Муниципальная автономная организация
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.В. Ливна»
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Фортепиано»
ПО.01. Предметная область
«Музыкальное исполнительство»
ПО.01.УП.03 Учебная программа
«Музицирование»
для учащихся 1 – 8(9) классов
музыкальных отделений Детских школ искусств
Разработчик: Лисицына С.И.
Преподаватель фортепиано
МАОДО «ДШИ им. А.В.Ливна»
с. Большетархово
с. Большетархово
2016г.
Структура программы включает в себя следующие разделы:
I. Пояснительная записка.
II. Содержание учебного предмета «Музицирование».
III. Формы и методы контроля, система оценок.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса.
V. Списки нотной и методической литературы.
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа по учебному предмету «Музицирование» является частью предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано», составлена на основе федеральных государственных требований (ФГТ) и с учетом преемственности основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства.
Программа «Музицирование» согласуется: с программой по предмету «Сольфеджио», закрепляя и обобщая знания, полученные на теоретических предметах, помогая этим знаниям обрести форму практических умений; с программой по предмету «Специальность», закрепляя полученные в классе специальности исполнительские навыки, навыки транспонирования, подбора по слуху.
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков музицирование т.е. подбор по слуху и транспонирование с 1 по 5 классы.
Задачей школы искусств является воспитание творчески активного, гармонически развитого человека. Общее музыкальное развитие включает в себя следующие разделы: обучение игре на музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха, музыкального кругозора учащихся, привитие навыков чтения с листа, игры в различных ансамблях, подбора по слуху, то есть навыков практического музицирования.
Данная программа стимулирует детей к творчеству, к максимальному раскрытию потенциала учащихся, способствует успешной личностной и творческой реализации в различных жизненных сферах. Новые формы работы расширяют репертуар концертных выступлений учащихся на классных и школьных концертах. Умение музицировать даёт ученикам возможность почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни общеобразовательной школы и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в музыкальной школе.
Проблема, ярко обозначившаяся в последние десятилетия в отечественной методике обучения игре на фортепиано, касается развития у детей способности играть по слуху, без нот. Профессиональный характер фортепианного обучения, стремление к совершенствованию достижений на концертном поприще, чему отводится всё учебное время, часто вытесняет из преподавания такие виды работы как подбор по слуху, транспонирование, импровизация, и, в конечном счёте, приводит к односторонней ориентации в обучении музыкантов.
2.Срок реализации учебного предмета «Музицирование»
Срок реализации учебного предмета "Музицирование" по 8-летнему учебному плану может составлять 5 лет (82 часа).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Музицирование»:
Срок обучения/количество часов | 1 - 5 классы Количество часов(общее на 5 лет) |
Максимальная нагрузка | 164 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 82 часа |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 82 часа |
Недельная аудиторная нагрузка | 0,5 часа (1-5кл.) |
Самостоятельная работа (часов в неделю) | 0,5часа (1-5 кл.) |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока –0,5 часа, т.е. 20 минут.
5. Цели и задачи учебного предмета «Музицирование»
Цель программы: воспитание музыкального слуха учащихся, как мелодического, так и гармонического, помочь учащимся фортепианного отделения музыкальной школы овладеть элементарными навыками подбора по слуху мелодии и аккомпанемента и транспонированию их в различные тональности, то есть освоению навыков практического музицирования.
Задачи программы:
1. Всесторонняя реализация исполнительских и творческих возможностей учащихся.
2. Развитие у учащихся навыков подбора по слуху, транспонирования, пения с аккомпанементом, исполнения современных эстрадных пьес в облегченном переложении.
3. Достижение возможности художественного самовыражения учащихся.
4. Осуществление межпредметных связей, оптимизация учебного процесса.
5.Решение социальных задач – повышение коммуникабельности детей, воспитание морально-этических принципов социального поведения.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (показ, демонстрация);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы по предмету музицирование в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музицирование»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Музицирование" должны иметь площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета «Музицирование».
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Музицирование», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Объём учебного времени.
