Описание инновационного педагогического опыта: «Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Третьякова
Лидия Александровна –
учитель истории и обществознания
МБОУ Фоминская СОШ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Место истории в системе среднего общего образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Задачами изучения истории и обществознания являются :
- углубление социализации обучающихся, формирование гражданской ответственности и социальной культуры, соответствующей условиям современного мира;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое – настоящее – будущее»;
- работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебно-проектной деятельности;
- расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление различных версий и оценок исторических событий и личностей, определение и выражение собственного отношения, обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);
- развитие практики применения знаний и умений в социальной среде, общественной деятельности, межкультурном общении .
Современная школа в условиях перехода на новую модель образования
(ФГОС) нуждается в "новом" типе учителя, творчески думающем,
обладающем современными методами и технологиями образования .
Цель работы:
поделиться опытом работы в формировании у обучающихся
умений ориентироваться в потоке информации и правильно ее воспринимать; формировать навыки, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.
Актуальность темы.
Специфика использования инновационных технологий на уроках
истории и обществознания заключается в том, что они представляют преподавателям и учащимся возможности:
1.позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал
на меловые записи и рисунки на доске;
2.использовать заранее подготовленные файлы на электронном носителе,
содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы;
3. повышается уровень использования наглядности на уроке.
Новизна.
Новизна опыта заключается в разработке модели применения
инновационных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению; в интерактивном взаимодействии "учитель-ученик - компьютер"; в создании и использовании презентаций PowerPoint и материалов Интернет.
Своеобразие опыта.
1.Применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2. Использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3.Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4.Расширяется возможность самостоятельной деятельности;
формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5.Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование флеш-карточек на уроках
https://ikt-masterilki.ru/barabook /
Современные информационные технологии
на уроках истории и обществознания
Метод флеш-карточек на уроках истории
Способы применения флеш-карточек
1. Запоминание дат и событий
2. Запоминание имен исторических личностей
3. Тематические карточки
4. Карточки с вопросами
5. Игровые элементы
6. Визуальные карты
Флеш-карточки могут быть дополнены картинками, картами, схемами. Это особенно полезно при изучении исторических карт, изображений памятников или известных произведений искусства.
Современные информационные технологии
Использование портретного ряда для определения личности (использование флеш-карточек с определением личности).
Иван Грозный
1530-1584
Имя Ивана Грозного тесно связано с городом Александровом, бывшим в те годы Александровской слободой. На несколько лет небольшая слобода превратилась в государев двор.
Иван Грозный
Современные информационные технологии
Пример.
На уроке может быть использован метод составления электронной таблицы , когда учащиеся применяют свои знания по хронологии событий и заносят их в электронную таблицу.
Дата
421 г. до н.э.
Событие
Участники
420 г. до н.э.
Никиев мир
415-414 г. до н.э.
Результат
Спарта, Афины.
Возобновление военных действий.
406 г. до н.э.
Персия, Спарта, Афины
Военная экспедиция Афин на Сицилию
Непрочный мир
Перикл, Никий
Алкивиад
Битва при Аргинусских островах.
Закончилась неудачей для афинян
Современные информационные технологии
8 класс - «Эпоха дворцовых переворотов ХУ111 века».
Методика выбора словесных ассоциаций , связанных с родом деятельности людей:
- Василий Васильевич Голицын – правитель России в период регентства царевны Софьи.
- Петр I – император России.
- Генерал Лефорт – руководитель Великого посольства.
- Карл II – шведский король.
- Меншиков – полководец русской армии .
- Кондратий Афанасьевич Булавин – казак, руководитель восстания.
Современные информационные технологии
Метод ассоциаций
Данная технология помогает научить учащихся:
1. развивать мыслительную деятельность;
2. искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;
3. анализировать, сопоставлять учебный материал;
4. делать выводы, обобщения и сравнения;
5. готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ и ОГЭ.
Прерванные логические цепочки
Санкция → Отклоняющееся поведение →
→ Проступок → Наказание → Преступление.
Прерванные логические цепочки
Прерванные логические цепочки
Отклоняющееся поведение →
Проступок → Преступление → Санкция →
→ Наказание.
Прерванные логические цепочки
Результаты работы
2022-2024 уч.год
Ф.И. учащегося
Кострюкова Ева
Класс
Кострюкова Ева
7
Предмет
8
Конкурс
Краеведение
Ястребова Екатерина
8
Результат
Муниципальный тур
Краеведение
Муниципальный тур
3 место
Краеведение
2 место
Муниципальный тур
2 место
2023-2025 уч. год
Ф.И. учащегося
Команда
Класс
8-11
Команда
Предмет
8-11
Команда
Право
Конкурс
«Знатоки права»
8-11
Результат
Право
«Знатоки права»
2 место
Право
«Знатоки права»
Призёры
1 место
Результаты работы