Предметно-развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация .Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности.
Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»
Предметно-развивающая среда в группе «Матрёшка»
Выполнила воспитательница ВКК
Сигаева Раиса Васильевна
Предметно-развивающая среда – это организованное жизненное пространство
- Предметно-развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация .
- Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности . Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Цель создания предметно-развивающей среды
создание условий для мотивации
и активизации в самостоятельной
и совместной деятельности,
саморазвития
и самоутверждения в ней
Основные условия построения развивающей среды:
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком;
- способствование творческому развитию детей;
- учет интересов и потребностей каждого ребенка;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной деятельности,
возможности для исследования;
- привлекательность и эстетичность оформления.
Принципы предметно-развивающей среды
- информативности , предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- педагогической целесообразности , позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Игровые и развивающие центры (уголки) в рамках группового пространства:
Социально-коммуникативное развитие Центр игровой активности
Физическое развитие. Физкультурный уголок
Центр игровой активности
Познавательное развитие Центр настольных игр
Речевое развитие Книжный уголок
Художественно-эстетическое развитие Центр рисования
Центр природы
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры
Познавательное развитие Центр конструктивной деятельности
Центр музыкально-театрализованной деятельности
Таким образом, в детском саду созданы условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные периоды дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на «зону ближайшего развития», на информативность и индивидуальные возможности и способности детей.
Спасибо за внимание