Индекс, наименование учебного предмета | Трудоёмкость в часах | Распределение по годам обучения |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Количество недель аудиторных занятий |
32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Недельная нагрузка в часах |
ПО.01.УП.Музицирование | Обязательная часть Максимальная нагрузка | 164 | | | | | | | | |
Аудиторные занятия (в часах) | 82 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | | | |
Самостоятельная работа (в часах) | 82 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | | | |
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям; посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2. Требования по годам обучения:
Процесс подбора по слуху неотделим от специальных знаний, поэтому на уроках по развитию творческих навыков изучается практически весь теоретический материал, который должен быть применён и закреплён на практике. Он разработан и отобран так, чтобы учащиеся могли осознать, запомнить и сыграть, то есть применить на практике полученные теоретические сведения. Принципиально важно, чтобы приобретённые практические навыки явились критерием успешного освоения теории, ведь разлад, разрыв между полученными знаниями и их практическим применением и является основной причиной неумения играть по слуху.
Освоение творческих навыков ведётся параллельно с решением общих пианистических задач – работой над постановкой рук, аппликатурой, ритмом, темпом, звукоизвлечением, педализацией, штрихами, соотношением ведущей партии и сопровождения, выразительностью исполнения и т.д. Оно ни в коей мере не противоречит требованиям, предъявляемым ученику на уроках по специальности. Это две составные единого целого, которые не противопоставляются, не подмениваются друг другом.
За время обучения преподаватель должен научить ребёнка самостоятельно подбирать несложные мелодии и аккомпанемент к ним, уметь играть их в различных тональностях. Ребёнок же, с внедрением этой программы, получает возможность развивать свою творческую индивидуальность, активно осваивать более широкий спектр программных произведений в меру своих потребностей и возможностей.
В программе приводятся примерные репертуарные перечни по каждой пройденной теме, включающие в себя разнообразный музыкальный материал, различный по тематике и содержанию: песни военных лет, лирические, патриотические, детские, туристические, образцы русских и зарубежных народных песен и романсов. Они могут быть использованы выборочно, в зависимости от вкусов и эстетических наклонностей учащихся. Репертуар может быть расширен за счёт появления новых популярных произведений.
Первый класс.
1. Знакомство с интервалами на примере коротких песенок–попевок,
основанных на использовании изучаемых интервалов.
2. Работа над правильным построением интервалов от разных нот (точность в качественной и количественной характеристиках), исполнение песенок-попевок на фортепиано, включающих определённый интервал, и пропевание их со словами.
3. Во втором полугодии на уроках по специальности ученики начинают
проходить мажорные гаммы. Целесообразно выяснить с учениками в данный момент закономерность построения всех мажорных гамм, используя при этом изобразительный материал, объяснить понятия «тоника», «устойчивые и неустойчивые ступени», «вводные звуки». 4. Игра на фортепиано несложных мажорных песенок–попевок (сначала
на 3-х ступенях, потом на 5-и, далее - в пределах октавы в поступенном
движении) во всех тональностях по Квинтовому Кругу Тональностей
(транспонирование).
Контроль.
Проходит в форме зачёта, на котором учащиеся демонстрируют умение транспонировать во все тональности мажорные песенки-попевки, выученные в течении года.
Примерный репертуарный перечень:
Ходит зайка по саду (русская народная песня).
Кот-мореход.
Василёк (детская песенка).
Едет воз без колёс, едут, едут сани.
Красев. Ёлочка.
Ехали мы в гости летнею порою.
Светит солнышко (песенка-попевка).
Филиппенко. Две лягушки.
Шла коза по мостику и виляла хвостиком.
Я гуляю во дворе.
Наконец настала стужа.
Полторацкий. Охотник и зайка.
Филиппенко. К нам гости пришли.
Ю. Чичков. Здравствуй, родина моя!
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Чижик-пыжик (детская песенка).
Второй класс.
Научиться строить минорные тональности параллельно мажору по Квинтовому Кругу Тональностей.
Изучение трёх видов минора (натуральный, гармонический, мелодический), в которых учащиеся находят ступени минорных гамм и видоизменяют их.
