«Повышение физической подготовленности волейболистов при помощи игр и игровых заданий».
Актуальность. Игра в волейбол основана на разнообразной двигательной активности (бег, прыжки, элементы акробатики, удары) и требует от человека разностороннего развития двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости.
Особенностью подготовки в волейболе является длительность освоения технического арсенала, которая вызвана высокой сложностью технических элементов игры и определёнными требованиями физической готовности. В тоже время, спортсмены на начальном этапе, когда и начинается обучение основным техническим приёмам, не подготовлены физически к выполнению сложных технических элементов игры.
В таких условиях наиболее правильной стратегией может быть формирование специальных способностей юных спортсменов к волейболу не упражнениями самого вида спорта, а доступными для этого возраста средствами. В качестве последних могут быть подвижные игры, игровые упражнения, содержание которых позволяет оказывать целенаправленные воздействия на развитие специальных, прежде всего координационных, способностей: ориентирование в пространстве, быстрота и точность реакции и перестроения двигательных действий, способность точно дифференцировать пространственные, силовые и временные параметры движений, чувство ритма. Рядом авторов экспериментально установлено, что включение в учебно-тренировочный процесс юных спортсменов подвижных игр специальной направленности в объеме 25-30% ведет к повышению темпов развития различных физических способностей примерно на 8-30%.
Объект исследования: процесс повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Предмет исследования: программа игр и игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Цель исследования: практически изучить процесс повышения уровня физической подготовленности волейболистов при помощи игр и игровых заданий.
Задачи исследования:
Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Изучить методику и подготовить тесты для определения уровня физической подготовленности волейболистов.
Подготовить программу игр и игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Сделать выводы и дать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретические аспекты влияния физической подготовки на повышение физической подготовленности волейболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показывает, что высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется следующими факторами - качественно новый уровень развития волейбола требует нового уровня развития физических качеств спортсмена и в тоже время постоянный уровень развития физических качеств является непременным условием для повышения тренировочных нагрузок.
Одной из важнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность юных спортсменов. Подвижные игры способствуют функциональному совершенствованию организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков. В тоже время комплексный характер воздействия большинства игр создаёт известные трудности при выделении игр с преимущественным влиянием на то или иное физическое качество. Эти же авторы отмечают, что подвижные игры обладают одним важным достоинством: играющие, в зависимости от индивидуальных особенностей тренированности, регулируют интенсивность нагрузок, самостоятельно выбирая моменты для отдыха.
Таким образом, игровые упражнения рассматриваются, как одно из наиболее эффективных средств развития и формирования личности человека, а также развития его основных физических качеств и способностей.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса повышения физической подготовленности волейболистов при помощи игр и игровых заданий» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе практической деятельности необходимо изучить способы определения уровня физической подготовленности волейболистов. Как показывает анализ самый эффективный метод для этого – тестирование.
На втором этапе практической деятельности для проведения тестирования физической подготовленности были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить уровень физической подготовленности волейболистов, на текущий момент:
вертикальный прыжок;
прыжок в длину с места;
бег по треугольнику со сторонами 10 и 5 м;
метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками с места и в прыжке;
метание теннисного или хоккейного мяча в цель через волейбольную сетку в прыжке.
На третьем этапе исследовательской деятельности изучение литературных источников и анализ опыта специалистов, тренеров, спортсменов - волейболистов помогли выбрать подвижные игры, которые рекомендуются для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Игры, способствующие развитию ловкости юных волейболистов;
Игры, способствующие развитию прыгучести юных волейболистов;
Игры, способствующие развитию скоростно-силовой выносливости юных волейболистов;
Игры, способствующие развитию точности юных волейболистов;
Игры, способствующие развитию чувства пространства и координации движении юных волейболистов;
Игры, способствующие развитию быстроты и ловкости юных волейболистов.
Заключение
Анализ литературных источников и выполнение практической части курсовой работы показывают, что высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется следующими факторами - качественно новый уровень развития волейбола требует нового уровня развития физических качеств спортсмена и в тоже время постоянный уровень развития физических качеств является непременным условием для повышения тренировочных нагрузок.
Одной из важнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность юных спортсменов. Подвижные игры способствуют функциональному совершенствованию организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков. В тоже время комплексный характер воздействия большинства игр создаёт известные трудности при выделении игр с преимущественным влиянием на то или иное физическое качество. Эти же авторы отмечают, что подвижные игры обладают одним важным достоинством: играющие, в зависимости от индивидуальных особенностей тренированности, регулируют интенсивность нагрузок, самостоятельно выбирая моменты для отдыха.
Таким образом, игровые упражнения рассматриваются, как одно из наиболее эффективных средств развития и формирования личности человека, а также развития его основных физических качеств и способностей.