СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно – развивающая среда логопедического кабинета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учетом ФГОС ДО

Просмотр содержимого документа
«Предметно – развивающая среда логопедического кабинета»

Предметно – развивающая среда  логопедического кабинета в  МБДОУ №9 «Радуга» учителя – логопеда Павленко Ларисы Анатольевны

Предметно – развивающая среда

логопедического кабинета в

МБДОУ №9 «Радуга»

учителя – логопеда Павленко Ларисы Анатольевны

Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учетом ФГОС ДО Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.  ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учетом ФГОС ДО

  • Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
  • ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

При создании коррекционно-развивающей среды важно учитывать следующие принципы:

  • Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
  • Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.  Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете. Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды я разделила пространство на зоны.
Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды я разделила пространство на центры: Цент коррекции звукопроизношения; Центр развития фонематических процессов;  Цент развития речевого дыхания;   Центр развития мелкой моторики;   Центр развития лексико-грамматических категорий;   Учебный центр. Центр нормативно-правового обеспечения;   Информационный центр для педагогов и родителей

Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды я разделила пространство на центры:

Цент коррекции звукопроизношения;

Центр развития фонематических процессов;

Цент развития речевого дыхания;

Центр развития мелкой моторики;

Центр развития лексико-грамматических категорий;

Учебный центр. Центр нормативно-правового обеспечения;

Информационный центр для педагогов и родителей

Центр коррекции звукопроизношения В данном центре мы можем реализовать  Принцип насыщенности и эстетичности среды , т.е. это те средства обучения и соответствующие материалы, в том числе расходные: логопедические зонды на каждого ребенка, ватные диски, спирт, шпатели, ватные палочки, салфетки, картинки для правильной артикуляции.  Принцип трансформируемости (мобильности) пространства, т.е. мы меняем пособия, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков, комплексы артикуляционных упражнений в зависимости от возраста детей, речевых нарушений. Принципы системности , т.е все материалы данного центра используются только в рамках определенного занятия

Центр коррекции звукопроизношения

В данном центре мы можем реализовать

  • Принцип насыщенности и эстетичности среды , т.е. это те средства обучения и соответствующие материалы, в том числе расходные: логопедические зонды на каждого ребенка, ватные диски, спирт, шпатели, ватные палочки, салфетки, картинки для правильной артикуляции.
  • Принцип трансформируемости (мобильности) пространства, т.е. мы меняем пособия, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков, комплексы артикуляционных упражнений в зависимости от возраста детей, речевых нарушений.
  • Принципы системности , т.е все материалы данного центра используются только в рамках определенного занятия
Центр развития фонематических процессов   В данном центре мы можем реализовать: Принцип эстетичности (насыщенности) среды — Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие шары и волчки). Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т. п.) и т.д.  Принцип вариативности (трансформируемости) пространства – постепенно усложняем материал в зависимости от возраста детей, речевых нарушений. Принцип интеграции (полифункциональности) материалов – пособия данного цетра могут использоваться в других видах деятельности, например, развитии связной речи.  принцип доступности среды – пособия данного центра могут свободно использоваться детьми в свободной деятельности.

Центр развития фонематических процессов

В данном центре мы можем реализовать:

  • Принцип эстетичности (насыщенности) среды — Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие шары и волчки). Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т. п.) и т.д.
  • Принцип вариативности (трансформируемости) пространства – постепенно усложняем материал в зависимости от возраста детей, речевых нарушений.
  • Принцип интеграции (полифункциональности) материалов – пособия данного цетра могут использоваться в других видах деятельности, например, развитии связной речи.  принцип доступности среды – пособия данного центра могут свободно использоваться детьми в свободной деятельности.
Центр развития речевого дыхания  В данном центре мы можем реализовать : Принцип насыщенности и эстетичности среды – центр включает в себя соломинки для коктейля, вертушки, поющие пузырёчки, язычки-гудки, легкие игрушки, султанчики, свечки, мыльные пузыри, перышки, шарики, игра «футбол», все сделано из современных материалов. Принцип мобильности и системности пространства – пособия центра постоянно обновляются, поскольку необходимо поддерживать интерес детей к занятиям. Принцип доступности среды — игры расположены на нижних открытых полках, что обеспечивает свободный доступ к ним детей.  Принцип полифункциональности материалов в данном центре не реализуется, поскольку все материалы используются только рамках данного центра.

Центр развития речевого дыхания

В данном центре мы можем реализовать :

  • Принцип насыщенности и эстетичности среды – центр включает в себя соломинки для коктейля, вертушки, поющие пузырёчки, язычки-гудки, легкие игрушки, султанчики, свечки, мыльные пузыри, перышки, шарики, игра «футбол», все сделано из современных материалов.
  • Принцип мобильности и системности пространства – пособия центра постоянно обновляются, поскольку необходимо поддерживать интерес детей к занятиям.
  • Принцип доступности среды — игры расположены на нижних открытых полках, что обеспечивает свободный доступ к ним детей.
  • Принцип полифункциональности материалов в данном центре не реализуется, поскольку все материалы используются только рамках данного центра.

