МБДОУ №21 г. Курск, группа «Теремок»
Воспитатель: Габбасова Марина Сергеевна
Предметно-развивающая среда, как ведущее условие ранней профориентации детей в детском саду
Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является социализация ребенка. Малыш постепенно знакомится с миром взрослых, получает начальные коммуникативные умения, необходимые первичные знания и навыки посильной трудовой деятельности.
Знакомство с многообразием профессий помогает детям осознать ценность труда, формирует к нему внимание и уважение, помогает расширить кругозор и, возможно, обнаружить способности и интерес к определенному виду профессиональной деятельности. Но, прежде всего, малыши должны получить представление о самых разных специальностях, о важности и необходимости каждой из них.
Ключевые слова: ранняя профориентация, профессия, детский сад, труд, специальность, предметно-развивающая среда.
Вся работа по ранней профориентации детей дошкольного возраста должна представлять собой систему воспитательного и образовательного взаимодействия воспитанников и педагогов, направленного на усвоение детьми новой информации, приобретение опыта различных профессиональных действий, формирование начатков профессионального поведения и позитивных мотиваций к труду.
Опираясь на требования ФГОС, при построении модели работы необходимо учитывать личные интересы и способности каждого ребенка, его индивидуальную социальную ситуацию и ведущий вид деятельности – игровой.
Чтобы первичное знакомство малыша с многообразием профессий прошло продуктивно, чтобы дошкольное детство действительно послужило первой ступенью профессионального самоопределения, чтобы ребенок получил самое благоприятное впечатление от посильного трудового процесса, особое внимание следует уделить организации предметно-развивающей среды в ДОУ.
Дети должны не просто узнать о профессиях, но и обязательно попробовать на практике те или иные специализированные действия; пощупать, поиграть с предметами, инструментами, атрибутами, используемыми в различных видах труда; смоделировать и поучаствовать в ситуациях, требующих определенных профессиональных коммуникативных умений.
Педагогический коллектив ДОУ осуществляет организацию предметно-развивающей среды для ранней профориентации детей по следующим направлениям:
Информативное: предоставление знаний о профессиях, их особенностях и специфике
Коммуникативно-познавательное: знакомство, беседы и общение воспитанников с представителями разных специальностей, посещение предприятий, организация встреч, экскурсий
Деятельностно-игровое: обеспечение детям возможности проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием спец. атрибутики
Следует обратить внимание, что при работе по всем трем направлениям обязательно учитываются возрастные особенности детей, доступность, безопасность, эстетичность и мобильность игровых зон и материалов.
Рассмотрим каждое направление по отдельности
Информативное
Основная работа с новой информацией проходит в специальном помещении, где расположена интерактивная доска, видеопроектор, мини-библиотека, картотека, фонотека, выставочные стеллажи, рабочая зона с детскими столиками, лаборатория, шкафчики со спецодеждой, канцелярскими принадлежностями, контейнеры с игрушками и атрибутами для различных сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Использовать такое пространство очень практично:
Все необходимое всегда находится под рукой, его удобно хранить и держать в порядке
Мебель и оборудование предназначено специально для детей и соответствует всем требованиям СанПиНа и ФГОС
Смена обстановки, переход детей из группового помещения в «лабораторию», на «завод» или в «кинотеатр» создает особое настроение, атмосферу поиска и созидания, формирует положительный эмоциональный настрой и подогревает интерес.
Оборудование для ранней профориентации детей постоянно пополняется. На данный момент оно включает в себя:
Интерактивная доска.
Видеопроектор.
Музыкальный центр.
Фонотека: песни о профессиях: «Поварята», «Храбрый капитан», «Мы стираем», «Наша учительница», «Я - садовник». Музыка для подвижных игр: «Рыбаки и рыбки», «Пожарные», «Паровозик».
Видеотека: мультфильмы о профессиях: «На границе», «Доктор Айболит», «Фиксики», «Кем быть». Обучающие фильмы о профессиях для детей.
Аудиотека: стихи о профессиях.
Библиотечка детских книг о профессиях, собрание энциклопедий.
Демонстрационный материал по теме «Профессии»: репродукции картин художников, тематические иллюстрации, буклеты, карточки, серии сюжетных картинок, разрезное лото и т.д.
