СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с однородными членами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-путешествие

Просмотр содержимого документа
«Предложения с однородными членами»

Открытый урок

Предложения с однородными членами

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-путешествие

Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Цели:

Образовательные: Знать опознавательные признаки однородных членов предложения; уметь находить однородные члены в предложении; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

Развивающие: Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать предложенный материал;

Воспитательные: Формирование аккуратности, усидчивости, внимательности, самостоятельности, уважения друг к другу, умения работать в команде; создание атмосферы творчества и успеха.
Оборудование: компьютер, проектор,  раздаточный материал для парной работы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог вашей школы. У кого-то с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу открыть новые знания, в этом вам буду помогать я. Меня зовут Светлана Викторовна. Займите, пожалуйста, свои места.

2. Актуализация знаний.

На слайде 1. Вагон. Звук поезда.

- Любите ли вы приключения? Тогда я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие на поезде знаний.

- С чего начинается любое путешествие? Конечно же, нужно собрать необходимые вещи! А как правильно это сделать? Давайте поучимся у одной, хорошо вам знакомой героини.

(Выкладываю из чемодана вещи)









С.Я .Маршак «Багаж».

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

- Какие эмоции у вас вызывает главная героиня? Почему?

(Дама вызывает смех у слушателей или читателей, потому что вместе с нужными вещами она взяла и такие, которые не только не понадобятся в путешествии, но даже обременительны.)

Слайд 2.

- Давайте разберем это предложения по членам.

- Назовите  грамматическую  основу.

- Назовите  второстепенные  члены  предложения.

- Что интересного  вы заметили? (некоторых членов предложения несколько)
- Как  называются  такие    члены  предложения? (однородными)

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,

Картину,

Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

3. Формулировка темы. Целеполагание.

- Вы догадались, какой будет тема нашего урока?
Слайд 3.

- На ваших партах лежат листы для записи опорных конспектов. Возьмите их. Запишите число: Двенадцатое ноября. Классная работа.

Тему урока: Предложения с однородными членами.

- Как вы думаете, что узнаете сегодня на уроке об однородных членах предложения? Чему научитесь?

Слайд 4.

Что нужно знать?

Что надо уметь?

Признаки однородных членов предложения

  1. Находить  в тексте однородные члены предложения

  2.  Употреблять их в  своей речи

  3. Составлять схемы

  4. Правильно расставлять знаки препинания



4.Изучение нового материала.

- Пора в путь. Но вот беда! Мы до сих пор не собрали вещи. Что мы должны взять с собой? Находчивость, смекалку, решительность, внимательность, знания. За каждый правильный ответ я буду выдавать вам проездные билеты. (слайд №5)

5. Физминутка

- Давайте с вами вместе покажем движение поезда.

Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки перед грудью)

Мы сидим, мы сидим,

И в окошечки глядим,

Весело глядим. (повороты головы вправо, влево)

Едет, едет паровоз

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух! - (притопывают, делая круговые движения

согнутыми в локтях руками).

Слайд 6. Гудок паровоза. Вагон.

- Вернемся к нашему стихотворению и определим признаки однородных членов предложения.

Слайд 7.

Дама сдавала в багаж
Диван,(что?)
Чемодан,
(что?)
Саквояж,
(что?)
Картину,
(что?)
Корзину,
(что?)
Картонку
(что?)
И маленькую собачонку.

(Записываем признаки по ходу ответов на вопросы) – слайд 8.

- На какой вопрос отвечают? (на один и тот же)

- Верно, значит они отвечают на один и тот же вопрос.

- Каким членом предложения являются.? Это мы уже определили. Давайте назовем. (дополнением).

- К какому члену предложения они относятся? (К сказуемому. Т.е к одному члену предложения.)

- Давайте определим, какой частью речи они выражены. (Существительным).

- Действительно, однородные члены предложения обычно выражены одной и той же частью речи.

- С какой интонацией они произносятся? (Перечислительная интонация).

Слайд 8.

Признаки однородных членов предложения.

  1. Отвечают на один и тот же вопрос

  2. Являются одним членом предложения

  3. Относятся к одному и тому же члену предложения

  4. Обычно выражены одной и той же частью речи

  5. Произносятся с перечислительной интонацией

- Молодцы! Мы определили основные признаки однородных членов предложения. Давайте откроем учебник и посмотрим: правильно ли мы рассуждали – стр.91.

- Скажите, что мы нового ещё узнали, прочитав это правило? (Однородные члены не зависят друг от друга, однородными могут быть любые члены предложения).

6. Закрепление.

- Продолжаем путешествие. Наш поезд отправляется.

Слайд 9. Гудок паровоза. Вагон.

