СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление о счастье

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

hhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhh

Просмотр содержимого документа
«Представление о счастье»

ДОКЛАД

«Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках.»


В современной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. По моему мнению, их в полной мере можно  решить, строя учебный процесс на основе развивающего обучения.  Его сущность раскрыта Л.С.Выготским «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, «обучение и развитие находятся в единстве, причем  обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие.» Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на  вчерашний, а на завтрашний день детского развития». ».


В традиционной школе ученик  очень быстро осознает, что его задача – внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей,а учитель и родители будут недовольны.

 Если проанализировать цели образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: «…выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться; приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности…»


Главной задачей для себя, как учителя считаю: не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать «учебное общение», при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.  

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.


Образование на уроках истории и обществознания должно способствовать получению знаний о природе человеческого общества, его прошлом, что могло бы стать основой для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития. Оно должно быть нацелено на выработку предметных умений, максимальное использование воспитательного потенциала дисциплин для становления гуманистических, демократических, патриотических убеждений граждан новой России.


В своей работе применяю проектный и исследовательский методы обучения.

 Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания  проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приемы.

Методы  исследовательской деятельности:

  1. «подумать самостоятельно»;

  2. «спросить у другого человека»;

  3. «посмотреть в книгах»;

  4. «посмотреть по телевизору»;

  5. «получить информацию у компьютера»;

  6. «понаблюдать»;

  7. «провести эксперимент»;

  8. «связаться со специалистом».

В качестве основных неоспоримых достоинств  проектного метода можно назвать: высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и познавательной  мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  1. наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

  2. практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  3. самостоятельную деятельность ученика;

  4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  5. использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.


Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

  1. Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  2. Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

  3. Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  4. Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Хочется добавить, что «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».