Открытый урок
Предложения с однородными членами
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие
Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Цели:
Образовательные: Знать опознавательные признаки однородных членов предложения; уметь находить однородные члены в предложении; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
Развивающие: Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать предложенный материал;
Воспитательные: Формирование аккуратности, усидчивости, внимательности, самостоятельности, уважения друг к другу, умения работать в команде; создание атмосферы творчества и успеха.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для парной работы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог вашей школы. У кого-то с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу открыть новые знания, в этом вам буду помогать я. Меня зовут Светлана Викторовна. Займите, пожалуйста, свои места.
2. Актуализация знаний.
На слайде 1. Вагон. Звук поезда.
- Любите ли вы приключения? Тогда я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие на поезде знаний.
- С чего начинается любое путешествие? Конечно же, нужно собрать необходимые вещи! А как правильно это сделать? Давайте поучимся у одной, хорошо вам знакомой героини.
(Выкладываю из чемодана вещи)
С.Я .Маршак «Багаж».
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
- Какие эмоции у вас вызывает главная героиня? Почему?
(Дама вызывает смех у слушателей или читателей, потому что вместе с нужными вещами она взяла и такие, которые не только не понадобятся в путешествии, но даже обременительны.)
Слайд 2.
- Давайте разберем это предложения по членам.
- Назовите грамматическую основу.
- Назовите второстепенные члены предложения.
- Что интересного вы заметили? (некоторых членов предложения несколько)
- Как называются такие члены предложения? (однородными)
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
3. Формулировка темы. Целеполагание.
- Вы догадались, какой будет тема нашего урока?
Слайд 3.
- На ваших партах лежат листы для записи опорных конспектов. Возьмите их. Запишите число: Двенадцатое ноября. Классная работа.
Тему урока: Предложения с однородными членами.
- Как вы думаете, что узнаете сегодня на уроке об однородных членах предложения? Чему научитесь?
Слайд 4.
Что нужно знать? | Что надо уметь? |
Признаки однородных членов предложения | Находить в тексте однородные члены предложения Употреблять их в своей речи Составлять схемы Правильно расставлять знаки препинания |
4.Изучение нового материала.
- Пора в путь. Но вот беда! Мы до сих пор не собрали вещи. Что мы должны взять с собой? Находчивость, смекалку, решительность, внимательность, знания. За каждый правильный ответ я буду выдавать вам проездные билеты. (слайд №5)
5. Физминутка
- Давайте с вами вместе покажем движение поезда.
Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки перед грудью)
Мы сидим, мы сидим,
И в окошечки глядим,
Весело глядим. (повороты головы вправо, влево)
Едет, едет паровоз
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
Ребятишек он повёз,
Чух – чух – чух, чух – чух – чух! - (притопывают, делая круговые движения
согнутыми в локтях руками).
Слайд 6. Гудок паровоза. Вагон.
- Вернемся к нашему стихотворению и определим признаки однородных членов предложения.
Слайд 7.
Дама сдавала в багаж
Диван,(что?)
Чемодан, (что?)
Саквояж, (что?)
Картину, (что?)
Корзину, (что?)
Картонку (что?)
И маленькую собачонку.
(Записываем признаки по ходу ответов на вопросы) – слайд 8.
- На какой вопрос отвечают? (на один и тот же)
- Верно, значит они отвечают на один и тот же вопрос.
- Каким членом предложения являются.? Это мы уже определили. Давайте назовем. (дополнением).
- К какому члену предложения они относятся? (К сказуемому. Т.е к одному члену предложения.)
- Давайте определим, какой частью речи они выражены. (Существительным).
- Действительно, однородные члены предложения обычно выражены одной и той же частью речи.
- С какой интонацией они произносятся? (Перечислительная интонация).
Слайд 8.
Признаки однородных членов предложения.
Отвечают на один и тот же вопрос
Являются одним членом предложения
Относятся к одному и тому же члену предложения
Обычно выражены одной и той же частью речи
Произносятся с перечислительной интонацией
- Молодцы! Мы определили основные признаки однородных членов предложения. Давайте откроем учебник и посмотрим: правильно ли мы рассуждали – стр.91.
- Скажите, что мы нового ещё узнали, прочитав это правило? (Однородные члены не зависят друг от друга, однородными могут быть любые члены предложения).
6. Закрепление.
