«Развивающая предметно-пространственная среда группы ДОУ»
МБДОУ №124
группа № 7
Выполнила:
воспитатель
Солодилова О.В.
«На развитие личности ребенка влияет
не только наследственность и воспитание,
но и немаловажное значение играет среда,
в которой пребывает ребенок».
Вопрос организации предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Понятие предметно – развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности
ребёнка функционально – моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду
для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития
в дошкольном учреждении.
Задачи воспитателя: постоянно насыщать и пополнять предметно – развивающую и образовательную среду
для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка.
Потому, что развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка,
источником его знаний и социального опыта.
Центр науки и природы Центр природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольника. В центре природы находятся: уголок экспериментирования, огород на окошке, календарь природы. Задачи : совершенствование всестороннего воспитания и развития детей ; развитие познавательных интересов, любознательности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, воспитание бережного отношения к природе, всему живому. Цель: расширение знаний детей о науке и
природе, развитие интереса к ее познанию.
Центр сюжетно- ролевых игр Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, мягкими игрушками, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов.
Цель : позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задача: создание условий для усвоения общепринятых
моральных и нравственных ценностей и норм.
Центр патриотического воспитания
В центре содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Задачи : формирование у детей чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку, стране, представления о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; воспитание умения видеть красоту родного края, радоваться ей.
Цель: развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание любви к своей Родине, преданность к своему отечеству, бережного отношения к природе, ко всему живому, уважения и интереса к культурному прошлому России.
Книжный центр
« Центр книги » — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
Задачи: привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего « талантливого читателя » .
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; удовлетворение разнообразных литературных интересов детей; формирование у дошкольников интереса к художественной литературе.
Центр математики представляет собой систему игр, игрушек, пособий и материалов для развития математических представлений дошкольников.
Цель : создать условия и возможности для развития у детей математических умений и навыков согласно возрастным особенностям.
Задачи: пополнение группы материалами и оборудованием, формирующими математические представления дошкольников;
организация работы по формированию математических представлений детей дошкольного возраста;
повышение интереса детей к математике;
развитие интереса не только к обычным играм, но и к тем, где требуется проявление мыслительных способностей;
Центр Финансовой грамотности
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: повысить финансовую грамотность детей;
расширить знания детей о возникновении денег;
развить память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
воспитать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Центр театра и ряженья
Театральная зона представлена куклами, атрибутами, декорациями разных театров: настольного, пальчикового, плоскостного.
Цель: развитие у детей связной речи, умения подбирать атрибуты по развитию сюжета.
Задачи: побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в
выборе роли; способствовать
разностороннему развитию детей.
Центр пожарной безопасности
Цель:
формирование и систематизация у воспитанников представлений о правилах пожарной безопасности, обучение детей правилам пользования предметами пожарной безопасности при ЧС.
Задачи :
формирование представлений о правилах пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения в сотрудничестве с родителями и учреждениями социальной сферы (МЧС, поликлиника, библиотека, школа и др.);
создание центра активности ребёнка «Безопасность ребёнка во время пожара»;
обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов и семьи по пожарной безопасности.
Центр искусства
Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности, которые постоянно дополняются.
Цель: развитие интереса к изобразительной деятельности.
Задачи: обогащение представления детей об искусстве как основе развития творчества, их представлений о многообразии материалов для творчества, развитие эстетического восприятия, образного представления, воображения.
Центр сенсорного развития
Центр « Сенсорного развития » направлен на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. В нем находятся вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, настольные игры, игры с прищепками, пособия сделанные своими руками: « Разноцветные резиночки » , « Бусы » , « Веселые мячики » , « Ракета » .
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.
Задачи: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Центр физического развития
В «Центре физического развития» помещается различный физ.инвентарь: кегли, мячи, мешочки с песком, флажки, обручи и т.д
Задачи : укрепление здоровья детей; формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития физических качеств.
Цель: формирование физического развития ребёнка, который владеет
доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывает
желание заниматься физическими упражнениями .
Центр музыкального развития
В музыкальном центре имеются: музыкальный уголок, русские народные ударные инструменты (деревянные ложки, трещотки, свистульки, бубен, погремушки). Национальные костюмы, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Цель: поддержать интерес дошкольника к музыкальной деятельности, в соответствующей форме стимулировать развитие музыкальности посредством пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмичных движений и слушания музыки.
Задачи:
Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
Развивать музыкальность, любознательность, стремление
к экспериментированию.
Вывод
В своей работе я стремлюсь, чтобы предметно – пространственная среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей у детей. А так же способствовала бы развитию творческих задатков и выступала условием расширения возможностей ребёнка.