СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
в своей работе представила приемы и методы по формированию читательской грамотности. работа поможет молодым специалистам проанализировать и использовать наработки в своей практике.
Представление опыта «Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС»
«Читать – это еще ничего не значит.
Что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К. Д. Ушинский
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» говорит о необходимости установить целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году - вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге гаджеты, видеопродукции, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Набирая «новый» класс, я поставлю себе задачу привить детям любовь к чтению. Еще на стадии знакомства, понимаешь,, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Некоторым из них очень сложно даются уроки обучения грамоте: прочитанный текст запоминают с трудом, не могут пересказывать, выделять главное в прочитанном.
Поэтому я поставлю перед собой цель:
-создание условий для формирования читательской грамотности, через различные виды работы с текстом; которые требует сформированных навыков читательской грамотности.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие задачи для всех предметов школьной программы. На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения.
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения,
-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Изучив программу курса «Литературное чтение» я выделила для себя три группы читательских умений:
1группа читательских умений:
-Общее понимание текста, ориентация в тексте (эта группа умений включает понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте информации представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации).
2группа читательских умений
-Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (эта группа умений включает анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений).
3группа читательских умений
Использование информации из текста для различных целей Задания 3-й группы – на применение информации из текста можно разделить на две группы: задания, где из текста выбирается информация для решения сугубо практических, житейских задач, и задания, где с помощью сведений из текста нужно получить новое знание.
Считаю, что по мимо общих задач, над которыми необходимо работать при обучении пониманию текста на протяжении всей начальной и основной школы (использовать при работе с текстом средства, освоенные на разных предметах, развивать межпредметные связи; переформулировать вопрос и сообщения текста, письменно выражать свои мысли) есть ряд конкретных читательских умений, которые оказываются при проверке «дефицитными»:
- осознанно выбирать информацию, проверяя себя по тексту;
- преобразовывать информацию, записывая ответ в нужной форме (в нужном числе, падеже и т.д.);
- обобщать в одной фразе фрагменты информации, данные в разных предложениях, в разных частях текста;
-находить в тексте синонимы и синонимические ряды;
- видеть в тексте информацию, которую можно преобразовать с помощью простейших математических вычислений.
Чтобы преодолеть сегодняшние трудности, считаю ,важно учить младших школьников
-понимать суть вопроса и отвечать именно на поставленный вопрос;
-отвечать по сути, своими словами, не выписывая весь фрагмент текста, содержащий ключевые слова вопроса;
-преобразовывать информацию, записывая ответ в нужной форме (в нужном числе, падеже и т.д.);
-обобщать в одной фразе фрагменты информации, данные в разных предложениях, в разных частях текста;
-находить в тексте синонимы и синонимические ряды, помогающие понять незнакомые слова;
-видеть в тексте информацию, которую можно преобразовать с помощью простейших математических вычислений.
Кроме того, необходимо регулярно включать в урок такие вопросы и задания, где требуется:
переформулировать вопрос и информацию из текста;
письменно выразить свою мысль;
использовать при работе с текстом средства, освоенные на разных предметах.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, сделать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности????
связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Приѐмы формирования читательской грамотности
Обучающимся начальной школы жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения.
УМК « Школа России» включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:
Виды работ с текстом в начальной школе:
Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
Чтение, деление на смысловые части.
-Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
-Чтение по готовому плану.
-Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
-Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
-Восстановление деформированного текста.
Инсценирование текста или отрывка.
-Выборочное чтение (с определенным заданием).
-Чтение в лицах.
-«Жужжащее чтение».
-Чтение цепочкой по предложению.
Чтение абзацами.
-Чтение с пометками.
-Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
-Чтение по группам. Поисковое чтение.
-Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное) Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
-Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
-Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
-Кто быстрее в тексте найдет слово на определѐнное правило.
-Нахождение самого длинного слова в тексте.
-Нахождение двух-, трѐх-, четырѐхсложных слов.
-Чтение с пометками непонятных слов.
