СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы учителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное представление опыта работы было осуществлено на районном профессиональном конкурсе педагогического мастерства "Учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы учителя»

Проектная деятельность – из прошлого в настоящее и будущее



Любовь к книгам привела меня на филологический факультет. А также для меня был важен пример работы моих педагогов. Самые лучшие уроки моих учителей – это уроки-проекты, это школьные проекты (видео новости, тематические видео передачи, фильмы, школьная газета). Ведь всё, что сделал сам, лучше всего усвоил. Не зря Конфуций ещё 500 лет назад до н.э. сказал:

Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю.

П роектная деятельность не открытие, она давно существует и именно она больше всего приносит пользы в обучении.










Сейчас мы по-новому назвали хорошо забытое старое, и теперь проектная деятельность – это необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этого вида деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Всё это уже было на нашем уроке географии 26 лет назад. И не уверена, что наша учительница знала, что такое УУД. Но её уроки я помню до сих пор!

Может быть, и мы не знали все новомодные педагогические термины в начале нашей педагогической деятельности, но, по сути, занимались проектами.

Вот этапы моей деятельности, это вся работа, которой я занималась, став педагогом: (слайд: ступени). А теперь обо всём по порядку.

В 2000-ом году, когда я только начала работать, моим первым проектом стало развитие КВН в школе. Удалось увлечь старшеклассников, создали команду и осенью в первой же районной игре победили.

Этот проект оказался успешным. 10 лет я занималась этой деятельностью. Много активных и талантливых ребят приняли участие в школьном КВН. В 2008году наша команда стала участницей областного проекта «Высшая школьная лига КВН – 2008». С нашими квнщиками поработали профессионалы высшей лиги КВН. И весной 2009г. команда школы «Солнце провинции» стала победителем в номинации «Самая артистичная команда». В феврале 2019г. на вечере встречи выпуск 2009 года с благодарностью вспомнил о квновской жизни школы. Ведь быть остроумными, креативными, артистичными, не бояться сцены, легко находить общий язык с любой аудиторией их во многом научил КВН.

В 2004 году пришло время открыть новый проект: Школьная газета. Вместе с ребятами мы придумали название «Весёлая переменка». Это возможность высказаться, рассказать о наболевшем. В этой колоссальной работе, где нужно было не только править и редактировать тексты юных журналистов, но и оформлять их в электронном виде. Пришлось освоить офисную программу Microsoft Publisher. То есть пригодились не только знания языка и стилистики, но и умение работать с компьютером. В то время компьютеры были только в кабинете информатики. Ребята сами набирали отредактированные тексты, а мне нужно было их собрать в единую газету.

Лучшие статьи мы отправляли в районную газету школьников «Калейдоскоп». В 2007г. Гибадуллина Анжелика, будучи уже студенткой Аграрного университета стала призёром (3 место) в номинации «Я – аграрный журналист» во Всероссийском конкурсе «Юный журналист аграрной России». Статья о школьных автобусах сделала Дарью Томилову известной. Её пригласили в состав команды юнкоров на областной слёт юных журналистов «Журналина»-2009г. Даша стала призёром в номинации «Дебют» с статьёй о родной деревне «По местам забытой Гривенки». Теперь она профессиональный журналист. Если за 7 лет моей работы со школьной газетой хоть один из моих воспитанников стал профессионально заниматься журналистикой, то это уже говорит об успешности проекта.

С 2008 года в нашей школе родился новый проект Научное общество учащихся. Первой начала этот огромный труд наш химик-лирик Макарова Н.М., у истоков НОУ помогала ей Звонарёва И.Ю. Только через 7 лет подключилась учитель истории Светлакова С.А. Я приняла в этом участие только в 2012 году в качестве редактора текстов научных работ, помогала в форматировании текстов, так как существуют определённые требования к оформлению текстов работ Снова мне пригодились знание языка и умение работать с программой Microsoft Word. Но своих проектов у меня не было в этом направлении.

Осенью 2015г. на площадке ФОС «Шаг в будущее» был организован «Круглый стол» для научных руководителей исследовательских работ, на котором участники делились опытом. Также проходила стендовая защита НОУ различного уровня: школы, ассоциированные представительства, лицеи. Всего было представлено пять научных обществ со всего Уральского Федерального округа. Я представила нашу школу, район, рассказала об организации научной деятельности детей в образовательном учреждении, и получила диплом лауреата среди НОУ по «Уральскому ФО».

В 2017 году я приняла участие в зональном этапе Всероссийского конкурса профессионального конкурса «Мой лучший урок». После этого меня стали приглашать в экспертное жюри зонального этапа Всероссийских конкурсов «Шаг в будущее» и «Леонардо». Это такой огромный опыт! Мне посчастливилось увидеть столько одарённых детей! Их работы настолько интересны, что очень захотелось сделать что-то своё.

И мне выпала такая возможность в 2018г. Мои семиклассницы сделали два социальных проекта по литературе и русскому языку и один творческий проект по литературе. Быть наставником – сложная, но интересная работа. Ученицы научились проводить социальные опросы, обрабатывать их, строить по результатам таблицы, схемы, диаграммы. Создали такие продукты: По проекту «Модно ли быть грамотным» Рекомендации: Что нужно сделать, чтобы в нашей стране было больше грамотных людей?

По проекту «С книгой по жизни» буклет по пропаганде чтения.

По проекту «Вымышленные страны в мире литературы» книжка со сказкой «Путешествие по Портфелю» и карта страны «Портфель».

И как результат – одна из моих подопечных решила в 9 классе сдавать литературу и в будущем стать филологом.

