СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление Педагогического Опыта "Развитие читательских компетенций учащихся на уроках в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание педагогического опыта по развитию читательских компетенций у учащихся начальных классов и упражнений, применяемых на уроках с целью повышения интереса к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Представление Педагогического Опыта "Развитие читательских компетенций учащихся на уроках в начальной школе".»

МБОУ СОШ №30 п.Ахтырский Муниципального образования Абинский район

Богданова Ольга Олеговна, учитель начальных классов


Развитие читательских компетенций учащихся на уроках в начальной школе


Структура описания педагогического опыта

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Поддержка и развитие чтения – общенациональная задача. Сегодня в России проблемы чтения столь серьезны, что в их решении должны принимать участие и государство, и все общество. Это, едва ли не в первую очередь, важно уяснить на нынешнем этапе реализации Национальной программы поддержки и развития чтения.

Снижение культурного уровня (на фоне усложнения и ускорения социокультурных процессов внутри общества и за его пределами) в значительной степени связано с быстрой и усиливающейся утратой интереса к чтению разных социальных слоев. В Национальной программе поддержки и развития чтения современная ситуация в этом отношении охарактеризована как системный кризис читательской культуры. Россия приблизилась к критическому пределу пренебрежения чтением.

Затягивание с решением проблем в сфере чтения и книжной культуре грозит нарастанием социальной напряженности в связи с неспособностью нечитающих людей понять не только другие культуры, проявить толерантность по отношению к ним, но и в области собственной культуры (воинствующее невежество). С такого состояния начинаются необратимые процессы разрушения ядра национальной культуры.

Сегодня культура России близка к критическому пределу пренебрежения чтением, за которым начинается резкое падение уровня грамотности, культурной компетентности, возможностей социокультурной адаптации. Определенное снижение интереса к чтению – это общероссийская тенденция. Она обусловлена глобализацией электронных СМИ (особенно телевидения и Интернета), последствиями которой становятся стандартизация содержания сообщений, упрощение языка СМИ, широкое распространение стереотипов массовой культуры, а также снижение рейтинга чтения как престижного источника социально значимой информации. Эта тенденция усиливается и благодаря экспансии индустрии развлечений, которая теснит в культурном пространстве чтение как способ рекреации.

Снижение интенсивности и качества чтения во многом зависит от состояния образования в российских общеобразовательных школах. Здесь я не делаю акцент на чтении, понимании языка СМИ, в том числе электронных. Основная причина проблемной ситуации, сложившейся в России в области чтения, заключается в следующем. Существует все усиливающееся расхождение между необходимостью осваивать и использовать информацию, необходимую для адаптации в сложных условиях современного общества, с одной стороны, и возможностями ответственных за это институтов предоставлять ее в нужных объемах в массовом масштабе – с другой.

Только вдумчивая, последовательная, целенаправленная работа по реализации программы поддержки, пропаганды и развития чтения по всем ее направлениям поможет существенным образом изменить отношение в обществе и государстве к книжной, читательской культуре. В свою очередь, это заложит основы для осуществления эффективной государственной политики в области чтения, которая необходима для развития российской культуры.


1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Проблема читательского развития личности относится к числу тех, которые встроены в стратегию жизни человека и являются ее неотъемлемой частью. Эта проблема решается постоянно и в муниципальном образовании, и в нашем образовательном учреждении. Но успех сможет обеспечить тесное взаимодействие семьи, дошкольных учреждений и библиотек в дошкольной социализации ребенка, а затем школы, библиотеки и семьи в рамках школьного образования. Дальнейшее приумножение культуры чтения возможно в рамках профессиональной подготовки и свободного чтения.

МБОУСОШ №30 с помощью инновационных технологий обучения чтению старается обеспечить компетентностный подход в образовании, встраивая читательское развитие в любую предметную область знаний. Чтение осуществляется во взаимодействии с другими видами речевой деятельности (слушанием, говорением и письмом) в контексте информационной культуры в широком понимании этого явления. Обращу внимание на весьма важную особенность чтения. Оно является не только и не столько средством обучения и получения образования, а представляет собой смыслообразующую интеллектуально-эмоциональную школу личностного роста, обеспечивающую информационно-психологическую безопасность личности, ее конкурентоспособность в жизни.

Школы и школьные библиотеки способны проводить мероприятия, связанные с воспитанием культуры чтения. Это презентации достигнутого – в форме праздников чтения, проекты «Жизненный путь выдающихся читателей», «Читательские портреты – образцы для подражаний: кумиры, литературные персонажи, образы идеальных читателей», дни поэзии и прозы; создание информационно-библиографических пособий (различных библиографических указателей: текущих, ретроспективных, перспективных; дайджестов, списков литературы, планов чтения) и других форм; организация межчитательского общения (читательские турниры, ринги, дуэли, викторины, дискуссии)


1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.



Хотелось бы начать с определения различий между понятиями “компетенция” и “компетентность”. Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это - то каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается, как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Виды речевой и читательской деятельности

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Артикуляция – это постоянное проговаривание того, что мы читаем. В детстве такая привычка незаменима, но по мере взросления становится серьезной обузой. Она мешает быстро читать.

Поле зрения – это участок текста, который воспринимается глазами при одной фиксации взгляда. Если поле зрения незначительное, нам при чтении придется делать много движений глазами.


2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.