-Кроссворд (игровая форма) погружения в текст.
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО проходит поэтапно:
1класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2класс - обучение детей работать с текстом:смысловое чтение;
владение пересказом разного вида;
деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
выделение опорных слов (словосочетаний);
характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3–4 класс–обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
-самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
выделение главной и второстепенной информации;
-выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Для обучения работе с текстами соблюдаю некоторые условия:
-Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
-Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про росу: «Какая бывает роса на траве» Л.Н. Толстой и Г. Кислицина «Капельки росы, как чудное мгновенье».
- Попутно веду работу над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, еѐ эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
- Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.
При работе с текстом осуществляю системный подход к изучению языка, а также прослеживаю межпредметные связи.Работа с текстом ведѐтся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):
Чем старше ребѐнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяю работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводим с детьми анализ задачи, устанавливаем связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи предаю также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объѐму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.
Упражнения для понимания смысла текста - Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.-Озаглавливание текста.
-Деление текста на части, составлении плана.
-Определение темы текста, главной мысли.
-Определение типа текста.
-Подбор иллюстрации к тексту.
-По иллюстрации определить содержание текста.
-Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
-Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
-Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
-Чтение для подготовки к пересказу.
-«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
- Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
-Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
-Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 – самостоятельно.
- Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
-Составление кроссвордов по тексту.
-Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким
-Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
-Подбор загадок к словам из текста.
-Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
-Составление ребусов к словам из текста.
Определяя организационно-методическую структуру работы с произведением на уроках литературного чтения, можно использовать методику внеклассного чтения (или её элементы) авторов Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей.
Данная методика включает следующие виды читательской деятельности [1]:
1. Установка (беседа, рассказ, рассматривание страниц, анализирующее наблюдение), предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти или сформировать представления о ведущих художественных образах произведения.
2. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью нахождения его; определение темы, круга событий.
3. Чтение, повторное чтение учителем (учениками) художественного произведения вслух (про себя), позволяющее понять его тему и идею.
4. Коллективное воссоздание прослушанного (прочитанного) текста, размышление о прослушанном (прочитанном), тексте анализ.
5. Выполнение разнообразных творческих заданий (пересказ, составление плана, написание отзыва, эссе).
Учитель, организующий встречу с книгой, следует важным в методическом плане правилам.
Соблюдает основные требования знакомства с детской художественной книгой (фамилия автора и заглавие книги даны на первой странице обложки; иллюстрация по содержанию соответствует заглавию). Основные типы изданий: книга-произведение, книга-сборник произведений одного писателя или ряда писателей.
Соблюдает основные требования по рассматриванию книги: а) рассматриваются иллюстрации на первой и последней страницах обложки; б) находятся и прочитываются надписи на первой обложке; в) надписи и иллюстрация сопоставляются по содержанию; делается вывод-предложение, может ли в этой книге быть прослушанное произведение; г) книга рассматривается постранично; внимание детей фиксируется на заголовках и иллюстрациях; д) иллюстрации к прочитанному произведению, когда оно найдено в книге, рассматриваются детально.
Соблюдает основные требования по ознакомлению с текстом произведения. Читать избранное произведение вслух следует просто, спокойно, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Во время чтения вслух ходить по классу нельзя, иллюстрации детям не показываются, обложка также не демонстрируется. При коллективном рассматривании книги учитель держит ее на уровне груди. Сам он стоит на одном месте, лучше всего в центре, у доски. При каждой возможности привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Любой ответ детей, если он непосредственно связан с книгой, завершается тем, что отвечающий по вызову учителя выходит к доске и показывает в книге деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую он ссылается в данный момент. Работа с иллюстрацией на презентации практически аналогична.
