Представление опыта использования современных технологий при формировании навыков речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью.
Беляева Елена Владимировна. ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ» г. Архангельска.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Я выделяю современные технологии, элементы которых возможно применять при формировании навыков речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью. На протяжении 4-х лет работаю с ребёнком 2006г.р. Диагноз: Умеренная умственная отсталость. Растройство аутистического спектра. Неврозоподобный синдром. Речевое развитие находится на низком уровне (доречевой период). В речи наблюдаются лепетные слова. При работе формирования речевого развития использую современные технологии.
Технология проблемного обучения.
Ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед ребёнком такую проблему, которая интересна и значима для него. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока. Выстраиваю доверительное и доброжелательное общение, где «особый» ребенок чувствует поддержку и похвалу.
Внешняя мотивация учащейся выражается в ситуативном интересе к занимательному содержанию, к ярким образам. 2 золотых правила при работе с аутистами.
1. Чёткость и краткость инструкции. 2. Зрительная работа лучше, чем словесная. Если есть картинка, она лучше любого слова. Если ребёнок читает, то написанное слово лучше сказанного. Использую всевозможные наглядные пособия, дидактические игры, особенно в стихотворной форме, практическую деятельность с необычными для урока предметами, использование крупотерапии, выполнение упражнений для коррекции мелкой моторики, нестандартные формы проведения урока. Использую для приветствия стишки, направленные на самоорганизацию ребёнка и эмоциональный настрой, повторяемые вместе:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Или просто словесно настраиваю на работу.
Улыбнись, и тогда начнем работать. Обучение носит, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаю такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности исходя из особенностей элементарного развития возможностей ребенка.
Используются следующие методы и приемы:
Совместные действия ребёнка и педагога.
Действия по подражанию действиям педагога.
Действия по образцу и словесной инструкции.
Важным является создание ситуации успешности ребенка: принцип доступности предполагающий действия обучающейся на пределе своих возможностей.
Игровые технологии
В своей работе я широко использую игровые технологии. Игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития. Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащейся путём использования системы коррекционно-развивающих игр, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих особенности в развитии. Уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса ребёнка. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащейся, но и выполняют ряд других функций:
тренируют память;
помогают выработать речевые умения и навыки;
развивают внимание и познавательный интерес к предмету;
способствуют социализации, раскрепощают ребёнка;
развивают коммуникативную сторону. При формировании навыков речевого развития применяю следующие виды игр:
дидактическая игра;
терапевтическая игра (психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки логопедические минутки, артикуляционная гимнастика); сюжетно-ролевая игра.
Игровую технологию использую в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. В своей практике я использую дидактические игры, которые помогают мне в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение ребёнка в познавательную учебную деятельность («Буква заблудилась», «Живые слова», «Волшебницы – буквы», «Чей домик» «Купи игрушку» ). В игре «Минутка», например, Даша училась готовить своё рабочее место к уроку. Мудрая Сова напоминала девочке. Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?».
При подготовке игры к уроку:
отбираю и конструирую в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами урока;
использую в сочетании с другими формами, методами и приемами;
четко организую игру;
Использую коррекционно-развивающие упражнения из пособия 0. Жуковой «Первый словарик»: ребенок с множественными нарушениями в развитии, путешествуя вместе с героями пособия, знакомится с окружающим миром, названиями игрушек, мебели, одежды, с основными предметами, развивает речь, проговаривая название каждого предмета.
Из пособия О.Жуковой «Учимся говорить красиво» отрабатываю упражнения по артикуляции звуков сначала гласных, затем согласных. Так как гласные звуки служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа слов, такие упражнения готовят ребенка к обучению грамоте. Вместе с ученицей проговарием, конструируем, лепим и обводим по наждачной бумаге буквы, а также рисуем их мокрым пальцем на доске. На занятиях я применяю такую форму обучения, как рисование пальцами. Пальчиковое рисование лучше развивает речевой аппарат и память. Использую магнитно-маркерную доску (рисование, письмо, игры с магнитами).
