Представление педагогического опыта
Тема инновационного педагогического опыта: «Мульттерапия, как средство развития младших школьников с нарушением интеллекта»
Автор педагогического опыта: Василькина Галина Александровна, учитель-дефектолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Саранск
Актуальность педагогического опыта.
Развитие младших школьников с нарушением интеллекта является одной из ключевых задачей системы инклюзивного образования. В настоящее время перед образовательными организациями встаёт ряд проблем, касающихся процесса развития подрастающего поколения. Причина этого кроется в смене ценностей государства и общества. Однако в условиях реформирования современного общества и государства перед педагогами ставится задача разработки адекватных и гибких методов, приемов и средств, всестороннего развития учащихся с нарушением интеллекта. Одним из таких средств на наш взгляд может являться мультипликационная терапия (далее мульттерапия).
Мульттерапия – это один из инновационных методов арт-терапии, который позволяет развить познавательную деятельность, высшие психические функции, раскрывать творческий потенциал, совершенствовать духовно-нравственные стороны личности ребенка. Это коллективное или индивидуальное творчество, развивающее когнитивные функции, личностные качества, улучшающее эмоциональное состояние, что в совокупности влияет на успешность развития ребенка с нарушением интеллекта. В связи с этим нам представляется актуальным и перспективным развитие учащихся с нарушением интеллекта осуществлять используя средства мульттерапии.
Основная идея опыта.
Развитие младших школьников с нарушением интеллекта является сложным психолого-педагогическим феноменом, многокомпонентным образованием, процесс формирования которого охватывает когнитивные, эмоционально-ценностные и деятельностные аспекты жизни человека. Мы предполагаем, что специально организованная коррекционно-педагогическая работа с учащимися, реализуемая посредством мульттерапии, может способствовать эффективному повышению уровня развития младших школьников с нарушением интеллекта.
Теоретическая база опыта.
Сущность мультипликации и некоторые психологические особенности мультфильмов исследовались в трудах М. В. Киселевой, А. И. Копытина, И. П. Назаренко, О. В Филатовой и др..
Психологические особенности восприятия детьми кино- и телевизионной продукции анализируются в работах Н. С. Мельновой, И. В. Усольцевой, О. Е. Шаповалова и др..
Новизна опыта.
Новизна применения мульттерапии состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего их преимущества по сравнению с другими средствами, а именно, возможности индивидуализации процесса развития младших школьников с нарушением интеллекта.
В отличие от традиционных средств развития младших школьников с нарушением интеллекта мульттерапия позволяет: увеличивать занимательность процесса развития, создавая его внутреннюю мотивированность; нестандартно, оригинально развивать детей; контролировать физические и эмоциональные параметры; обеспечить максимально возможную самостоятельность; добавлять элементы случайности, тем самым увеличивая число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в создаваемых мультфильмах.
Мульттерапия, как средство развития младших школьников с нарушением интеллекта – это необходимость, продиктованная современным уровнем развития общества и образования. С каждым годом появляется необходимость внедрения новых инновационных технологий предназначенных для всестороннего развития детей. За счёт использования мульттерапии, младшие школьники с нарушением интеллекта не просто развиваются, но и готовятся к самостоятельной и полноценной жизни в условиях информационного общества, становясь в процессах интеграции своеобразным звеном, соединяющим данную категорию детей с окружающим миром.
Технология опыта.
Использование элементов мульттерапии на коррекционно-развивающих занятиях выступают, как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
В процессе использования элементов мульттерапии создавалась такая ситуация, в которой не давалось четкой инструкции детям, что надо делать, но открывались возможности для самостоятельного открытия новых знаний, способов деятельности, собственных возможностей. В ходе занятий мы специально отводили время и место для спонтанной творческой активности школьников. В этот момент мы не предъявляли конкретных требований, не давали оценок, принималось все, что творил ребенок. Для этого непосредственно процесс мульттерапии условно делился на 2 части – неструктурированная (взрослый следует за активностью ребенка), структурированная (взрослый дает задания, направляет активность ребенка). Впоследствии мы помогали выбрать из потока идей те, которые можно реализовать в создании мультфильмов.
Основной механизм развития творческой активности – заметить, поддержать, помочь довести до творческого продукта, поэтому мы создавали ситуацию успеха, адекватно отражали, помогали детям осознать себя в качестве субъекта творчества. Обучение мы не навязывали ребенку сверху, а строили, исходя из интересов ребенка.
В процессе мульттерапии детям давались не готовые знания, а организовывались такие условия, в которых он сам добывал эти знания, создавались ситуации неопределенности, конфликта, противоречия.
Материалом для создания мультфильма служили абсолютно разные предметы и материалы: от сюжетных игрушек, пластилина и бумаги, до подручных средств, природного и бросового материала. Из технических средств обязательным являлось наличие цифрового фотоаппарата или видеокамеры, имеющей режим покадровой съемки, компьютера с программой для создания мультфильмов, штатива с дополнительным источником света и анимационный «ящик» – стол.
Для создания мультфильмов мы использовали несколько техник:
– перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном «ящике»);
– оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т. д.);
– сыпучая анимация (использование сыпучих материалов: манки, сахара, гречки, гороха, речного песка и др.);
– объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360).
Процесс работы над созданием мультфильма включал несколько технологических этапов.
1 этап – выбор темы мультфильма.
2 этап – создание сценария будущего мультфильма.
3 этап – раскадровка.
4 этап – изготовление персонажей мультфильма.
5 этап – озвучивание мультфильма.
6 этап – монтаж мультфильма.
7 этап – просмотр и обсуждение мультфильма детьми.
Стоит отметить, что в работе по созданию мультфильма важен не сам качественный продукт, не он оценивается. Главным являлась реакция ребенка с нарушением интеллекта, динамика его психической деятельности, будь то эмоциональная сфера, личностная или познавательная. Оценивалось то, что ребенок приобрел для себя в процессе занятия.
Результативность опыта.
Показателем результативности опыта является возросший интерес детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия, повышение усвояемости программного материала, что сказывается на результативности работы. Коррекционные занятия с использованием мульттерапии дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
Использование мульттерапии помогает сделать учебный процесс не только результативным, но и увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися.
Таким образом, включение элементов мульттерапии в коррекционно-развивающие занятия является неисчерпаемым источником всестороннего развития ребенка, способствует преодолению негрубых отклонений в познавательной, коммуникативной сферах, поведении.
Учитывая вышеизложенное, и оценив важность мульттерапии, как универсального инструмента, позволяющего совершенствовать познавательные способности ребенка с нарушением интеллекта, можно рекомендовать активнее включать мульттерапию или отдельные ее виды в содержание коррекционной-образовательной работы.
Опыт работы представляется на семинарах, конференциях, участвуя в конкурсах, размещая свои разработки на российских и международных сайтах.
Список литературы:
1. Больгерт, Н. Мультстудия. Пластилин / Н. Больгерт, С. Больгерт. – М. : Робинс, 2012. – 183 с.
2. Валанова, Н. М. Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности / Н. М. Валанова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 41. – С. 12–16.
3. Глазева, М. А. К вопросу о возможностях арт-терапии в развитии потенциала детей со специальными потребностями / М. А. Глазева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 12. – С. 45–50.
4. Мельнова, Н. С. Мульттерапия – как средство творческой социализации детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://74442s015.edusite.ru/p246aa1.html.
5. Смольникова, К. Мультик своими руками / К. Смольникова // Саткинский работник. – 2011. – № 15. – С. 18–23.