Соблюдает основные приемы освоения произведения (воссоздание текста и свободные высказывания учащихся). К ним относятся: разучивание стихотворений вслед за учителем и по опорным картинкам; хоровая декламация; воссоздание текста или фрагмента текста с движениями или предметами (театр «Ладошка», театр «Рукавичка», «Наш театр», «Театр двух актёров», подвижные игры с декламацией); перечитывание с элементами инсценирования, а также перечитывание или близкий к тексту пересказ с хоровой декламацией отдельных отрывков (повторов, песенок, присказок); участие в пересказе произведения учителем: воссоздание с опорой на иллюстрацию отдельного эмоционального яркого эпизода, ответы на вопросы по ходу повествования, которые требуют называния персонажа или последующего события; восстановление последовательности повествования путем правильной расстановки иллюстраций, отображающих развитие сюжета; демонстрация живой картинки; инсценирование диалогов, состоящих из двух реплик; придумывание диалога (две-три реплики), исходя из описанного действия; свободные высказывания по содержанию произведений; ответ на фактуальные, а затем и подтекстовые вопросы, выявляющие характер восприятия (что чувствовали, запомнилось, понравилось и т.д.), и вопросы, требующие воссоздания фактического содержания (Кто? Когда? Где? Что? случилось?), понимания подтекста (Почему? Зачем? Для чего?). 5. Соблюдает требования по оформлению уголка (функционирует в течение всего учебного года) чтения. В уголке может быть собрано 15-20 детских книг на разные темы, представлено детское творчество: сочинения, рисунки, проекты.
Учитель, стремящийся научить детей работе с текстом, должен быть знаком с технологией формирования у детей типа правильной читательской деятельности.
Данная технология представляет собой трёхступенчатый процесс целенаправленного осмысления (до чтения, в процессе чтения, после чтения) текста.
1 этап - работа с текстом до чтения. Она направлена на развитие антиципации (предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов, ряду творческих заданий). Читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Затем читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленил из текста, вновь уточняют свои предположения о героях, теме, содержании. В 1-2 классе ключевые слова может предлагать учитель, а во 3-4 классах эту работу могут выполнять дети. Примечание: Данный этап постепенно можно переносить на дом, то есть ребенок дома совершает уже привычные действия: рассматривает иллюстрацию перед текстом, читает заглавие, имя и фамилию автора, мысленно высказывает предположение о теме, героях, содержании текста. Выписывает ключевые слова, задаёт вопросы автору по ходу чтения произведения. На уроке учитель начинает работу с текстом с того, что выясняет, какие предположения дети высказали до чтения, какие из них подтвердились, какие ключевые слова они выделили, какое настроение возникло при чтении. О чем думали? Что чувствовали?
2 этап - работа с текстом во время чтения. Этот этап позволяет проверить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором».
Дети самостоятельно (про себя) читают текст с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до чтения. После первичного прочтения, как правило, ставятся вопросы на выявление настроения, впечатлений от первого восприятия: Какое настроение возникло после прочтения произведения? Какие чувства? Что понравилось? Что не понравилось? О чем подумали? Чем хотели бы поделиться? Это первый этап работы с текстом.
Повторное чтение обязательно вслух по абзацам, микротемам с комментариями по ходу чтения. Учитель задаёт вопросы на понимание, возвращает к тексту, в котором подтверждаются те или иные наблюдения. По ходу чтения ведется словарная работа. В конкретном предложении (если текст позволяет) дети уясняют смысл слова или выражения или обращаются к словарю. Вопросы к тексту (учителя и учеников) – это вопросы к самому автору. Ответы на эти вопросы дети ищут в прочитанной части текста или в той части, которую надо только прочитать. Попутно они представляют картины, героев, 26 их поступки и внешний вид, дают характеристику, делятся ощущениями и переживаниями. В этом состоит суть процесса «вчитывания».
Звучат уточняющие вопросы на понимание прочитанного эпизода, фрагмента. Ответом может стать заголовок к этой части текста, или важный вывод, наблюдение, народная мудрость. 4. Аналогичная работа со следующим фрагментом текста. Учитель организует аналитическое чтение произведения. Идёт диалог с текстом. Выделение ключевых слов. Для такого чтения важным является понимание взаимосвязи событий, определение характерных черт героев и их поступков, чувств, авторского отношения к происходящему. Оценочные суждения подтверждаются словами из текста, личными наблюдениями.
