 4. 5. Обращение имеет форму именительного падежа Обращения могут быть распространенными и нераспространенными 6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными 7. Обращение может находиться в любой части предложения 8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком 9. Обращением может быть одно слово или сочетания слов 10. 11. 10.Обращение может находиться только в начале предложения 11.Обращение является подлежащим 12. В речи вполне можно обойтись без обращений + + - + + - + + + - - -

1.

Обращением может быть одно слово или сочетания слов

2.

Обращение произносится с особой, звательной интонацией

3.

В предложении обращения могут быть главными членами предложения

4.

5.

Обращение имеет форму именительного падежа

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

6.

Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

7.

Обращение может находиться в любой части предложения

8.

Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком

9.

Обращением может быть одно слово или сочетания слов

10.

11.

10.Обращение может находиться только в начале предложения

11.Обращение является подлежащим

12.

В речи вполне можно обойтись без обращений

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

 критерии оценки  27-24 балла - «5» 23- 19 баллов- «4» 18-13 баллов- «3»

критерии оценки

27-24 балла - «5»

23- 19 баллов- «4»

18-13 баллов- «3»