Исполнение на фортепиано минорных песенок-попевок (сначала в ля миноре в натуральном виде в пределах 3-х, 5-и, 7-ступеней, затем мелодий, использующих видоизменённые ступени),позже - транспонирование их во все минорные тональности (или в тональности от белых клавиш). Определение вида минора и нахождение изменённых ступеней.
Введение понятия “Тоническое трезвучие”. Построение мажорных и минорных трезвучий во всех тональностях, исполнение их на инструменте.
Подбор по слуху песенок и транспонирование их по Квинтовому Кругу тональностей с использованием аккомпанемента, базирующегося на звуках тонического трезвучия.
Разучивание различных ритмических формул в аккомпанементе, самостоятельный выбор соответствующей фортепианной фактуры для песен в разных жанрах (марш, полька, песня, романс и т.д.). Правильное совмещение ритмических формул партии мелодии и аккомпанемента.
Контроль.
Проходит в форме зачёта, на котором учащиеся второго класса показывают умение играть мелодии с аккомпанементом на базе тонического трезвучия в различных тональностях и с разными видами (формулами) фортепианной фактуры.
Примерный репертуарный перечень:
Закатилось солнышко ясное.
А я по лугу (русская народная песня).
Во поле берёза стояла (русская народная песня).
Улетают птицы вдаль.
Туманян. Дождик песенку поёт: кап, кап, кап.
Миновало лето.
Лиса по лесу ходила (русская народная песня).
Варись, варись, кашка.
Бубенчики висят, качаются, звенят.
В поле на пригорке заинька сидит.
Третий класс.
Введение понятия «Субдоминанта». Построение субдоминантового трезвучия во всех тональностях. Введение понятия “Главные ступени лада”, “Главные трезвучия лада”.
Разучивание и исполнение мажорных мелодий и подбор по слуху аккомпанемента с использованием тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий.
Транспонирование в другие тональности по выбору.
Контроль.
Исполнение нескольких разученных песен из раздела “ Т -S -D- Т в мажоре” c разными видами фортепианной фактуры в аккомпанементе.
Примерный репертуарный перечень:
Ехали мы в гости летнею порою.
Сел комарик на дубочек (белорусская народная песня)
Блага. В лапку шмель берёт смычок.
Почта (польская народная песня).
На зелёном лугу, их-вох!
Савка и Гришка (украинская народная песня)
Там за речкой, там за перевалом (русская народная песня).
Кукарача (мексиканская песня).
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Филиппенко. Две лягушки вечерком.
Калинка (русская народная песня). Запев.
Четвёртый класс.
Введение понятия “Доминантсептаккорд”, построение Д7 во всех мажорных и минорных тональностях.
Игра на инструменте мелодий (в мажоре) с аккомпанементом с использованием связки аккордов Т-Д7-Ти транспонирование их во все тональности по Квинтовому кругу тональностей. Использование различных видов фортепианной фактуры при исполнении в аккомпанементе связки аккордов Т-Д7-Т.
Умение использовать в аккомпанементе не только основной вид доминантсептаккорда, но и его обращения при исполнении различной фортепианной фактуры.
Расширение репертуара, свободный подбор по слуху гармонических оборотов, содержащих аккорды тонической и доминантовой функций в сопровождении.
Примерный репертуарный перечень:
Муз. Красева. Дудочка.
Кузнец (польская народная песня)
Муз. Красева. Ёлочка
Перевоз Дуня держала (рус. нар. песня)
Муз. Кочурбиной. Мишка с куклой.
Сулико (грузинская народная песня)
Частушки (в мажоре)
Однозвучно гремит колокольчик.
Пастушья песня (французская нар. песня)
Когда б имел златые горы.
Ах вы, сени, мои сени (русская нар. песня)
Хаз-Булат удалой (русская нар. песня)
Вечерний звон (старинный русский романс)
Сама садик я садила (русская нар.песня)
Жили у бабуси (русская народная песня)
Куклы (французская народная песня)
Муз. Филиппенко. Цыплята.