3 этап – работа с текстом после чтения. Проникновение в подтекст, уяснение скрытого смысла (чтение между строк), помогает определить ведущую идею произведения. На данном этапе возможны следующие виды работ:
Учитель формулирует основополагающий вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Свои ответы дети подтверждают словами из текста, обращаются к другим произведениям, аналогичным ситуациям в жизни.
Беседа о биографии писателя после прочтения произведения позволит глубже понять замысел автора, его мировоззрение, жизненные ценности и идеалы. Рассказ о личности писателя можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. Помимо сведений о жизни и творчестве автора произведения, ученики должны выразить свое отношение к писателю, рассказать, какое представление о нём сложилось. Например, сочинить обращение к автору, где бы высказали свои чувства, отношение к произведению его автору. 3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям. Разговор о заглавии произведения, его связи с темой и главной мыслью. 4. Выполнение творческих устных и письменных заданий.
На протяжении всех этапов работы над текстом звучат самые разнообразные вопросы. Особое внимание нужно уделить вопросам, которые направлены на формирование читательской грамотности, способности осмысленно воспринимать художественный текст. Вопросы о теме и проблемах: Прочитай два текста. Беседуем с текстом. О чём эти тексты? Что их объединяет? Чем они различаются? О чем говорится в произведении? Почему оно так называется? К чему призывает автор? Придумай и запиши заголовок, который бы передавал основную мысль текста. По сюжету: Где и когда происходили события? С чего началось повествование? Как развивались события? Что было дальше? Расскажи, какой момент сказки изобразил художник? Какое событие главное? Что такое кульминация? Какой эпизод вас особенно взволновал? Чем закончилось? Об образах: Включаем «мысленный экран»! Какие слова помогли увидеть картину? Какие образы передают текст? Какие образы скрывает ночная мгла? Пусть поработает воображение! Какие краски? Звуки? Запахи? Пофантазируй! Придумай свои сравнения (по форме, цвету, размеру, предназначению). Представляем, дополняем, наблюдаем. Кто действует в произведении? Назови героев рассказа. Кто вам понравился? Опишите героя. Составь небольшой рассказ о нем. Какие поступки он совершал? Определи, кто из героев текста – Ваня или Маша – начинает диалог, кто его завершает. Чем хочет поделиться герой стихотворения с другом? Какие качества говорят о зле? О добре? Как поступают такие люди? Что думает о нем автор? Случалось ли вам испытывать чувства, подобные главному герою? Что вы о нем думаете? Почему? О композиции: Из скольких частей состоит текст? Помнишь начало сказки? Прочитай начало сказки. Что такое кульминация? Назови главное в каждой части. Чем заканчивается текст? Как озаглавим эту часть? О языке: Есть ли в тексте слова, которые тебе не очень понятны? Знакомы ли тебе эти выражения? Объясни, как ты понимаешь смысл слова, выражения, поговорки, пословицы, предложения. Догадайся, почему так назвали эти предметы. Подумай, как могли возникнуть эти (слова) выражения? В каком словаре можно узнать значение этого слова? Какие слова в стихотворении тебе помогают понять, что это не поздняя осень? Понятно ли тебе из текста, что означает слово «кузовок»? Сможешь ли ты сам объяснить значение слова? Найди в тексте слово, которое обозначает место для хранения сена. И т.д.
О жанре: Что вы читали: рассказ, сказку, стихотворение? К какому жанру относится произведение? Почему? Охарактеризуйте произведение с точки зрения жанра. Что вы можете сказать о сказке с точки зрения её классификации? (Сказка авторская, так как написана автором, волшебная, так как есть чудеса, превращения).
