Предписание взрослых «Не будь собой»
Американские психологи Роберт и Мери Гулдинг описали 12 разрушающих родительских предписаний, формирующих негативный жизненный сценарий детей. Жизненный сценарий чаще всего формируется до 6-8 лет: И проявляется «как будто не свою жизнь живу», ощущение барьеров, какого-то внутреннего запрета на какие-либо действия, мысли.
Мы можем научить другого только тому, чем владеем сами 😐
Так и родители передают своим детям «родительские директивы» о том, как нужно жить и обращаться с собой и другими.
Гулдинги выделили 12 таких директив (запретов), но каждая директива имеет несколько вариантов, которые неизбежно увеличивают это количество.
Все 12 предписаний описывала в предыдущей статье, в этой – более подробно освещу одну «Не будь собой».
Каким образом формируются предписания и что это такое?
Родители в процессе воспитания с помощью вербальных и невербальных методов формируют у детей определенные установки или поведенческие программы.
Делается это при помощи предписаний.
👉 Предписания — это родительские послания запрещающего характера, которым нужно следовать ребенку, чтобы быть принятым, получить любовь, заботу, внимание и одобрение.
Предписания ДЛЯ РЕБЕНКА иррациональны (нелогичны) и передаются невербально, через:
— отношение к ребенку
— атмосферу в семье
— поведение и поступки родителей
— отношение родителей друг к другу
— систему воспитания
— настроение родителей
— правила семьи
— вследствие различных обстоятельств и событий в жизни семьи
🔻 В бытовой речи родительские предписания могут выражаться в форме «воспитательных» бесед, «приговоров», адресованных ребенку.
Некоторые из них, на первый взгляд, выглядят достаточно безобидно, но именно они закладываются глубоко в подсознание и накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь.
Любое предписание закрепляется чувством (страх 😱 гнев 😡 отчаяние 🥵 тревога 😨 вина 😭 стыд 😵💫).
⚠ И, что самое важное, вместе с предписанием у нас возникает неосознанный страх нарушить его, который укореняется со временем.
Уже взрослому человеку искренне кажется, что если он нарушит родительские заветы, то
— станет предателем, семья откажется от него
— он пойдет против родителей и произойдет что-то ужасное
— его накажут, он станет изгоем
— он испытает такой стыд, с которым не сможет справиться
И именно этот неосознанный страх удерживает взрослого человека в клетке родительского предписания, полученного далеко в детстве 🔗
Основных разрушающих предписаний всего 12 и на них буквально держатся все наши сценарии жизни.
💬 сценарии: неудачника, спасателя, жертвы, бедности, вечного студента, второго номера, тирана и так далее…
Все это держится на родительских предписаниях.
И, самое что неприятное, они работают по-умолчанию. Это как компьютерный вирус — ты его не видишь, а он делает свое черное дело ⚙
Разберем один из 12 предписаний «Не будь собой!»
⚙ Модели его возникновения:
▫ Родители, воспитатели и учителя не принимают ребенка таким какой он есть, не видят его талантов и способностей, критикуют и сравнивают с другими, таким образом, транслируя ему, что любовь и внимание надо заслужить, надо быть хорошим, больше стараться, быть похожим на кого-то другого (здесь же «замещающий ребенок» и «синдром близнеца»).
▫ Оба родителя или один из родителей не хотел ребенка и подсознательно транслирует ему: «Я тебя не хотел, но раз уж ты родился, докажи, что ты имеешь право жить тут, будь таким, каким я скажу».
▫ «Не будь своего пола». Обычно это предписание получают дети, которые родились не того пола, которого ожидали родители. Родители одевают детей, выбирают им цветовую гамму пеленок, распашонок, кофточек не своего пола. Или дают универсальные имена.
▫ «Не живи для себя, живи для меня». Контекст предписания - родители все сделали для тебя, теперь возвращай долги, осуществляй их планы и мечты или: «У нас династия врачей, ты тоже должен быть врачом!»
▫ Негативный образ значимого взрослого. «Я никогда не буду такой, как …моя мама (отец, бабушка, воспитатель, учитель)». Все усилия тратятся на того, чтобы не стать самой собой, и тогда получается негатив с фото родителя, воспитателя, учителя, а не личность ребенка.
👫 Что говорят родители и учителя:
* вообще-то мы с мамой ждали мальчика, а родилась ты
* делай только так, как я;
* почему твой друг/подруга/одноклассник умеет это делать, а ты нет?!;
* посмотри на меня, перед тобой живой пример (будь как я);
* когда ты начнешь учиться так же хорошо, как…;
* а вот я в твоем возрасте… или дети в твоем возрасте…;
* если бы ты был(а) девочкой (мальчиком), у меня было бы меньше проблем.
➕ Как еще передается:
* Вербально (словесно) и невербально (жесты, мимика, поза). Подавляются, игнорируются и обесцениваются врожденные особенности ребенка, прививаются чужеродные.
* Сравнение с другими детьми
* Сравнение с собой в детстве
* Восхищение чужими качествами
* Критика и наказания
🔈 Какие решения при этом принимает ребенок:
* я притворюсь мальчиком/девочкой;
* я покажу им, что так же хорошо, как …;
* неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу:
* я настоящий мальчик, хоть и выгляжу как девочка;
* я девочка, только похожа на мальчика;
* я никогда не буду счастлив;
* мне всегда будет стыдно за себя;
* я буду кем-то другим.
🎯 К чему это может привести во взрослой жизни:
* проживание как бы «не своей жизни»
* непонимание своих желаний
* потеря смысла в жизни
* расстройство идентичности
* страх проявить себя
* отсутствие своих ясных ориентиров в жизни
* постоянное недовольство собой
* чувство вины за себя, за то, что я такой какой есть
* низкая самооценка
* паталогический перфекционизм.
🖼 Образы, которые возникают у ребенка при эмоционально-образной терапии: внутренний ребенок не своего пола, интроекты как вставленные части личности родителя или значимого взрослого в виде разных предметов, иногда причиняющих боль и неудобства.
Интроект в психологии — это чужое убеждение, полученное человеком от значимого Другого, не переработанное критически самим человеком и продолжающее определять мышление и поведение этого человека.
Интроекты попадают в психику ребёнка, минуя его критические фильтры, и помогают ему эффективно усваивать сложные навыки и знания. Однако в процессе взросления некоторые интроекты могут ограничивать развитие человека.
Опора на интроекты приводит к ориентировке на авторитеты, неумению вырабатывать собственное мнение и делает человека беспомощным во взрослой жизни.
Если интроекты начинают мешать жизни, рекомендуется обратиться за психологической помощью и поддержкой близких людей.
💚 Разрешения: «я знаю твой секрет: ты не мальчик, а переодетая девочка», возвращение интроектов и парадоксальные разрешения.
Что с этим делать?
Если что-то откликнулось, то не обвиняйте себя, родителей, воспитателей, учителей!
Возьмите ответственность за себя, свою жизнь, мысли, установки, поведение.
Разрешите себе не следовать прежнему сценарию.
Осознайте свои ограничения и начните действовать новым, более эффективным и действенным для себя способом.
Настройте свой внутренний баланс собственного состояния Взрослого – реально осознающего окружающую действительность и реагирующего на нее из состояния «здесь и сейчас».
И, конечно же, общаясь с детьми, будьте внимательными и осознанными. Постарайтесь не давать своим детям деструктивные родительские "установки-приказания".
И, конечно, для решения внутриличностиного конфликта обратитесь к психологу.