Центр развития мелкой моторики

В данном центре мы можем реализовать :

  • Принцип насыщенности среды — центр включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами, сухой бассейн, чётки, Трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения.
  • Принцип трансформируемости пространства – постепенное усложнение материала здеса также имеет место. Например, в младшем возрасте используются крупные шнуровки, простые трафареты, крупная мягкая мозаика. В старшем возрасте шнуровки могут иметь несколько довольно мелких деталей, трафареты становятся более сложными, добавляются разные виды мозаики и схемы выкладывания узоров из нее, средние и мелкие конструкторы типа «Lego», бусы разных цветов и леска для их нанизывания и т.д.
  • Принцип полифункциональности материалов — пособия данного центра могут использоваться в других видах деятельности, например, активизации словарного запаса, развитии речи, и стабилизации эмоционального состояния детей. Например, «Сухой бассейн» с разными наполнителями, песочная терапия.
  • Принцип доступности среды – игры расположены на нижних открытых полках, что обеспечивает свободный доступ к ним детей.

Центр развития лексико-грамматических категорий

Состоит из различного картинного материала, подборок игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек словесных игр, д.и . по лексическим темам: лото, домино, Картотеки домашних заданий и т.д.

В данном центре мы можем реализовать

  • Принцип насыщенности среды – в центре имеется большое количество пособий по каждой лексической теме: предметные картинки, настольно-печатные и дидактические игры и т.д.
  • Принцип вариативности (трансформируемости) пространства — постепенно усложняем материал в зависимости от возраста детей, речевых нарушений. Для младшего возраста все картинки должны быть очень красочными, достаточно крупными. С возрастом количество лексического материала увеличивается, игры становятся более сложными.
  • Принцип вариативности (полифункциональности) материалов — пособия данного центра могут использоваться в других видах деятельности, например, развитии связной речи, закрепления звуков в речи и т.д.
  • Принцип доступности среды – игры расположены на нижних открытых полках, что обеспечивает свободный доступ к ним детей. Коррекционно-развивающая сред.
 Центр формирования ВПФ  (высших психических функций)    В данном центре мы можем реализовать:  Принцип эстетичности (насыщенности) среды – в центре имеется большое количество пособий, логические домики, предметные лото, геометрические лото, пирамиды, развивающие игры на внимание и т.д. Принцип вариативности (трансформируемости) пространства – центр постоянно обновляется, игры усложняются в зависимости от возраста и речевого развития детей. Принцип интеграции (полифункциональности) материалов — пособия данного центра могут использоваться в других видах деятельности, например, активизации словарного запаса.  Принцип доступности среды — игры расположены на нижних открытых полках, что обеспечивает свободный доступ к ним детей.

Центр формирования ВПФ (высших психических функций)

В данном центре мы можем реализовать:

  • Принцип эстетичности (насыщенности) среды – в центре имеется большое количество пособий, логические домики, предметные лото, геометрические лото, пирамиды, развивающие игры на внимание и т.д.
  • Принцип вариативности (трансформируемости) пространства – центр постоянно обновляется, игры усложняются в зависимости от возраста и речевого развития детей.
  • Принцип интеграции (полифункциональности) материалов — пособия данного центра могут использоваться в других видах деятельности, например, активизации словарного запаса.
  • Принцип доступности среды — игры расположены на нижних открытых полках, что обеспечивает свободный доступ к ним детей.
 Учебный центр. Центр нормативно-правового обеспечения   Учебный центр   Пространство оборудовано многофункциональной доской, которая включает магнитную доску и доску для работы мелом, столы и стулья для детей. Центр нормативно-правового обеспечения Документация, методическая литература, программнометодическое обеспечение

Учебный центр. Центр нормативно-правового обеспечения

Учебный центр  

  • Пространство оборудовано многофункциональной доской, которая включает магнитную доску и доску для работы мелом, столы и стулья для детей.

Центр нормативно-правового обеспечения

  • Документация, методическая литература, программнометодическое обеспечение
Информационный центр для педагогов и родителей График работы логопеда Консультации для родителей Различные памятки Игровые задания на развитие лексико-грамматических категорий

Информационный центр для педагогов и родителей

  • График работы логопеда
  • Консультации для родителей
  • Различные памятки
  • Игровые задания на развитие лексико-грамматических категорий
 Заключение Такая организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме и решать различные коррекционные задачи. А различные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей. Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация предметно – развивающей среды в деятельности учителя – логопеда ДОУ: создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;  способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке ж живой разговорной речи .

Заключение

Такая организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме и решать различные коррекционные задачи. А различные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей. Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация предметно – развивающей среды в деятельности учителя – логопеда ДОУ:

  • создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке ж живой разговорной речи .