Предмет «Музыка и движение» как эффективное комплексное средство развития интеллектуальных способностей, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР
Учитель музыки ГБОУ школы-интерната № 115
Салихова Р.Р
Обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР находящиеся на длительном лечении зачастую имеют нарушения речи, которые носят системный характер, распространяются на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Зачастую речь практически не включается в процесс жизнедеятельности.
Важным моментом в решении жизненных проблем, в данной ситуации, для детей является способность контролировать телесные проявления, использовать замещающие речь средства коммуникации (мимику, жесты). «Живой язык» движений и жестов ярко отражает коммуникационные возможности детей, служит помощником, а иногда и основным инструментом взаимодействия с окружающим миром.
Педагогическая работа с обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами.
Учебный предмет «Музыка и пение» призывен решать эти проблемы.
Содержание учебного предмета направлено на то, чтобы музыкальными средствами помочь обучающемуся научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Основная цель предмета «Музыка и движение» развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих умений.
Задачи:
Научиться воспринимать звуки окружающего мира.
Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм.
Учебный предмет «Музыка и движение» решает следующие коррекционно-образовательные задачи:
развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти;
коррекция речи: коррекция монологической речи, коррекция диалогической
речи;
Использование телесно-ориентированных техник и приемов на уроках существенно активизирует развитие центров памяти и речи обучающихся, благоприятно сказывается на развитии тонкой и крупной моторики, даёт ребёнку ощущение уверенности, возможность использовать свое тело в соответствии с жизненными ситуациями и потребностями.
Музыкальная терапия - это целенаправленное использование музыки в реабилитации детей с ТМНР, возможность вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, стимулировать психосоматические процессы, мобилизовать его потенциальные силы.
Уроки состоят из следующих частей:
Слушание музыки
«Зайчик» Старокадомский. «Конь» Тиличеева. «Колыбельная» Брамс. «Вот такие чудеса» Филиппенко. «Медвежата» Карасева. «Падают листья» Карасева. «Колыбельная» Витлин. «Осень» Кишко. «Кукла» Карасева. «Вот такие чудеса» Филиппенко. «Белый снег» Филиппенко. «Петушок» Кикты. «Моя лошадка» Гречанинов. «Дед Мороз» Витлин. «Молодой солдат» Карасев. «Ах, ты береза» русская мелодия. «Зима прошла» Метлов. «Воробушки» Карасев. «Я с комариком плясала» русская мелодия. «Греет солнышко теплее» Вилькорейская.
В процессе аудирования у детей происходит снятие психоэмоционального напряжения; дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, выражать свое эмоциональное состояние. Сочетание двух видов восприятия: прослушивание мелодии с просмотром картинок или видеозаписей видов природы даёт более эффективный психокоррекционный эффект.
Пение.
Попевки «Сидит кот». Попевки «Андрей воробей». Пение знакомых песенок. Попевки «Как у наших у ворот». Песенка «Тяф-тяф». Повтор знакомых песенок. Попевки «Снежок». Попевки «Песенка про зарядку». Повтор знакомых песенок. «Как у наших у ворот». Повтор потпевок.
Движение под музыку.
«Флажок» Красева. «Бубен и погремушка» Укр.н.п. Игра «Поезд». «Паровоз» Филиппенко. Пляска «Каблучок». «Зимняя пляска» Старокадомского. Хоровод «Елочка». Пляска «Стукалка». Игры по желанию детей. «Гулять-отдыхать» Красева. «Идем, как солдаты» Бодрая ходьба с флажками. Пляска «Приседай» русская мелодия. Игра «Воробушки и автомобиль». «Упражнение с флажками» Латвийская народная мелодия. Игра «Летчики» Марш Ломовой. Пляска «Покружись и поклонись» Герчик. Пляска «Стукалка»
Игра на музыкальных инструментах.
Ударные инструменты. Барабан. Дудочка. Свистулька. Ударно-шумовые инструменты. Бубен. Трещотки. Колокольчик. Маракасы. «Веселый паровозик».
Основными результатами преподавания предмета являются:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом, группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
В процессе обучения у обучающихся происходит снятие психоэмоционального напряжения; дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, выражать свое эмоциональное состояние.
Сочетание двух видов восприятия: прослушивание мелодии с просмотром картинок или видеозаписей видов природы даёт более эффективный психокоррекционными эффект. Использование особых методик позволяет совершенствовать сенсомоторные навыки, развивать ловкость, умение управлять своими движениями. Кроме того, у обучающихся улучшается координация движений, скорость реакции. Упражнения дают зарядку положительными эмоциями, раскрепощают обучающихся, дают ему ощущение свободы и радости, тренируют моторные навыки и ориентировку в собственном теле.
Предмет «Музыка и движение» индивидуализует возможности каждого обучающегося и учитывает комплекс меж предметных связей, а именно
предмет «Речь и альтернативная коммуникация»: запоминание текстов пальчиковых гимнастик, музыкальных упражнений, повторение значения жестов;
предмет «Человек» - закрепление знаний по теме «Части тела»;
предмет «Адаптивная физкультура» - подвижные игры, упражнения на развитие общей моторики.
Сочетание слов, музыки и движения - эффективное комплексное средство развития интеллектуальных способностей, высших психических функций, волевой, эмоциональной, двигательной сферы обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР находящиеся на длительном лечении. Реализация данного предмета создаёт новые возможности для развития физического, умственного и социального потенциала обучающихся, содействует формированию их жизненных компетенций.