СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложный падеж имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Предложный падеж имен существительных»

Открытый урок

по русскому языку

в 3-Б классе.


Тема урока: «Предложный падеж имен существительных».











Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Тип урока: Урок первичного предъявления  новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

3 .Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

4.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

5.Развивать умение работать в парах.

6.Воспитывать навык самостоятельности.

7.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация





Ход урока.

  1. Организация класса. Слайд 2

Солнце радостно проснулось, 
Осторожно потянулось, 
Лучикам пора вставать 
И урок наш начинать

-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

-Улыбнитесь. Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!

И подарите эту улыбку другим!


- К нам на урок пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.

  1. Актуализация знаний, умений.

Проверка изученного материала.

- Перед каждым из вас лежит оценочный маршрутный лист, на котором вы будете себя оценивать


Итак, Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.

- Посмотрите внимательно на экран. Какое будет задание? Слайд 3

- По каким признакам будем определять падеж? (дети объясняют выполнение заданий.) Слайд 4 . ЗАПОМНИ


Проверка: Слайд 5

Ветка осины (Р.п)

Слушаю музыку (В.п)

Цветет лепесток (И.п)

Цветы для мамы (Р.п)

Пирог с черникой (Т.п)

Ехал по дороге (Д.п)

Смотрел на море (В.п)

Идет с братом (Т.п)

Кружили над болотом (Т.п)

-У кого-то были ошибки?

- Оцените свою работу



III. Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока. Слайд 6

-Прослушайте пожалуйста слова Великого русского

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»? Когда нам нужно узнать толкование какого-нибудь слова, к какому словарю мы обращаемся?

- Давайте Обратимся к Толковому Словарю Ожегова. Слайд 7

(Награда –  1. То, что даётся, получается в знак особой благодарности, признательности;2. Благодарность за что-нибудь; А для нас награда - новые открытия, знания о языке.)

- Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.


III. Чистописание Слайд 8

А сейчас тетрадь открыли

И как надо положили.

Сядьте прямо, не кривитесь,

За работу все возьмитесь.

Запишите все число,

Классная работа.


- Наш урок начинается с минутки чистописания.

П п (согласный, глухой, парный)

письмо

Павел писал о ласковом солнышке.

- С какой буквой мы будем работать?

- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)

- Что написано на второй строчке? (слово)

- Сколько слогов слове? 2

- Сколько в этом слове букв и звуков? Докажите?

- Какой частью речи является это слово?

- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)

- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.

- Назовите грамматическую основу. К какой части речи относится каждое слово?

- Оцените свою работу



IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята! Какую тему мы сейчас изучаем по русскому языку? (Падежи)

Сколько падежей вы знаете? Для чего нужны они?

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах. Тему нашего урока, т.е. с каким падежом мы будем знакомиться, вы скажите сами.

Посмотрите на экран. Слайд 9,10

Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)

И.п.



Р.п.



Д.п.



В.п.



Т.п.



?



- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)

- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имени сущ) Слайд 11

- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы) .)


V. Формулирование цели и задач урока.

- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже, вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.) Слайд 11

- Оцените свою работу


VI .Работа по теме урока.

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.


Слайд 12 - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова.

Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым – естество- испытателем, литератором, историком, художником.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)

Знакомство с предложным падежом. Слайд13

Стихотворение о П.п.


  1. Работа в паре

1. Роль в предложении Слайд 14

- Составьте два предложения.

- Найдите основу предложения.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.


- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)


2.Предлоги

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?

Слайд 15

Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. луна

Я мечтаю о … серёжки

Я мечтаю о … сапожки

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О ……падеже предложный

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п . Сделайте вывод .

- Оценили свою работу



  1. Физминутка.

-Вы наверное устали? Значит пришло время отдохнуть нашим глазкам.. Слайд16


VII. Закрепление изученного. Слайд17,18

Откройте учебник на стр._55 Упр. 99.,

- Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.

- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?

- Какие слова можно подставить? Закрепление изученного. Слайд 19


Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.


  1. Работа в парах. Работа по карточкам. Слайд

- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.


-Чему вы научились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они научились находить имена сущ. в форме П.п).


2. Тест. Слайд 20

Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если в других, то «нет».

Да Нет

1 нырнул в воду о м

2 играют в воде о к

3 сидел на берегу л п

4 отъехал от берега и о

5 скользят по воде ч д

6 скрылась в глубине е н

7 жить на острове ц й


- Оценили свою работу


  1. Итог урока Слайд 21

- Что нового узнали?

- Давайте вспомним цели урока.

Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?


Домашнее задание: упр. 100


XIII. Рефлексия. Слайд 22

- Узнал (а)…

- Понял (а)….

- Научился (а)….

- Могу себя похвалить за то, что…

Слайд 23

- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас