В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.
Ощущение нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и особенно детей не может оставить безучастными тех, для кого детство является несомненной ценностью и обладает социокультурным смыслом.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования « Психолого-педагогическая работа с семьями, склонными к насилию»
Цель исследования: раскрыть особенности психолого-педагогические работы с семьями, склонными к насилию, разработать и апробировать программу, направленную на профилактику насилия.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая работа с семьями по профилактике насилия будет эффективной, при условии реализации программы, направленной на его профилактику.
Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую работу по проблеме исследования.
2. Раскрыть причины, источники и последствия насилия над детьми в семье.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по профилактике насилия в семье.
4. Разработать рекомендации по профилактике насилия в семье
В исследовании раскрыт исторический аспект проблемы, представлены общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми, охарактеризованы основные последствия жестокого обращения с детьми, направления работы специалистов по профилактике насилия
Особый интерес представляет содержание опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с семьями,
склонными к насилию и состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление семей, склонных к насилию. На этом этапе эксперимента с целью выявления склонностей к жестокому обращению было предложен протокол оценки безопасности детей и тестирование родителей. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы (до формирующего эксперимента)
Наша дальнейшая работа была продолжена с семьями, имеющими среднюю и высокую степени склонности к жестокому обращению с детьми
Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию программы профилактики жестокого обращения с детьми. На этом этапе были реализована программа для родителей «Воспитание на основе здравого смысла», проведены родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?», тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», программа практических занятий с элементами тренинга для подростков юношей «Мой защищенный мир»
Программа для родителей «Воспитание на основе здравого смысла»
Участниками программы были не только родители, но и все специалисты, работающие с детьми, например, учитель, психолог и др. В этом случае программа включала и методический блок, в ходе которого специалисты могли обучиться тому, как они могут передавать родителям своих подопечных навыки воспитания на основе здравого смысла и совместно осуществлять согласованную тактику воспитания.
Реализуя данную программу, мы строго придерживались разработанного плана каждого занятия. Мы старались замечать малейшие позитивные сдвиги участников в освоении новых навыков и поддерживали родителей в их стремлении к изменениям. Характер их взаимоотношений с детьми складывался на протяжении долгого времени и возможности быстрых изменений были ограничены. Однако системное использование новых приемов, изменение поведения родителей обязательно привело к изменению поведения детей и способствовало улучшению их отношений. На таких встречах родители могли обсудить с социальным педагогам возникающие у них трудности в использовании навыков, поделиться своими успехами, поставить задачи на будущее.
Целью Родительского ринга было изучение точек зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье. Ход ринга
I. Вступительное слово социального педагога.
Объявление темы ринга и его задач.
П. Обсуждение высказываний
III. Ситуаций для обсуждения под общим названием "Что делать, если".
Каждый ринг знакомил родителей с правилами и эталонами поведения. Например, как любить своего ребенка.
После проведения профилактической программы жестокого обращения с детьми мы еще раз провели тестирование родителей с целью выявления позитивной динамики (уменьшения количества семей, склонных к жестокому обращению с детьми. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (после формирующего эксперимента)
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в группе произошли значительные изменения. Имеет место позитивная динамика: 4 человек, отнесенные к высокой степени риска, перешли в группу со средней степенью, 6 человек – из средней степени перешли в группу с низкой степенью.