Базой для формирования опыта были учащиеся моего класса в течение 2016-2017 (I этап) и 2017-2018 (II этап) уч.г. в период вхождения и реализации проекта «Читающая школа». Я изучила теоретические вопросы по составлению программы внеурочной деятельности «Смысловое чтение», представила планируемые результаты в ходе реализации данного проекта:

Предметные

  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Метапредметные

  • Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно- следственных связей, построения рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


В своей работе я предусмотрела и литературоведческую пропедевтику. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ. Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Творческая деятельность раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.



3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.


Понимая значимость обучению чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения не этих уроках.

Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются новизной. Для того, чтобы научиться быстро читать, нужны многочисленные тренировки. Именно они помогают выработать нужные навыки. Можно сказать однозначно, что выработка навыков быстрого чтения – процесс длительный. Но научиться читать быстро может каждый.

Различают несколько видов чтения. Рассмотрим некоторые из них:

1) Углубленное чтение, при котором большое внимание уделяется деталям. Такой вид чтения можно назвать аналитическим или критическим. Но для чтения газет, журналов и художественной литературы такой способ подходит не всегда.

2) Панорамное быстрое чтение становится возможным, только если вы в совершенстве овладели техникой быстрого чтения.

  1. Выборочное чтение подразумевает, что внимание обращается на отдельные разделы текста.

  2. Чтение-просмотр – это такой метод чтения, который необходим для первого, подчас поверхностного знакомства с текстом.

  3. Сканирование текста – это быстрое его просматривание для того, чтобы найти интересующие детали.

Каждый из нас так или иначе использует выше указанные разновидности чтения.

Расскажу о некоторых препятствиях, мешающих овладению быстром чтением.

1)Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

2)Одной из особенностей чтения является артикуляция. Именно она существенно тормозит скорость чтения.

3) Быстрое чтение невозможно при малом поле зрения. Чем больше у вас поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты:

  • Способ чтения

  • Темп чтения

  • Динамика скорости чтения

  • Правильность чтения

В смысловую сторону включается:

  • Выразительность

  • Понимание

В своей работе я применяю различные упражнения для развития скорочтения у своих учеников. Например:

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5 – 7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8.«Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

9. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствуй себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже слышал это слово, ему легче его узнать. На более позднем этапе обучения сильный и слабый меняются ролями.

10. Чтение «канон»: один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на 3 – 4 слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.

11. Чтение «спринт»: Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все». Провожу такое упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением подготавливаю класс психологически, даю команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!»

12. Чтение со счетом слов (строчек) заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова (строчки) текста одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов (строк) должны назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя.

13. В целях обучения вертикальному чтению использую упражнение «разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

14. Упражнение «Финиш». Читаем так же, как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или предложения.

15. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.

16. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

17. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

18. «Инструкция». Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.

1) Прочитай загадку

2) Подойди к учителю и на ухо скажи отгадку.

Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения.

19. «Кто быстрее». На полу рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

20. Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя в начале и конце строки.

21. Вертикально-слаломное чтение «Слалом». В течение20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию.

22. Чтение отрывка с поочередным произношением слов нормально и наоборот. Наряду с развитием интереса к процессу чтения, это упражнение способствует развитию речедвигательной системы, направленное на быстрое восприятие текста и развивает распределение внимания.

23. Чтение отрывка в перевернутом виде («Бешеная книга») Страница учебника переворачивается на 180 градусов (вверх ногами). Это упражнение вместе с навыками чтения направлено на развитие языковой интуиции.

24. Чтение отрывка через слово. Это развивает глазодвигательную активность ребенка, устойчивость внимания.

25. Чтение отрывка с повторным произношением некоторых слов. Условия прочтения специально оговариваются: каждое второе, каждое третье, подчеркнутые слова (обычно несущие смысловую нагрузку) и т. д. С помощью этого упражнения развиваются все перечисленные выше интеллектуальные качества.

26. Чтение по методике Кушнира.Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующую часть текста.

Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя) или буквы, слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой.

Упражнения для понимания смысла текста.

1 Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части. Составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстрации к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9. Выборочное чтение. Найди в тексте описание героя, природы и др.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливают текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

14. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 – самостоятельно.

15. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.) Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

16. Составление кроссвордов по тексту.

17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

18. Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

По данной теме собрано большое количество игр, которые провожу в классе и рекомендовала родителям для занятий дома. Кроме упражнений и игр совместно с родителями провожу литературные викторины, конкурсы, праздники, литературные игры. Комплексная работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.

В 1 и 2 классах работала в основном над технической стороной чтения, а в 3 и 4 классах больше времени уделяю смысловой стороне (выразительному чтению и пониманию прочитанного).


Выводы:

Мои ученики работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют их знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт каждого ребенка, формируется читательская компетентность и самостоятельность.

Пропаганда чтения среди обучающихся и развитие смыслового чтения предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Направлена на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

На протяжения двух лет участия в школьном проекте «Читающая школа» и социальном классном проекте «Читающие дети - читающая школа» меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала шло освоение целостных приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формировались приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивалась скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Главное - работа с текстом произведений. На уроках и во внеурочной деятельности совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно - познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.


Представленная работа является результатом решения проблемы в области пропаганды и формирования любви к чтению, развития читательской компетенции среди обучающихся.





8