СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы по проекту «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта работы по проекту «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы по проекту «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»»

Презентация  из опыта работы по проекту  « Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Презентация из опыта работы по проекту « Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

 Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.

Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.

 Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

   Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Значение сенсорного воспитания является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, внимание,  позитивно влияет на эстетическое чувство,  является основой для развития воображения, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Значение сенсорного воспитания

  • является основой для интеллектуального развития,
  • развивает наблюдательность, внимание,
  • позитивно влияет на эстетическое чувство,
  • является основой для развития воображения,
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка,
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Актуальность проекта:  Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него  информации.   В связи с тем, что обследование детей в начале учебного года показало довольно низкий уровень сенсорного и речевого развития, было принято решение о разработке проекта, главной целью которого является развитие сенсорной деятельности, как средство повышения речевой активности детей 2-3 лет средствами дидактических игр и игровых упражнений.   

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. В связи с тем, что обследование детей в начале учебного года показало довольно низкий уровень сенсорного и речевого развития, было принято решение о разработке проекта, главной целью которого является развитие сенсорной деятельности, как средство повышения речевой активности детей 2-3 лет средствами дидактических игр и игровых упражнений.  

Цель проекта: формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Цель проекта: формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи проекта: Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования у детей сенсорных представлений; Способствовать речевому развитию детей с помощью дидактических игр; Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; Развивать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, цвету, форме. Воспитывать познавательный интерес, любознательность; Повышать уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи проекта:

  • Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования у детей сенсорных представлений;
  • Способствовать речевому развитию детей с помощью дидактических игр;
  • Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
  • Развивать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, цвету, форме.
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Повышать уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Сроки проекта: сентябрь 2021 – май 2022 гг. (долгосрочный) Тип проекта: познавательно-игровой Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.

Сроки проекта:

сентябрь 2021 – май 2022 гг. (долгосрочный)

Тип проекта:

познавательно-игровой

Участники проекта:

дети 2-3 лет, воспитатели, родители.

Принципы проекта: принцип наглядности: принцип доступности; принцип систематичности;  принцип последовательности.

Принципы проекта:

  • принцип наглядности:
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности;
  • принцип последовательности.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. На таких играх-занятиях усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей в практической деятельности.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. На таких играх-занятиях усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей в практической деятельности.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития…  Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»,  считал В. А. Сухомлинский.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Дидактические игры: способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей; выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей; являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Дидактические игры:

  • способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
  • выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
  • являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Главная цель дидактической игры –обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

Главная цель дидактической игры –обучающая.

В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

Образовательные технологии, используемые в проекте: Игровые; Информационно-коммуникативные; Личностно-ориентированные; Здоровье сберегающие.

Образовательные технологии, используемые в проекте:

  • Игровые;
  • Информационно-коммуникативные;
  • Личностно-ориентированные;
  • Здоровье сберегающие.
Планируемые результаты работы В результате специально организованных игр дети должны научиться обследовать предметы, выделяя их признаки. Научиться соотносить предметы по форме, цвету и величине. Устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. У родителей вырасти уровень знаний по сенсорному развитию. Они научатся создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Планируемые результаты работы

  • В результате специально организованных игр дети должны научиться обследовать предметы, выделяя их признаки. Научиться соотносить предметы по форме, цвету и величине. Устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.
  • У родителей вырасти уровень знаний по сенсорному развитию. Они научатся создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный; 2 этап – практический; 3 этап – заключительный.

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – подготовительный;
  • 2 этап – практический;
  • 3 этап – заключительный.
1 ЭТАП Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО. Изучение литературы по данной теме. Посещение ГМО.

1 ЭТАП

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
  • Изучение литературы по данной теме.
  • Посещение ГМО.
Создание центра сенсорного развития; Изготовление дидактических игр своими руками; Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет; Подготовка консультаций для родителей по теме сенсорного развития детей; Составление сценариев родительских собраний по теме сенсорного развития детей; Разработка конспектов НОД по сенсорному развитию детей раннего возраста. Проведение анкетирования родителей
  • Создание центра сенсорного развития;
  • Изготовление дидактических игр своими руками;
  • Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет;
  • Подготовка консультаций для родителей по теме сенсорного развития детей;
  • Составление сценариев родительских собраний по теме сенсорного развития детей;
  • Разработка конспектов НОД по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития дошкольников"
2 ЭТАП  Развитие восприятия цвета развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его промериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

2 ЭТАП Развитие восприятия цвета

  • развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
  • познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
  • развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его промериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Игры и упражнения на восприятие цвета: «Оденем кукол», «Найди свою пару», «Подарим куклам бусы», «Найдем бантик к платью», «Разноцветные ленточки», «Подбери цвет по рисунку», «Найди бантик к платью» и т.д.