- Мы едем на поезде в осеннее время года, самое красочное время, которое очень любили описывать в своих произведениях многие поэты и писатели. Давайте и мы попробуем побыть творцами. Ребята, что мы видим из окна нашего вагона? (Слайды с картинками 10).

- В ваших опорных конспектах есть предложения с пропущенными словами. Карточка 1. Дополните текст однородными членами предложения и подчеркните их.

Осень завладела лесами, ________, ________, ________, Она раскидала повсюду ж...лтые, ______, ______ листья. Листья падают днём и  _____. Ёлочки, _______,________ спрятались (под) листьями. Синицы (на) ветках с шумом завозят(?)ся, зашуршат листочками и _________.

- Ребята, обратите внимание на звуки. Какие повторяются? (Ш,С)

- Верно, шипящие и свистящие. С помощью повторяющихся звуков поэты и писатели достигают большей выразительности и образности. Иными словами настоящие художники слова с помощью звуков рисуют, пишут удивительную, зримую картину действительности. Как называется такой прием? (звукопись).

- Мы с вами научились употреблять однородные члены предложения в речи.

- Наш поезд отправляется дальше. Теперь вы должны научиться составлять схемы с однородными членами предложения, т.е. показывать их графически.

Слайд 11. Гудок паровоза. Вагон.

(На доске круги с однородными членами, нужно составить схемы).

- Воспользовавшись схемами в учебнике на стр.92, мы составим схемы наших получившихся предложений.

- Одним из признаков однородных членов предложения является интонация перечисления, но это в устной речи. Ребята, давайте снова обратимся к тексту, и схемам, которые мы составили, как на письме мы будем выделять однородные члены предложения? (Ставить между ними знаки препинания).

- Всегда ли ставятся запятые? Посмотрите на 3 и 5 предложение (нет, т.к. соединены союзом и).

- Совершенно верно. Отправляемся дальше.

Слайд 12. Гудок паровоза. Вагон.

- Давайте потренируемся, выполнив цифровой диктант. Карточка 2.

Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.





Слайд 13.

  1. Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.

  2. Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.

  3. Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.

Слайд 14.

1,2,3,5.

- Молодцы!

7. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, наше путешествие на нашем поезде знаний подошло к концу. Подведем итоги. Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Что узнали на уроке нового? Было ли вам трудно? Давайте  сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?». Подсчитываем проездные.

8. Рефлексия.

Слайд 15.

Сегодня я узнал (а)…

мне понравилось…

у меня не получилось…

мне было легко…

я не понял….

мне сложно было….





















Тема урока:_________________________________________________

Признаки ______________________________

1.


2.


3.


4.


5.










Тема урока:_________________________________________________

Признаки ______________________________

1.


2.


3.


4.


5.


















Карточка 1. Дополните текст однородными членами предложения и подчеркните их.

1.Осень завладела лесами, ________, ________, ________. 2. Она раскидала повсюду ж...лтые, ______, ______ листья. 3. Листья падают днём и  _____. 4. Ёлочки, _______,________ спрятались (под) листьями. 5. Синицы (на) ветках с шумом завозят(?)ся, зашуршат листочками и _________.

Схемы:

1.

2.

3.

4.

5.



Карточка 1. Дополните текст однородными членами предложения и подчеркните их.

1.Осень завладела лесами, ________, ________, ________. 2. Она раскидала повсюду ж...лтые, ______, ______ листья. 3. Листья падают днём и  _____. 4. Ёлочки, _______,________ спрятались (под) листьями. 5. Синицы (на) ветках с шумом завозят(?)ся, зашуршат листочками и _________.

Схемы:

1.

2.

3.

4.

5.



Карточка 1. Дополните текст однородными членами предложения и подчеркните их.

1.Осень завладела лесами, ________, ________, ________. 2. Она раскидала повсюду ж...лтые, ______, ______ листья. 3. Листья падают днём и  _____. 4. Ёлочки, _______,________ спрятались (под) листьями. 5. Синицы (на) ветках с шумом завозят(?)ся, зашуршат листочками и _________.

Схемы:

1.

2.

3.

4.

5.







Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  1. Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.

  2. Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.

  3. Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.

Ответ:____________

Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  1. Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.

  2. Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.

  3. Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.

Ответ:____________

Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  1. Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.

  2. Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.

  3. Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.

Ответ:____________

Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  1. Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.

  2. Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.

  3. Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.

Ответ:____________

Карточка 2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  1. Ветер бросал горсти листьев на стол 1 на кровать 2 на пол 3 на книги.

  2. Мы спали на листьях 4 и насквозь пропитались их запахом.

  3. Синицы висели вниз головами 5 заглядывали в окно из-под листьев 6 и клевали ягоды рябины.

Ответ:____________