Об идеях: Как вы работали с произведением? (Мы читали и раскрывали его тайны). Определите основную мысль текста. Что вам подсказывает читательское сознание? В каком предложении заключена главная мысль? Найди слова, которыми можно подтвердить мысль автора? Какой совет он дает? Где вы нашли ответ на этот вопрос? (Мы прочитали между строк). Что значит раскрыть тайны произведения? (Найти художественные приемы, понять, зачем автор их использовал, чтобы раскрыть замысел автора).
Опыт показывает, что систематическое следование данной технологии на этапе работы с текстом до чтения (антиципация) и во время чтения (чтение про себя, а затем вслух «диалог с автором», медленное движение по строчкам «за автором») приучает действовать так же и при чтении вне урока.
Технологии формирования читательской грамотности
Технология критического мышления
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребѐнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап -«Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Здесь предлагаю использовать следующие приѐмы работы:
Приѐм – «Чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чѐм пойдѐт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приѐм «Синквейн». В данном случае речь идѐт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приѐм предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приѐм «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приѐм «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества Л.Н Толстого дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о писателе и его произведениях, что узнали нового, какие его произведения хотели бы прочесть. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приѐм «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приѐм «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Приѐм «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
Приѐм «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приѐм можно использовать при подготовке к пересказу большого по объѐму произведения.
Приѐм «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на
которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? |
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Технология проблемного обучения
Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Игровая технология
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:
Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем
каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, ―срывает‖ записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры. Так при обобщении раздела «Поэтическая тетрадь 2» в 3 классе можно провести «Свою игру».
Информационно-коммуникационная технология
В рамках работы по формированию читательской грамотности считаю, эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неѐ очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).
Здоровьесберегающая технология
Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов,хотим отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.
Личностно-ориентированная технология
На личностно-ориентированном уроке создаю учебные ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Особенностями этой технологии являются:
Продумывание возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даѐт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Сочетание рассмотренных приѐмов работы с текстом, используя коммуникативно- деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений (читательской грамотности).
Вывод
Изучив различные приёмы, применив их на практике, я пришла к результатам, которые показывают, что уровень читательской грамотности повысился. Я регулярно провожу диагностики для оценки сформированности навыка чтения, одной из них является диагностика – тест из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.(см Приложение)
Работая в данном направлении, я прошла курсовую подготовку, и принимала участие в мастер-классе на тему: «Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности у учеников начальной школы»в рамках заседания методического объединения учителей начальных классов. В данный момент работаю по теме самообразования: «Формирование читательской грамотности у обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО».
Так же одним из направлением моей работы является взаимодействие со школьной и сельской библиотекой. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. Так совместно с библиотекарем в течение года был проведен конкурс «Самый читающий ученик», а совместными усилиями с сельской библиотекой были оформлены формуляры семейного чтения, и в конце учебного года была выявлена самая читающая семья. Взаимодействие с родителями- одно из приоритетных направлений работы классного руководителя. Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. Поэтому провожу собрания для родителей на следующие темы «Семейное чтение», «Роль книги в обучении детей» и т.д., родительские дебаты «Должны ли читать дети?»,совместно с родителями было принято решение завести «Дневник юного читателя».
Также с помощью родителей у нас организована такая форма работы, как кросс-букинг — это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами. Данная форма работы нами была использована впервые, благодаря которой дети с желанием приносили книги из домашней библиотеки, делились своими впечатлениями о героях сказок, об истории появления книги в семье.
Считаю, работа по формирование читательской грамотности младших школьников оказывает на них положительное воздействие . Впереди ожидает еще много интересного. А мои ученики смогут получать знания не только от меня, но и самостоятельно добывать их в книгах.
Приложение1
Реализуемая работа с текстами даѐт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений.
Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой);
Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».
БЛАНК ОТВЕТОВ
к тесту «Сформированность навыка чтения»
Скоро она зашла в самую чащу . Ни одна не залетала сюда, ни единый не проникал сквозь ветви. Высокие стволы плотными рядами, точно стены. Кругом было так
, что Элиза свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого , попадавшего ей
ноги. Никогда еще Элиза в такой глуши.
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.
