Обобщение опыта работы
учителя информатики Епанян Сони Юрьевны
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса – это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, 
Очевидно, что обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках. Предмет «Информатика», с одной стороны, находится в более выгодном положении, так как использование на уроках компьютера само по себе уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие ученики связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на уроках информатики ученикам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.
Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы приходится решать каждый раз при подготовке урока.

В связи с этим моей методической темой, над которой я работаю уже 3 года, является «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики».

В соответствии с этой целью мною поставлены следующие задачи:

Но самой главной задачей для меня является сформировать правильный стиль отношений между учителем и учащимися. Так как правильный стиль отношений с учащимися – основа успеха педагогической деятельности.
Изучив методическую литературу, сделала вывод: что факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:
Слайд.
Мотивы
Познавательный интерес
Познавательная активность
Познавательная деятельность



Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы, все усилия нужно направить на развитие познавательных интересов учащихся. Воспитание устойчивого познавательного интереса – это процесс длительный и сложный. Нужна система, и поэтому приходится каждый урок строить творчески, интересно, чтобы учащиеся не только слушали, но принимали активное участие в уроке и развивали познавательную активность.
Слайд.

Виды и формы урока играют важную роль в активизации познавательного интереса. Проведя большое количество нестандартных уроков, можно с уверенностью сказать, что нестандартные уроки информатики способствуют формированию познавательных интересов к предмету, способствуют активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Например:
Изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Пришлось для этой операции устроить игру в «Двенадцать записок». Каждый учащийся за своим компьютером ищет записку. Те, кто ее нашел, записывают путь найденного файла, читают послание. Оказалось, что найти файл – просто дело чести для каждого. Сколько было радости, когда файл был найден, и веселья, когда прочитан.
В теме «Устройства компьютера» в 7 классе, я выбрала такой метод, как «деловая игра» для изучения нового материала. В этой игре имитируется работа фирм по продаже компьютерной техники, назвала я игру «Сборка компьютера». (В городе работают две фирмы – общества с ограниченной ответственностью – по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссвордов из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобиться. Надо ему в этом помочь. )
Что можно получить в результате таких игр?
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При разработке игры необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении все-таки играли. В играх обогащается словарный запас, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
На уроках информатики весьма эффективным оказывается и ролевой метод: можно попросить учащихся представить себя в роли объясняющего, или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. Например, при изучении в 6 классе темы «Что такое алгоритм» я прошу одного из учеников представить себя в роли исполнителя алгоритма «Покупка мороженого», составленного другим учеником. Или представить себя в роли объясняющего другому ученику. Этот метод хорошо помогает при выполнении практических работ.
Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций.
В рамках урока информатики использую коллективную, фронтальную, групповую, парную, индивидуальную и дифференцированную формы работы учащихся. В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение учащихся по степени заинтересованности, по уровню подготовленности. Особенно видно это расслоение на тех учащихся, у кого дома есть компьютер, и у кого его нет. Следовательно, осуществляю индивидуальный подход к каждому школьнику, даю дифференцированные индивидуальные задания для практических работ по информатике.
Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно.
Поэтому начинаю урок с актуализации предыдущего материала, так как промежуток между уроками целая неделя. Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале каждой новой темы показать её связь с предыдущими занятиями. Напоминаю основные положения предыдущих уроков и показываю, как они связаны с новым материалом, который предстоит изучать. Сообщаю кратко план урока и ожидаемые результаты. Результаты будут, если ученики будут понимать, чего я от них добиваюсь. При объяснении стараюсь использовать простой язык, делать логические переходы. Новые термины обязательно записываем в тетрадь. Для повышения познавательной активности при изучении нового материала использую компьютерные презентации. По всем ключевым темам информатики в 5-6 классах, а также в 10-11 классах я разработала презентации и стараюсь их сделать яркими и запоминающимися, чтобы привлечь внимание учащихся.
Вопросы и задания ученикам стараюсь давать по силам. Урок идет эффективнее, если школьники чувствуют продвижение по курсу. При работе с компьютером у каждого школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, чаще всего являющийся для него оптимальным. Тем не менее, иногда у отдельных учащихся возникают затруднения. Поэтому контролирую темп практических работ, стараясь оказать необходимую помощь нуждающемуся в ней ученику или помощь сильных учеников слабым. Обращаю внимание учащихся на переходы между темами и этапами урока. В каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются. В конце каждой изучаемой темы делаю выводы и подвожу итоги. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока.
Формы итогового контроля разнообразны: контрольная работа, зачет, тест, творческая работа и др. При составлении тестов на компьютере использую тестовую оболочку. Например, на уроке часть учащихся выполняют тест на компьютере, а другая – на бумаге. Причем вопросы в компьютерном тесте отличаются от вопросов теста в бумажном виде, в котором обычно даю два варианта.
И еще один из методов, на который я хочу обратить ваше внимание – это метод проектов. Потому что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета.
Слайд.

Многие проекты, созданные учащимися востребованы и это радует, дает стимул на успешное выполнение работы, повышает значимость учащихся, вызывает у них чувство сопричастности к выполнению важных школьных дел, активизирует их познавательную деятельность.
Ежегодно, в качестве предмета по выбору, учащиеся сдают информатику. В начале выпускного класса объявляю учащимся, что те из них, у кого за четверть будут только отличные оценки, смогут выбрать такой вариант сдачи экзамена, как защита проекта. Предлагаю варианты тем, показываю уже имеющиеся наработки и, как правило, ребята изъявляют желание выполнять такую работу.
Мониторинг учебных достижений учащихся позволяет сделать вывод о положительной динамике результатов. Процент учащихся, успевающих на «4» и «5», увеличивается на разных ступенях обучения. Результаты подтверждают систему работы учителя по активизации мотивационного интереса учащихся к предмету, актуализации опорных знаний, умений и навыков, вариативности проверки степени усвоения нового материала и его закрепления.
Слайд.

Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики», постоянно повышаю свой образовательный уровень. Занятия проводят на высоком методическом уровне, строятся на принципе деятельностного подхода, отличаются продуманностью, атмосферой совместной творческой деятельности ученика и учителя. Уроки отличает чёткая организация, высокая плотность, широкая реализация межпредметных связей, связь с жизнью, педагогика сотрудничества - которые способствуют формированию общей культуры учащихся, активизируют мыслительную деятельность, прививают любовь к информатике.

Заключение
Анализ данной проблемы и опыт работы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации.
Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
Успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.