Коллекция альбомов для раскрашивания о профессиях.
Фотоальбомы «Профессии наших родителей», рукописные книги о профессиях, буклеты «моя профессиональная династия», коллекции детских рисунков «Кем я хочу быть».
Дидактические игры: «В цирке», «Строительные специальности», «Школа».
Наборы для сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Скорая помощь», «Парикмахерская», «Кафе», «Такси», «Пожарные», «Магазин», «Лаборатория».
Спецодежда: белые халаты, военная форма, фартуки.
Наборы игрушек: «Домашние животные», «Медицинские инструменты», «Строительные инструменты», конструкторы, детская посуда.
Куклы в спецодежде: моряк, десантник, полицейский, балерина, пожарный, врач, медсестра, клоун.
Коммуникативно-познавательное направление работы по ранней профориентации детей включает в себя цикл встреч с родителями «Расскажи о своей профессии», экскурсии в музей, расположенный на территории детского сада: комплексный музей «Эхо времён». Библиотека. Приглашение в ДОУ интересных людей, носителей различных профессий.
Интересные рассказы взрослых, взаимные вопросы, обмен впечатлениями, возможность наглядно увидеть рабочее место, настоящие инструменты, специализированную технику оставляют в сердцах ребят незабываемые знания и эмоции. Педагоги уже могут заметить у некоторых детей наличие устойчивого интереса к тому или иному профессиональному процессу, виду деятельности, атрибутам.
Воспитанники младших групп начинают свое знакомство с разными специальностями с путешествия по детскому саду: посещение кухни, прачечной, кабинетов психолога, логопеда
Пространственная среда в данном направлении натуральная, действующая, динамичная. Это настоящие цеха, пожарные машины, пульты управления связью или ветеринарный кабинет. Ни слова, ни фотографии не заменят собственного присутствия и участия, не создадут реального впечатления, не приблизят к манящему миру взрослых так, как эти экскурсии.
Потом ребята еще долго и вдохновенно рисуют увиденное, рассказывают и размышляют, вспоминая свои «путешествия».
Задачей педагога является четкое планирование и организация таких встреч, обеспечение безопасности воспитанников, продумывание рефлексивных моментов, закрепляющих и разъясняющих бесед. Педагогу удобно, фиксируя поступающие от детей вопросы, подмечая заинтересованность или пробелы в знаниях, намечать стратегию дальнейшей работы.
Деятельностно-игровое направление (особо любимое ребятами) включает в себя различные виды игр, посвященные профессиональной тематике. Здесь предметно-развивающая среда имеет решающее значение. Поэтому, помимо материалов, находящихся в помещении ИКТ, в каждой группе есть целый арсенал для игр по профессиям: театрализованные уголки, уголки ряженья, конструкторы, наборы для творчества, контейнеры с атрибутами к той или иной сюжетно-ролевой игре.
Так же в помещениях групп есть зоны, удобные для развертывания различных игровых сюжетов: «Магазин», «Парикмахерская», «Дочки-матери», «Гараж», «Строители»
Военно-патриотические уголки знакомят детей с военными профессиями. Здесь можно рассмотреть символику родов войск, узнать о разнообразной военной технике и оружии, даже примерить офицерскую фуражку или берет десантника.
В каждом групповом помещении есть передвижные выставочные панели, на которых может размещаться мобильная информация любого тематического проекта (в том числе и о профессиях), совместные работы детей и родителей, семейные альбомы. В группах старшего дошкольного возраста это место регулярно посвящается информационным и игровым материалам о той или иной профессии. Дети могут легко использовать выставочные экспонаты для рассматривания, или игры.
Особое внимание в работе по ранней профориентации мы уделяем повышению педагогической компетенции воспитателей в данном вопросе. Регулярные методические мероприятия, обмен опытом, разработка и использование специального мониторинга, постоянное изучение и совершенствование технологий организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр помогают успешно развиваться и сотрудничать в этом направлении.
Конечно, дети не покидают наш детский сад замотивированными на определенную специальность, они получают гораздо лучшее: большой запас знаний о многообразии человеческого труда, начальный трудовой опыт, навыки общения и сотрудничества и незабываемые положительные эмоции.