Ключ к тесту навыка чтения:– леса
– птица, птичка
– луч света, лучик, луч, звук
– густые
– стояли, деревьев стояли, встали
– тихо
– слышала
– листа, листочка, листика
– под
– не бывала, не была, не ходила
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум– 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.
определения уровня (зоны) развития навыка чтения.
Содержание показателя | Зоны | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень | |
Навык чтения |
| 0–4 | 5–7 | 8–9 | 10 |
|
| | | | |
Приложение 2
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Критерии сформированности навыка чтения:
класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 25 - 30 слов в минуту. |
2 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. |
3 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. |
4 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту. |
Представляю сравнительный анализ мониторинга сформированности навыка чтения обучающихся 1 класса 2023-24г; 2 класса 2024-25г
Приложение 3
Показатели уровня сформированности читательских умений Аналитические умения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Умение воспринимать изобразительны е средства языка в соответствии с их функцией. | Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. | Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. | Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя. |
Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. | Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. | Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы. | При словесном рисовании картины повоображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей. |
Умение устанавливать причинно- следственные связи. | Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. |
Умение воспринимать образ – персонаж. | Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. | Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя. | Не обращает внимание на чувства, переживания героев. |
Умение видеть авторскую позицию. | Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. | Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ. | Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. |
Умение осознать идею произведения. | Самостоятельно Определяет основную мысль произведения. | Способен самосто- ятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось Произведение похожей структуры. | При определении основной мысли требуется помощь учителя. |
Под грамотностью чтения понимают способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Грамотность чтения характеризуется четырьмя главными умениями, которыми должен овладеть ученик:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации;
интерпретация текста;
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка
Мониторинг показателей уровня сформированности читательских умений
обучающихся 1 класс –май 2024г., 2 класс – сентябрь, декабрь 2024 г.
Диагностические материалы 1 класс.
Цель: обогащение словарного запаса; развитие внимания, памяти; формирование навыков работы с текстом, навыков осмысленного чтения. Развитие навыков списывания, конструирования предложений-ответов.
Время проведения: в начале урока как разминка или мобилизующий этап; в конце урока как обобщение.
Подбор текстов, разделѐнных на слоги, их небольшой объѐм и характер заданий позволяет ребѐнку быть успешным без вмешательства взрослых. Достаточно найти в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос и списать его полностью или сократив без особых усилий. Такая работа хорошо упражняет детей в навыках чтения, списывания и работы с предложением и текстом.
Вопросы предусматривают либо репродукцию, либо переработку материала текстов.
| Какие бывают бабочки? Как выглядят дневные бабочки? |
| Когда появились акулы? Почему акулу считают опасным хищником? 3.Где водятся акулы? |
Цель: наличие базовых знаний по чтению, понимание прочитанного, умение пересказать содержание.
Рысь.В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.
Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.)
Почему рысь названа большой кошкой?
Опишите рысь.
3.Как рысь охотится?Как вы понимаете выражение «так и бросится»?
4.Как вы понимаете слово «залег»? (притаился)
Диагностические материалы 2 класс.
Во 2-ом классе проверка уровня осознанности чтения включает в себя следующие параметры.
Проверка умения извлекать информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чѐм идѐт речь в тексте.
Проверка умения извлекать подтекстовую информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, и умения формулировать на еѐ основе простые выводы. Проверяется умение ребѐнка понять то, что говорится в тексте.
Проверка умения извлекать концептуальную информацию, а именно – интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, его основную мысль, подойти к пониманию авторского замысла.
Каждая работа содержит текст и определѐнное количество заданий к нему. Все задания в зависимости от их назначения делятся на четыре группы.
Первая группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить фактуальную информацию, заданную в явном виде.
Вторая группа направлена на проверку умения извлечь из текста подтекстовую информацию, данную в неявном виде, сформулировать на еѐ основе несложные выводы.
Третья группа направлена на проверку понимания языка текста, последовательности его смысловых частей, осмысления общей структуры, что в целом даѐт представление об умении ученика ориентироваться в тексте.