Ну-ка, кони! (польская народная песня)
Мы собрали сливы (молдавская нар. песня)
Пряха (русская народная песня)
Муз. Полонского. Весенняя песенка.
Муз. Паулса. Колыбельная.
Миленький ты мой (русская народная песня).
Солдатушки, бравы ребятушки.
III. Формы и методы контроля, система оценок.
Качество образования подтверждается результатами освоения программы учебного предмета. Успешность обучающихся оценивается по уровню достижений планируемых результатов. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, обеспечивает оперативное управление учебным процессом. Все формы и методы контроля и система оценки результатов освоения данной программы направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего исполнить музыкальные произведения в ансамбле на достаточно художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями. Основными видами контроля являются: текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.
Основные методы контроля - игра на инструменте.
Текущий контроль по учебному предмету «Музицирование» направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется во внутри-урочной форме (исполнение фрагмента или целого произведения), На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность:
качество выполнения домашних заданий:
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы:
темпы продвижения.
При текущем контроле успеваемости акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений обучающихся, успешности усвоения ими программы на данный момент времени. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Музицирование» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью и проводится в форме зачёта в конце каждого учебного года с 1 по 5 классы.
Зачеты по учебному предмету «Музицирование» проводятся в соответствии с графиком промежуточной аттестации, определяют качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами. На зачетах ставится отметка. Отметка отражает качество исполнения, оценивается владение всем комплексом музыкальных и технических задач, учитывается артистизм и исполнительские качества. Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Годовая отметка выводится как среднеарифметическая путем суммирования четвертных отметок, результатов дифференцированных промежуточных контрольных уроков, зачётов. По завершении изучения учебного предмета «Музицирование» (полного его курса) в форме зачёта в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Программы зачетов должны целостно отражать объем проверяемых практических умений и навыков, а также уровень творческого развития обучающихся в соответствии с установленными ФГТ минимумом содержания.
Прохождение промежуточной аттестации считается успешным в том случае, если обучающийся продемонстрировал знания, умения и навыки не ниже установленного ФГТ уровня. С целью подготовки к зачетам по учебному предмету «Музицирование» и предоставления обучающимся консультаций в графике образовательного процесса предусматривается перед зачетами консультации (консультации можно проводить в счет резервной недели, предусмотренной ФГТ).
Для проведения зачетов по учебному предмету «Музицирование» в ОУ формируется комиссия. В своей деятельности комиссия руководствуется учебно-методической документацией, разработанной непосредственно детской школой искусств на основании ФГТ. В состав комиссии должно входить не менее трех преподавателей.
Основными функциями комиссии являются:
- проведение зачета по данной образовательной программе,
- определение соответствия уровня подготовки обучающегося объему знаний, умений и навыков, установленному ФГТ;
-разработка на основании результатов работы комиссии рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки обучающихся.
В обязанности председателя комиссии кроме оценки качества полученного образования обучающегося входят организация и контроль за деятельностью комиссии, а также обеспечение единства требований, предъявляемых к обучающимся в процессе проведения зачета.
Результаты зачетов определяются унифицированными для всех детских школ искусств оценками аттестации. Лицам, не сдавшим зачет по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность сдать зачет в другие сроки. Лица, не сдавшие по неуважительной причине или получившие на зачете неудовлетворительные результаты, имеют право сдать зачет повторно.
Система и критерии оценок результатов освоения программы учебного предмета «Музицирование».
«Отлично » (5):
осмысленное исполнение,
артистичность,
сценическая выдержка;
понимание стиля.
выразительность исполнения;
умение объяснить тональный план и используемые функции в подобранном произведении.
«Четыре» (4):
осмысленное исполнение,
артистичность,
сценическая выдержка;
понимание стиля.
выразительность исполнения;
неточное объяснение тонального плана и используемых функций в подобранном произведении.
«Удовлетворительно » (3) :
исполнение с большим количеством недочетов;
малохудожественная игра,
незнание тонального плана и используемых функций в подобранном произведении.
«Неудовлетворительно» ( 2,1):
комплекс серьезных недостатков,
невыученный текст;
отсутствие домашней работы,
плохая посещаемость аудиторных занятий
Фонд оценочных средств.