Также мы участвуем в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, например, международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». Этот конкурс не только на знание русского языка, но и на логику. Это помогает многим ребятам развивать логическое мышление, которое очень помогает в освоении трудных случаев орфографии и пунктуации.

На районном этапе олимпиады по русскому языку в 2015 и 2016гг., 2017 и 2018гг. мои ученики занимали призовые места.

В 2016г. Гайсина Алина принимала участие в финальном этапе областного конкурса чтецов, посвящённого творчеству Мусы Джалиля. На районном этапе Международного литературного конкурса чтецов «Джалиловские чтения» в 2018г. моя воспитанница Лантухова Эвелина, ученица 8 класса стала победителем.

Осенью 2018г. в муниципальном этапе областного фестиваля «Медиа-поколение» две мои ученицы заняли 1-е и 2-е место. 1 место на районном конкурсе чтецов, посвящённом 100-летию Октябрьской революции.

В районном конкурсе «Серебряное пёрышко» Эвелина участвовала в двух направлениях, результаты отличные в поэзии 1 место и в публицистике – 2.

Ну и конечно, самая важная и систематичная работа для учителя – это уроки. С 2012 года на уроках русского языка я пользуюсь общенаучным методом исследования – это анализ, комплексный анализ текста. В этой работе мне помогают рабочие тетради А.Б. Малюшкина Комплексный анализ текста (с 5-9 класс). Здесь также работает деятельностный метод, основная особенность которого заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усваивать информацию) главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Пока дети выполняют задания по комплексному анализу текста, они учатся многому, находят информацию самостоятельно, это помогает лучше подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, ведь на экзаменах помимо тестов нужно грамотно проанализировать и прокомментировать текст. Результаты очень неплохие.

Также деятельностный метод я использую на уроках русского языка относительно правил орфографии и пунктуации. Дети сами составляют алгоритмы действий, чтобы определить, какую букву нужно писать или чтобы выяснить, нужны ли те или иные знаки препинания, я лишь направляю обучающихся.


По требованиям ФГОС проектная деятельность обязательна. В этом учебном году мне удалось создать совместно с руководителем танцевального коллектива «Добро» проект фольклорного праздника «Устное народное творчество – источник культуры русского народа». Готовились все! Думаю, что этот урок останется у детей в памяти. Жанровое разнообразие русского фольклора они усвоили.

Ещё один интересный проект появился у нас по литературе, готовится и проводится совместно с сельской библиотекой «Читательская конференция», где дети, прочитав на каникулах, заинтересовавшие их книги, делают для остальных рекламу. Ребята не пересказывают содержание произведения (не спойлерят) а увлекательно советуют прочитать именно эту книгу так, чтобы слушателям захотелось её прочитать. И есть один продукт (реклама) могу продемонстрировать…


Так удаётся привлечь ребят к чтению. Сначала я думала, что они будут читать и рассказывать современное фэнтези или что-то в этом роде, но я ошибалась. У наших детей есть читательский вкус! Перечислю несколько авторов и произведений:

Каверин «Два капитана», Елена Ильина «Четвёртая высота», Рувим Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», Александр Волков «Волшебник Изумрудного города», Луи Буссенар «Капитан сорви голова», Жюль Верн, Даниэль Дефо, Сеттон Томпсон, Вальтер Скотт, Антуан де Сент Экзюпери, Рей Бредбери.

Идея этого проекта возникла после индивидуального проекта «С книгой по жизни» и после предложения библиотекаря задать почитать детям на каникулы. И эту идею поддержали другие филологи школы, теперь мы сделали эту конференцию общешкольной. И если первые две прошли по книгам, которые дети выбирали сами, то следующая конференция планируется в феврале по военной тематике, ко Дню защитника Отечества.

Конечно, проектная деятельность – это не просто, особенно для учителя, это очень много подготовки к уроку. Но и для детей и их родителей – это тоже непростая задача. Но то, что ученики сделаю сами, они поймут раз и навсегда.

Я только начала заниматься исследовательской деятельностью вплотную, мой урок был посвящён ей. Но я часто использую элементы этой деятельности на своих уроках. Планирую с моими подопечными сделать исследовательскую работу по творчеству Д. Гранина, личность которого нас очень заинтересовала.

Почему я считаю исследовательскую деятельность важным элементом урока? Потому что многие дети не умеют творчески мыслить, они работают слишком конкретно, в заданных рамках. Это мешает саморазвитию личности обучающихся. А чтобы помочь развиться ученикам, нужно учителю прежде всего развиваться самому. В этом во многом помогает, подстёгивает участие в профессиональных конкурсах. В 2013 году, принимая участие в областном конкурсе «Самый классный классный», я написала стихотворение, оно прозвучало со сцены из уст ведущего конкурса, и представило не только меня, но и наш район. Я хочу прочитать его и этим сказать – у творческих учителей просто обязаны быть творческие ученики, а они у меня есть.


В Челябинской области, в северной части

Район наш природной стихии подвластен.

Его обступают стеною леса,

А горы вокруг достают небеса.

И реки раскинулись сетью широкой,

Несут свои воды в чужой край, далёкий.

 

С богатой историей город родной,

Мурашки по телу от мысли одной:

Осокин, Демидов, шахты, рудник -

На Нязе наш старый завод и возник.

 

В сороковые победу ковали

Боеприпасы на фронт посылали.

И были, конечно, на передовой,

Вернулись не все, но каждый герой!

 

Наш маленький город – лучший на свете!

И в школах здесь учатся добрые дети!

Тут тихо, спокойно, друг друга все знают,

Улыбкой приветствуют, если встречают.

 

Гордимся, что мы из Нязепетровска,

Пусть красота его очень неброска,

Но многие гости, приехав сюда,

Наш город полюбят уже навсегда!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!