Четвѐртая группа направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пони манию авторского замысла.
В работе используются три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом, в том числе задание на установление последовательности смысловых частей текста, и с развѐрнутым ответом. Учителю, который сам проводит контрольную работу, предлагается оценивать выполнение заданий в баллах. Перевод суммы баллов в отметку, необходимость еѐ выставления в журнал – все эти решения должны приниматься уже на уровне школы.
«Петушок с семьей» Ушинский К. Д.
Цель диагностической работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 2-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
Ходит по двору Петя - петушок: на голове — гребешок, под носом — красная бородка. Нос у [Вани, Пети, Никиты] долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами [Ваня, Петя, Никита] кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: — [ Уточки, Гусыни, Курочки]- хохлатушки! Хлопотуньи - хозяюшки! Пѐстренькие - рябенькие! Чѐрненькие! Собирайтесь с [котятами, цыплятками, утятами], с малыми ребятками: я вам зѐрнышко припас!
[Уточки, Гусыни, Курочки] с цыплятами собрались, раскудахталися; [зѐрнышком, кашей, репой] не поделились — передралися.
[Ваня, Петя, Никита]- петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам [кашу, зѐрнышко, репу] съел,
на плетень взлетел, крыльями замахал, во всѐ горло заорал:
— «Ку-ка-ре-ку!»
Вопросы:
Как ты думаешь, это рассказ или сказка? Обоснуй своѐ мнение.
Перечитай текст и подчеркни непонятные слова. Узнай их смысл из словаря, попытайся догадаться сам или спроси у одноклассников и взрослых.
Найди в тексте сравнения. Как они помогают так ярко изобразить автору петушка?
Подбери к слову «плетень» однокоренные слова и объясни значение слова.
Нарисуй петушка сначала словами, потом карандашами или красками.
Опиши курочек, используя слова из текста.
Как петушок разрешил спор курочек? Почему он съел зѐрнышко сам?
Подумай, как другим способом можно было примирить курочек? Расскажи.
Объясни как ты понимаешь фразу: «семью помирил: ту за хохол, того за вихор…»
Разыграйте с одноклассниками прочитанную историю.
Время тестирования: 35 минут.
Условия тестирования: Для выполнения работы по литературному чтению каждый ученик должен получить листы с текстом для чтения и задания к тексту. Использование дополнительных материалов при проведении тестирования не предполагается. На парте у каждого учащегося должна быть только ручка для записи ответов.
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами:
Группа заданий | № заданий | Общее количество заданий |
1 группа заданий | 1, 2, 3, 4, 5 | 5 |
2 группа заданий | 6, 7, 12 | 3 |
3 группа заданий | 8 | 1 |
4 группа заданий | 9, 10, 11 | 3 |
Оценка выполнения заданий диагностической работы
За выполнение каждого задания, кроме задания №7, выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов).Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. Задание №7: 3 балла – полный верный ответ, 2 балла – подобраны слова к двум названным героям/предметам (т.е. выполнено 2/3 задания), 1 балл – подобраны слова к одному названному герою/предмету (т.е. выполнена 1/3задания), 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует. Максимальное количество баллов, которые ученик может получить за работу – 14.
Пересчет тестового балла в школьные отметки Количество баллов | 14-12 | 11-10 | 9-7 | менее 7 |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Литература
Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению : учебное пособие / Н.М. Сетловская, Т.С. Пиче-оол. – [2-е изд. испр. и доп.]. - Москва : Юрайт [сайт], 2019. – 305 с. – ISBN 978-5-534-09177-9. – URL: https://urait. ru/bcode/ 441190 (дата обращения: 22.08.2020). – Текст : электронный. 2. 2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей образовательных учреждений /
С.И. Заир-2. Бек, И.В. Муштавинская. – [2-е изд. дораб.]. – Москва : Просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – ISBN 978-5-09-01921807. – Текст : непосредственный.
Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. - Москва, 2010.
Исаева О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060. 3. Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 54 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2023г.
21