Игры и упражнения на восприятие цвета:

  • «Оденем кукол»,
  • «Найди свою пару»,
  • «Подарим куклам бусы»,
  • «Найдем бантик к платью»,
  • «Разноцветные ленточки»,
  • «Подбери цвет по рисунку»,
  • «Найди бантик к платью» и т.д.
Развитие восприятия величины развивать умение ориентироваться на величину предметов; соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»; развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины.

Развитие восприятия величины

  • развивать умение ориентироваться на величину предметов;
  • соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры;
  • закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
  • обратить внимание на длину, высоту и ширину;
  • знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
  • развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины.
Игры и упражнения на восприятие величины: «Опусти шарик в коробку», «Построй башню», «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «В какую коробочку», «Соберем грибы» и т.д.

Игры и упражнения на восприятие величины:

  • «Опусти шарик в коробку»,
  • «Построй башню»,
  • «Оденем кукол»,
  • «Большие и маленькие»,
  • «Какой мяч больше»,
  • «В какую коробочку»,
  • «Соберем грибы» и т.д.
Развитие восприятия формы закреплять знание названий форм; осуществлять выбор формы по ее названию; развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и промеривания; развивать умение соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами.

Развитие восприятия формы

  • закреплять знание названий форм;
  • осуществлять выбор формы по ее названию;
  • развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и промеривания;
  • развивать умение соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами.
Игры и упражнения на восприятие формы: «Кубик с прорезями», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки», «Подбери заплатку» и т.д.

Игры и упражнения на восприятие формы:

  • «Кубик с прорезями»,
  • «Какой это формы»,
  • «Круг, квадрат»,
  • «Волшебная коробочка»,
  • «Заштопай штанишки»,
  • «Подбери заплатку» и т.д.
Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.  

Развитие слухового восприятия

  • Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.  
Развитие тактильно - двигательного восприятия Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Развитие тактильно - двигательного восприятия

  • Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Игры на развитие тактильно - двигательного восприятия: «Найди свою игрушку в мешочке», «Постучим – погремим», «Кто как кричит?», «Чудесный мешочек» и т.д.

Игры на развитие тактильно - двигательного восприятия:

  • «Найди свою игрушку в мешочке»,
  • «Постучим – погремим»,
  • «Кто как кричит?»,
  • «Чудесный мешочек» и т.д.
Игра с решёткой для раковины Игры с трубочками Игры с платочком Аппликация из конфетти Игра с фасолью Игра с прищепками Игры с макаронами, бисером и пайетками

Игра с решёткой для раковины

Игры с трубочками

Игры с платочком

Аппликация из конфетти

Игра с фасолью

Игра с прищепками

Игры с макаронами, бисером и пайетками

Непосредственно образовательная деятельность.
  • Непосредственно образовательная деятельность.
Самостоятельные игры малышей.
  • Самостоятельные игры малышей.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов: обогащение сенсорного опыта детей во время прогулок; развитие вкусовых ощущений при приеме пищи;  закрепление цвета при одевании и раздевании;

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

  • обогащение сенсорного опыта детей во время прогулок;
  • развитие вкусовых ощущений при приеме пищи;
  • закрепление цвета при одевании и раздевании;

Работа с родителями Родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»; Выставка литературы, игр, пособий; Участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды; Участие в конкурсах, выставках по группе ипо ДОУ; Консультации и беседы о роли дидактических и развивающих игр для малышей Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Работа с родителями

  • Родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»;
  • Выставка литературы, игр, пособий;
  • Участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;
  • Участие в конкурсах, выставках по группе ипо ДОУ;
  • Консультации и беседы о роли дидактических и развивающих игр для малышей
  • Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Сенсорная книга

Сенсорная книга

Закрепление материала Игры с цветным конструктором крупного размера; С пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; Мозаика: настольная и напольная; Сенсорной книгой; Геометрическими вкладышами и т. д.

Закрепление материала

  • Игры с цветным конструктором крупного размера;
  • С пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме;
  • Мозаика: настольная и напольная;
  • Сенсорной книгой;
  • Геометрическими вкладышами и т. д.
3 ЭТАП Подведение итогов проекта. Мониторинг сенсорного развития детей. Самоанализ. Презентация работы на педагогическом совете.

3 ЭТАП

  • Подведение итогов проекта.
  • Мониторинг сенсорного развития детей.
  • Самоанализ.
  • Презентация работы на педагогическом совете.
Результаты работы Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.

Результаты работы

Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.

Спасибо  за  внимание!

Спасибо за внимание!