Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями,
Презентация
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Скажите, с каким разделом работаем? Какие части речи вы знаете?
Какую часть речи изучаем? Что знаем об имени существительном?
1.Проверка домашнего задания(слайд1).
И.п. кто? листопадничек
Р.п. кого? листпадничка
Д.п. комулистопадничку
В.п. кого? листопадничка
Т.п. кем? листопадничком
- Узнали эти слова? С каким словом работали?
Что вы делали с этим словом?
Что заметили?( нет П.п.)
3. Тема урока.
- Какая тема урока?(слайд 2) Запишите в тетрадь.
- Сколько падежей в русском языке? Кто запомнил, как они называются?(слайд3)
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чем?
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами. М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.( слайд4)
Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником.
Вернемся к слову листопадничек. Листопадничек – это кто?(Животное)
4.Минутка каллиграфии.
- Какой первый звук в этом слове? Дайте ему характеристику(согласный звук; звонкий парный; твёрдый непарный).
/ Это звук Ж/
- Запишите в тетрадь буквы, которые обозначают этот звук в соединении 5 раз Ж ж.
- Какую орфограмму знаете? Допишите до конца строки.
5. Открытие нового.
- Найдите в конце учебника в орфографическом словаре слово ЖИВОТНОЕ. Запишите в тетрадь и проведите звуко-буквенный анализ.
Составьте предложение, запишите, подчеркните основу, назовите словосочетание.
Ребята писали о животном. Определите падеж у существительных.
Прочитайте информацию на стр.54 учебника.
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме другого падежа? (вопросами, предлогами)
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(И.п.) А какой только с предлогами? (П.п.)
6. Первичное закрепление.
А) Работа по учебнику. Найдите упр.98( комментированное письмо с места).
-Задать вопрос, указать падеж всех существительных.
- С какими предлогами употреблены?
Б)- Послушайте стихотворение. ( Читает ученик. Образец стихотворения на партах)(Приложение 1)
- Что интересного услышали о предложном падеже?
7. Самостоятельная работа. Работа в парах.(Приложение2)
- Запишите четверостишие в тетрадь. Выполните задание.
8. Рефлексия. Игра. Планшет.(Средства обратной связи)
Девочка рисует……,
дал воробью……,
живет в воде…..,
мечтал о поездке…..
-Сколько падежей в русском языке?
- Что узнали о предложном падеже?
9. Итог.
- Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок.
Дайте оценку своей работе. Если вы все поняли – нарисуйте на планшете солнышко, если что-то не поняли – тучку. А если вообще ничего не поняли – дождик.
10. Домашнее задание: У. стр.55 правило, упр. 100
Приложение 1.
Приложение 2