Фонд оценочных средств призван обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методическиерекомендациипедагогическимработникам
Основная форма учебной и воспитательной работы-урок в классе по
музицированию, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но так же во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности
ученика, интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а так же понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для
Исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков подбора по слуху является составной
Частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Вначале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план.
В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося.
При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар подбора по слуху необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
2.Методическиерекомендациипо организации
Самостоятельной работы
систематическими;
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов
и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по
специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.
V. Списки нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. Музыкальные примеры для пения с сопровождением для учащихся 1-7 классов ДМШ. М.: «Советский композитор», 1990
Ермолаев П.И. Весёлые песенки для малышей. СПб.: «Литера», 2006
Крупа – Шушарина С. Необычные песенки для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
Крупа – Шушарина С. Сборник песен для детей и юношества. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. СПБ. «Нота», 2003
Избранные романсы русских композиторов. Москва, 1985.
Старинные романсы. Ленинград,1967.
40 русских народных песен. Москва,1988.
Песни наших дней. Москва,1984.
С песней по жизни (сост. Модель), вып.1,2. Ленинград,1984.
Слышишь, сердце (песенник). Москва,1971.
Киноромансы. Москва,1995.
Песни Родины моей. Ленинград,1988.
Песни огненных лет. Москва,1984.
В кругу друзей (сост. Агафонов). Москва,1985.
За праздничным столом. Москва,19772.
Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Москва,1990.
На школьном вечере. Москва,1981.
Любимые песни (сост. Сироткин). Ленинград,1968.
Я рисую слона (авторские песни для детей). Москва,1989.
Ю.Визбор. Песни (составитель С.Никитин). Москва,1989.
Список рекомендуемой методической литературы
Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха. Москва, «Музыка»,1996г.«Школа аккомпанемента». Редакция А. Катанского. Москва, «Музыка», 1998г.
Т. Беркман. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, Просвещение, 1977г.
А. Николаев. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории. Москва, «Музыка», 1980г.
Б. Милич. Воспитание ученика-пианиста. Вып.1, 2, 3. Киев, «Музична Украiна», 1979-1982г.
«Ребёнок за роялем». Сборник статей педагогов пианистов социалистических стран о фортепианной методике. Москва, «Музыка», 1981г.
А. Ромм. Изучение тональностей в музыкальной школе. Москва, «Музыка», 1999г.
А. Баренбойм. Путь к музицированию. Москва, «Музыка», 1980г.
Г.Цыпин. Обучение игре на фортепиано. Москва, «Просвещение»,. 1984г.
Д. Благой. Важная форма приобщения к музыкальному искусству. Москва, «Музыка», 1987г.
А. Алексеев. Педагогика творческого поиска, «Современная музыка», 1981г.
Я. Серебряная. «Нотное письмо и сложности его расшифровки при чтении». Москва, «Музыка», 1992г.
Вопросы фортепианной педагогики (ред. Натансена). Выпуск 1,2,3,4. Москва.1963-1976г.
Г. И. Шахов. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование. Москва, 2004г.
Ю. Акимов. Чтение с листа. Вып.2, Москва, 1970г.
Ф. Брянская. Навык игры с листа, его структура и принципы развития. Сборник «Вопросы фортепианной педагогики», вып.4, Москва, 1976г.
С. Ляховицкая. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. Сборник «Вопросы фортепианной педагогики», вып.3, Москва, 1971г.
В. Мотов. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. Вып.5, Москва, 1981г.
В. Мотов, Г. Шахов. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху. Москва, 2002г.
Д. Благой. Важная форма приобщения к музыкальному искусству. Москва, «Музыка»,1987г.
М. Калугина, П. Халабузарь. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Москва, «Советский композитор», 1989г.
А. Е. Малкина. Хрестоматия по подбору аккомпанемента. Ульяновск, 1990г.
Д. Парнес, С. Оськина. По слуху на фортепиано. Москва, 1999г.
Е. Неугодникова. Этот волшебный музыки. Димитровград 2002г.