- Продолжаем путешествие. Наш поезд отправляется.
Слайд 9. Гудок паровоза. Вагон.
- Мы едем на поезде в осеннее время года, самое красочное время, которое очень любили описывать в своих произведениях многие поэты и писатели. Давайте и мы попробуем побыть творцами. Ребята, что мы видим из окна нашего вагона? (Слайды с картинками 10).
- В ваших опорных конспектах есть предложения с пропущенными словами. Карточка 1. Дополните текст однородными членами предложения и подчеркните их.
Осень завладела лесами, ________, ________, ________, Она раскидала повсюду ж...лтые, ______, ______ листья. Листья падают днём и _____. Ёлочки, _______,________ спрятались (под) листьями. Синицы (на) ветках с шумом завозят(?)ся, зашуршат листочками и _________.
- Ребята, обратите внимание на звуки. Какие повторяются? (Ш,С)
- Верно, шипящие и свистящие. С помощью повторяющихся звуков поэты и писатели достигают большей выразительности и образности. Иными словами настоящие художники слова с помощью звуков рисуют, пишут удивительную, зримую картину действительности. Как называется такой прием? (звукопись).
- Мы с вами научились употреблять однородные члены предложения в речи.
- Наш поезд отправляется дальше. Теперь вы должны научиться составлять схемы с однородными членами предложения, т.е. показывать их графически.
Слайд 11. Гудок паровоза. Вагон.
(На доске круги с однородными членами, нужно составить схемы).
- Воспользовавшись схемами в учебнике на стр.92, мы составим схемы наших получившихся предложений.
- Одним из признаков однородных членов предложения является интонация перечисления, но это в устной речи. Ребята, давайте снова обратимся к тексту, и схемам, которые мы составили, как на письме мы будем выделять однородные члены предложения? (Ставить между ними знаки препинания).
- Всегда ли ставятся запятые? Посмотрите на 3 и 5 предложение (нет, т.к. соединены союзом и).
- Совершенно верно. Отправляемся дальше.
Слайд 12. Гудок паровоза. Вагон.
- Давайте потренируемся, выполнив цифровой диктант. Карточка 2.
Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Слайд 13.
Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.
Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.
Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.
Слайд 14.
1,2,3,5.
- Молодцы!
7. Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, наше путешествие на нашем поезде знаний подошло к концу. Подведем итоги. Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Что узнали на уроке нового? Было ли вам трудно? Давайте сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?». Подсчитываем проездные.
8. Рефлексия.
Слайд 15.
Сегодня я узнал (а)…
мне понравилось…
у меня не получилось…
мне было легко…
я не понял….
мне сложно было….
Тема урока:_________________________________________________
Признаки ______________________________
Тема урока:_________________________________________________
Признаки ______________________________
Карточка 1. Дополните текст однородными членами предложения и подчеркните их.
1.Осень завладела лесами, ________, ________, ________. 2. Она раскидала повсюду ж...лтые, ______, ______ листья. 3. Листья падают днём и _____. 4. Ёлочки, _______,________ спрятались (под) листьями. 5. Синицы (на) ветках с шумом завозят(?)ся, зашуршат листочками и _________.
Схемы:
1.
2.
3.
4.
5.
Карточка 1. Дополните текст однородными членами предложения и подчеркните их.
1.Осень завладела лесами, ________, ________, ________. 2. Она раскидала повсюду ж...лтые, ______, ______ листья. 3. Листья падают днём и _____. 4. Ёлочки, _______,________ спрятались (под) листьями. 5. Синицы (на) ветках с шумом завозят(?)ся, зашуршат листочками и _________.
Схемы:
1.
2.
3.
4.
5.
Карточка 1. Дополните текст однородными членами предложения и подчеркните их.
1.Осень завладела лесами, ________, ________, ________. 2. Она раскидала повсюду ж...лтые, ______, ______ листья. 3. Листья падают днём и _____. 4. Ёлочки, _______,________ спрятались (под) листьями. 5. Синицы (на) ветках с шумом завозят(?)ся, зашуршат листочками и _________.
Схемы:
1.
2.
3.
4.
5.
Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.
Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.
Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.
Ответ:____________
Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.
Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.
Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.
Ответ:____________
Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.
Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.
Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.
Ответ:____________
Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.
Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.
Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.
Ответ:____________
Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.
Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.
Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.
Ответ:____________