ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников как средство формирования ключевых компетенций учащихся».
Традиционно считается, что в школе “дают” знания, а ученики их “получают”. Получается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с установкой: все должны ему “дать” (учителя, школа, государство), а его задача только “брать”.
Однако, нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только отражателем бытия, но и его строителем.
Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, связанные и с характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Поэтому я выбрала для себя организацию учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода, что предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие, так и учащиеся. А также такой подход служит средством формирования ключевых компетенций учащихся.
Повышение уровня речевого развития учащихся является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании. Её актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека.
Речь – это не просто умение говорить и писать правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение хорошо, эффективно общаться, учитывая, с кем, кому, с какой целью, что, где ты говоришь (пишешь).
Человек наделён ценнейшим даром, которым необходимо научиться пользоваться – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать…
Мы хотим видеть будущего выпускника школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.
Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше.
ТЕМА моего опыта «Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников как средство формирования ключевых компетенций учащихся».
ЦЕЛЬ моей педагогической деятельности – создание оптимальных условий личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.
ЗАДАЧИ:
- целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников речевой деятельности во всех её аспектах;
- создание условий для овладения детьми различными видами речевой деятельности и механизмами речи;
- формирование у младших школьников общеучебных умений, необходимых для работы с текстом; умений анализировать речевую ситуацию, ориентироваться в её условиях;
- развитие способности самостоятельно (на интуитивном уровне и на уровне осознания) определять возможности различных языковых средств связной речи;
- воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов творческой интерпретации художественного текста;
- пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребёнка как автора, способного к продуцированию собственных речевых высказываний, развитие его индивидуального творческого потенциала;
- воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативно-речевых умений;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Сущность опыта заключается в использовании эффективных путей и средств формирования у обучающихся коммуникативно-речевых умений, связанных с восприятием, анализом и созданием речевых высказываний.
В соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом происходит практическое ознакомление учащихся со следующими понятиями:
- представление о речевой ситуации;
- работа над всеми видами речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо;
- работа над формами речи;
- знакомство с понятием «текст» (речевое высказывание), который рассматривается как продукт речевой деятельности.
В условиях развивающего обучения – учебная деятельность, ее коллективно-распределенный характер порождает содержательные мотивы общения и с помощью учебного диалога ставит каждого учащегося в ситуацию конкретной коммуникативной задачи.
Концепция изменений предполагает включение детей в коммуникативно-речевые ситуации, что обеспечивает осознание ими (в той или иной степени) процесса порождения речевого высказывания и соотнесение его с собственным опытом создания устных и письменных высказываний, усиливает их познавательную мотивацию, интерес к самовыражению и самоопределению, а это становится возможным:
- через создание собственных речевых высказываний, стремление мыслить и действовать самостоятельно;
- через проявление индивидуальности;
- через отбор образцовых произведений, способных раскрыть богатство окружающего мира и человеческих отношений, пробудить чувства гармонии и красоты, воспитывать собственное отношение к действительности.
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода предполагает такую организацию работы по развитию речи, которая дает уч-ся возможность последовательно усваивать необходимые речеведческие понятия и формировать у них коммуникативно-речевые умения.
Курс «Русский язык» под редакцией М.С. Соловейчик имеет несколько отличий от традиционной системы обучения русскому языку в начальной школе.
Важнейшая особенность курса – коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторая принципиальная особенность курса – внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии:
совершенствование мотивационной основы обучения, усиление коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность – реализация деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им с опорой на языковой опыт и природную интуицию детей.
Особая роль отводится установлению авторства собственных речевых высказываний через презентации (устное выступление ребенка перед аудиторией, создание книжек-малышек и др.).
- Беседы разного характера помогают заинтересовать ребят, поднять их мотивацию к исследованию данной темы.
- Исследовательская работа помогает учащимся самостоятельно «добывать» информацию для выполнения учебных заданий.
- Работа в группах, взаимопроверка, взаимооценка и взаимопомощь дают возможность обучающимся участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою.
- Написание собственных речевых высказываний развивает аналитические, коммуникативные и речевые способности обучающихся.
В процессе обучения у младших школьников формируются речеведческие знания, коммуникативно-речевые умения и навыки, но самое важное – это опыт ценностных ориентаций:
- бережное отношение к языку;
- понимание ценности различных позиций по отношению к информации, к речевым высказываниям;
- умение замечать уникальность окружающего мира и самого;
- сотрудничество и взаимопонимание между людьми, овладение навыками учебного и внеучебного сотрудничества;
- взаимодействие с другими людьми в процессе решения коммуникативно-речевых задач;
- умение соотносить различные точки зрения на предмет речи.