Федотова Наталья Михайловна
Учитель начальных классов
МАОУ «Школа № 187»
Педагогический стаж: 26 лет
Девиз: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель»
Заявленная категория : высшая
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира через проектную деятельность
Условия формирования личного вклада
педагога в развитие образования
Научно-
исследовательские
Изучение психолого-педагогической литературы по формированию у обучающихся регулятивных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе
- Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме (Проектные задачи в начальной школе под редакцией А. Б. Воронцова, М. А.Ступницкая материалы курса «Новые педагогические технологии : организация и содержание проектной деятельности учащихся» А.И. Савенков «Путь в неизведанное» ид.р.)
- Курсы повышения квалификации в НИРО;
- Вебинары;
- Разработка и проведение открытых мероприятий.
Методические
Участие в работе:
- Школьных методических объединений;
- Нижегородского центра непрерывного образования создание системы заданий и медиа материалов по теме;
- публикации на сайте multiurok.ru/id82529815/edit /
- Учебный кабинет как кабинет лаборатория
Организационно-
педагогические
Актуальность
В ФГОС НОО определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУД).
Одним из путей достижения формирования УУД является использование метода проектов. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Иначе говоря, основная задача, которую должен научиться ставить перед собой школьник: учить себя! И в решении этой задачи главное место, на мой взгляд, занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий
Девизом проектной деятельности могут служить слова немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
Регулятивные УУД
волевая регуляция
целеполагание
прогнозирование
коррекция
планирование
оценка
контроль
Перед каждым учителем встаёт проблема отбора эффективных средств для формирования регулятивных универсальных учебных действий . На мой взгляд, одним из таких является метод проектов.
Джон Дьюи
(1859— 1952) - основоположник метода проектов
Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965) -профессор педагогики, последователь развития проектных технологий
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – русский педагог-экспериментатор
Сергей Иосифович Гессен (1887-1950)
Ступницкая Мария Анатольевна- педагог-психолог
Суть метода – стимулирование интереса детей к определенным проблемам и практическое применение знаний, полученных через проектную деятельность.
Воронцов Алексей Борисович- кандидат педагогических наук
Савенков Александр Ильич-педагог- психолог
…
Цель: систематизировать организацию проектной деятельности на уроках окружающего мира, обеспечивающую формирование регулятивных УУД у младших школьников.
Задачи:
- Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме формирования регулятивных УУД посредством проектной деятельности.
- Организовать проектную деятельность на уроках окружающего мира по формированию регулятивных УУД.
- Доказать результативность системы организации проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Ведущая педагогическая идея
Включение учащихся в проектную деятельность на уроках окружающего мира через систему заданий для формирования регулятивных УУД.
Работы над проектами в 1-4 классах курса «Окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова (система «Школа России»)
2 класс:
- «Профессии»
- «В гости к зиме»
- «Живая природа зимой»
- «Страны мира»
- «Впереди лето»
- «Красота животных»
1 класс:
«Моя малая Родина»
«Моя семья»
«Мой класс и моя школа»
«Мои домашние питомцы».
3 класс:
- «Богатства, отданные людям»
- «Разнообразие природы родного края»
- «Школа кулинаров»
- «Кто нас защищает»
- «Экономика родного края»
- «Музей путешествий».
4 класс:
- «Наш край»
- «Великая отечественная война в воспоминаниях» ветеранов»
Условия реализации проектной деятельности:
1.Провести подготовительную работу.
2.Обеспечение проекта всем необходимым.
3. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
4. Обеспечить мотивацию детей.
5. Создавать группу не более пяти человек.
6.Избежать « подводных камней» :
- сделать многое за детей или перепоручить родителям;
- не превратить проект в реферат;
- переоценить результаты проектной деятельности и недооценить её процесс.
Этапы формирования проектной деятельности учащихся
Этапы работы над проектом
Степень участия ребёнка и взрослого на различных этапах формирования проектной деятельности
1 класс
Проблематизация
Целеполагание
2 класс
В
3-4 классы
В
Планирование
В
В
В
Реализация плана
В
В+Р
В+Р
Презентация
В+Р
Рефлексия
В+Р
Р
Р
Р
В
Р
Р
В+Р
В+Р
2 класс проект «Красота животных»
Целеполагание:
Слова-помощники:
Повторим всё, что мы изучили о животном мире.
Изучим особенности поведения и жизнедеятельности отдельных животных.
Узнаем интересные факты о жизни животных.
Планирование:
Восстанови план:
- Подобрать иллюстративный материал (фото или рисунки)
- Найти информацию о животном
- Выбрать животное, о котором будем рассказывать
- Составить кроссворд или загадки
- Подготовить презентацию проекта
- Оформить проект
Мониторинг сформированности регулятивных УУД (А.Г.Асмолов)
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Использованная литература
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2009
- Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии:организация и содержание проектной деятельности учащихся.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009
- Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. -М.: Генезис, 2005
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.-М.: Просвещение, 2008
- Кожурова О.Ю., Григорьева Н.В., Брызжева О.А. Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика, 2017.Т.2, №1
- Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. - 2014. - №2
ПРИЁМ «Мишень»
Пусть в Олимпию прибудет,
кто отважен и силен,
для сражений мирных будет
«полем боя» стадион.
Так мудрейшие решили,
и с трибун народ смотрел:
Бегуны не хороши ли,
к цели мчат, как туча стрел!
Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на Птичьем рынке
Я Зяблика купил.
Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
1 класс
2 класс
4 класс
3 класс
Выбор цели из предложенных учителем формулировок
Выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели
Моделирование цели, введение понятия
« учебная задача»
Создание проблемной ситуации
Слова- помощники:
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
Слова- помощники:
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
«Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?»
ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
обсуждение готового плана решения учебной задачи
работа с деформированным планом решения учебной задачи
использование плана с недостающими или избыточными пунктами
составление своего плана решения учебной задачи
Как вы думаете? Что бы вы предложили сделать? А кто по-другому? Что заметили?»
Маршрутный лист проекта
- Общая тема:
- Тема проекта:
- Цель проекта:
- Содержание проекта:(план)
- Методы сбора и обработки информации:
- Источники информации:
- Формы представления проекта:
- Информация об участниках:
( Участие каждого)
3 балла - внес значительный вклад в данный вид работы
2 балла - в данной работе принял небольшое участие
1 балл - в данной работе принял наименьшее участие
Вопросы–помощники для подготовки к защите проекта в начальной школе
1.Как называется ваш проект?
2.Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
3.Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)?
4.Зачем вы делаете этот проект?)
5.Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?
6.Расскажите (расскажи), что у вас получилось ?
7. Каково назначение вашего(твоего) проектного изделия?
8.Что вам удалось выполнить сразу и почему?
9.Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможешь (сможете ли вы ) ли ты назвать причину?
10.Оцени качество выполнения и оформления проекта.
Рефлексия
2 класс
3-4 класс
посредствам вопросов:
– что ты узнал на уроке?
– чему научился?
– за что себя можешь похвалить?
– над чем еще надо поработать?
– какие задания тебе понравились?
– какие задания показались трудными?
– достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
рефлексивного приема « неоконченное предложение», которое помогает в оценивании своих достижений:
сегодня на уроке я …
мне удалось…
я могу похвалить…
я недостаточно…
я старался…
1 класс
Активно работал, выполнил все задания
Выполнил все задания, но отвечал, когда, спрашивал учитель.
Выполнил все задания, но отвлёкся, есть ошибки
Мне удалось понять и выполнить все задания, отвлекался
Мне не удалось понять и выполнить все задания , было трудно