Исходя из возможностей ребенка, использую коррекционные упражнения из серии тетрадей «30 занятий успешного развития ребенка», «Чудо-обучайка» Е.Бортникова, В.Буйко где, выполняя задания, ребенок развивает произвольное внимание, логическое мышление, мелкую моторику, координацию движения руки, графические навыки, речевую моторику, дикцию, речевое дыхание и развивает такие психические процессы как: внимание, память, воображение.
Широко использую коррекционно-развивающие игры из серии рабочих тетрадей «Школа Семи Гномов» по развитию речи, где герои пособия Гномики предлагают поиграть с различными видами заданий: знакомство с домашними и дикими животными, птицами, с посудой, мебелью, одеждой, профессиями предметами, словом, предложением.
Коррекционно-развивающие упражнения из серии дидактических пособий «Речевые игралочки», помогают обогащать активный и пассивный словарь учащейся, развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
В процессе обучения использую информационные технологии: специальные компьютерные слайды, флеш игры, мультимедийные презентации, что повышают эффективность формирования речевого развития детей с проблемами. Материал подбираю доступный для восприятия и понимания, даю возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Использую мультимедийную поддержку при объяснении нового материала, закреплении, повторении. Обучающие мультфильмы с помощью ярких звуковых и зрительных образов помогают Даше лучше запоминать звуки (мультфильм «Говорящие буквы»), а развивающие флеш-игры расширяют словарный запас, развивают внимание и память, совершенствуют графические навыки (альбомы упражнений "Звуки, буквы я учу!" Галкина Г.).
При формировании навыков речевого развития использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Незаменимыми игровыми упражнениями, применяемыми на моих уроках, являются физкультминутка, минутки для шутки, пальчиковая гимнастика, игровой массаж, логоритмика, рефлексия, строго слежу за соблюдением правильной осанки. Нелюбимые физкультминутки заменяю хороводом с пением втроём (берём по очереди игрушки и выполняем с удовольствием нужные упражнения). С большой эффективностью использую дыхательную и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, гимнастику для глаз. Это упражнения вида: «Сова», «Энергетическая зевота», «Сладкий сон», «Надуй шарик».
Даша постоянно нуждается в одобрении и признании. Все поощрения классифицируются по средствам выражения. Мимические и пантомимические: аплодисменты , улыбка и ласковый взгляд учителя, пожатие руки.
Словесные: «Умница! Молодец! Сегодня хорошо поработала» Систематическая и поэтапная работа с учащейся с интеллектуальными нарушениями в развитии, которая ориентирована на индивидуальные особенности и возможности окупается более высокими показателями а именно: девочка понимает инструкцию педагога, выполняет доступные задания и упражнения. Может подобрать к букве предметную картинку (мишка «М», кошка «К»). Находит парную букву из ряда букв.
Таким образом, постоянный поиск новых форм, методов организации учебного процесса, позволяют делать работу более разнообразной, эмоциональной, информационно насыщенной, формируют речь, развивают психические процессы, эмоциональное восприятие и позволяют ребенку овладевать на доступном для него уровне знаниями.
В основе организации моей работы лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности процесса выступает целенаправленная организация различных видов деятельности, широкое использование игры, сочетание игровых, невербальных и вербальных средств.
Занятия строятся по индивидуальному плану, по самостоятельно составленной программе. Использовала для составления программы различные методические материалы по обучению и воспитанию детей с выраженным недоразвитием интеллекта, тяжелыми и множественными нарушениями (под редакцией Л. Б. Боряевой, И. М. Бойковой, Д. И. Зориной и др.).
Библиографический список:
1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
2. Стребелёва Е. А «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва. Просвещение. 1991г.
3. «Артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург Каро 2007 г
4. «Речевое развитие младших школьников» Санкт-Петербург Каро 2005
5. Узорова Е. А. «Пальчиковая гимнастика» Москва АСТ Астрель 2001 г
.