Открытый урок
по русскому языку
в 3-Б классе.
Тема урока: «Предложный падеж имен существительных».

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
3 .Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
4.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
5.Развивать умение работать в парах.
6.Воспитывать навык самостоятельности.
7.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация
Ход урока.
Организация класса. Слайд 2
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать
-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.
-Улыбнитесь. Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!
И подарите эту улыбку другим!
- К нам на урок пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.
Актуализация знаний, умений.
Проверка изученного материала.
- Перед каждым из вас лежит оценочный маршрутный лист, на котором вы будете себя оценивать
Итак, Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.
- Посмотрите внимательно на экран. Какое будет задание? Слайд 3
- По каким признакам будем определять падеж? (дети объясняют выполнение заданий.) Слайд 4 . ЗАПОМНИ
Проверка: Слайд 5
Ветка осины (Р.п)
Слушаю музыку (В.п)
Цветет лепесток (И.п)
Цветы для мамы (Р.п)
Пирог с черникой (Т.п)
Ехал по дороге (Д.п)
Смотрел на море (В.п)
Идет с братом (Т.п)
Кружили над болотом (Т.п)
-У кого-то были ошибки?
-

Оцените свою работу
III. Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока. Слайд 6
-Прослушайте пожалуйста слова Великого русского
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»? Когда нам нужно узнать толкование какого-нибудь слова, к какому словарю мы обращаемся?
- Давайте Обратимся к Толковому Словарю Ожегова. Слайд 7
(Награда – 1. То, что даётся, получается в знак особой благодарности, признательности;2. Благодарность за что-нибудь; А для нас награда - новые открытия, знания о языке.)
- Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.
III. Чистописание Слайд 8
А сейчас тетрадь открыли
И как надо положили.
Сядьте прямо, не кривитесь,
За работу все возьмитесь.
Запишите все число,
Классная работа.
- Наш урок начинается с минутки чистописания.
П п (согласный, глухой, парный)
письмо
Павел писал о ласковом солнышке.
- С какой буквой мы будем работать?
- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)
- Что написано на второй строчке? (слово)
- Сколько слогов слове? 2
- Сколько в этом слове букв и звуков? Докажите?
- Какой частью речи является это слово?
- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)
- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.
- Назовите грамматическую основу. К какой части речи относится каждое слово?
-

Оцените свою работу
IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Ребята! Какую тему мы сейчас изучаем по русскому языку? (Падежи)
Сколько падежей вы знаете? Для чего нужны они?
Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах. Тему нашего урока, т.е. с каким падежом мы будем знакомиться, вы скажите сами.
Посмотрите на экран. Слайд 9,10
Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)
И.п. | | |
Р.п. | | |
Д.п. | | |
В.п. | | |
Т.п. | | |
? | | |
- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.
- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имени сущ) Слайд 11
- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы) .)
V. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже, вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.) Слайд 11
-

Оцените свою работу
VI .Работа по теме урока.
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
Слайд 12 - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова.
Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.
Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым – естество- испытателем, литератором, историком, художником.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)
Знакомство с предложным падежом. Слайд13
Стихотворение о П.п.
Работа в паре
1. Роль в предложении Слайд 14
- Составьте два предложения.
- Найдите основу предложения.
- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)
2.Предлоги
Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.
- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?
Слайд 15
Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Я мечтаю о … серёжки
Я мечтаю о … сапожки
Вечерами в …. полумгле
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже
О ……падеже предложный
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п . Сделайте вывод .
-

Оценили свою работу
Физминутка.
-Вы наверное устали? Значит пришло время отдохнуть нашим глазкам.. Слайд16
VII. Закрепление изученного. Слайд17,18
Откройте учебник на стр._55 Упр. 99.,
- Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.
- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?
- Какие слова можно подставить? Закрепление изученного. Слайд 19
Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.
Работа в парах. Работа по карточкам. Слайд
- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.
-Чему вы научились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они научились находить имена сущ. в форме П.п).
2. Тест. Слайд 20
Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если в других, то «нет».
Да Нет
1 нырнул в воду о м
2 играют в воде о к
3 сидел на берегу л п
4 отъехал от берега и о
5 скользят по воде ч д
6 скрылась в глубине е н
7 жить на острове ц й
-

Оценили свою работу
Итог урока Слайд 21
- Что нового узнали?
- Давайте вспомним цели урока.
Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?
Домашнее задание: упр. 100
XIII. Рефлексия. Слайд 22
- Узнал (а)…
- Понял (а)….
- Научился (а)….
- Могу себя похвалить за то, что…
Слайд 23
- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас