1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) | В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки детей к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками. К сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Это весьма тревожные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества. Опыт человечества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, по указке – они возникают из повседневной жизни. Наибольшую ценность для общества представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Наиболее благоприятное условие для активного проявления человеком качеств личности предоставляет труд. Трудовое воспитание на базе ГКУ РС(Я) НСРЦН осуществляется по двум направлениям: Трудовое воспитание начинается с формирования элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечён от труда. Трудовая деятельность должна стать для воспитанников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Значение каждого ребёнка, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому труду подготовлен. Поэтому именно детям, оставшимся без попечения родителей, особенно важно донести ценностные ориентиры семьи, с раннего детства помочь привить и усвоить необходимый уровень трудовых навыков как одного из методов дальнейшей социальной реабилитации к самостоятельной жизни в обществе. Необходимо формировать у воспитанников профессиональное самосознание и появление интереса к будущей профессии. Стоят следующие задачи: формирование у воспитанников мотивации и потребности к трудовой деятельности и положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности (потребность в труде, интерес к трудовой деятельности, переживание радости от процесса труда, гордость за трудовые успехи, чувство долга и ответственности и т. п.); формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии; воспитание трудовой активности на пользу общества, что предполагает приучение воспитанников к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; привитие трудовых навыков, формирование культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда; развитие сознательного отношения к труду, формирование соответствующих знаний и убеждений; воспитание моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; вооружение воспитанников разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности, воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам. |
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) | Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Труд детей многообразен, что позволяет поддерживать у воспитанников интерес к деятельности, осуществлять их нравственное воспитание. Самообслуживание направлено на уход за собой (одевание, раздевание, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности состоит в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются воспитанниками; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Учебный труд воспитанников включает в себя как умственный труд, так и физический. Он является наиболее напряженным, который требует воли, усидчивости, терпения. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Хозяйственно-бытовой труд необходим в повседневной жизни воспитанников, так как он направлен на поддержание чистоты и порядка в помещениях центра и на участке, помощь взрослым. Из-за своей направленности на обслуживание коллектива, заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам и младшим воспитанникам, взрослым. Труд в природе предусматривает участие воспитанников в выращивании растений в уголке природы, на участке. Он помогает решать задачи физического развития, совершенствования движений, повышение выносливости, развития способности к физическому усилию. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому. Ручной труд предполагает участие воспитанников в создании предметов окружающей обстановки центра (оформление к праздникам, подарки-сувениры, атрибуты к занятиям и т.п.). Участие в производительном труде развивает у воспитанников профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, где создаются условия для проявления нравственных качеств, взаимопомощи, уважения к другим детям, взрослым людям и результатам их деятельности. Этапы организации трудовой деятельности: Планирование. Ознакомление с объектом работы. Инструктаж участников и четкий организационный момент. Обеспечение орудиями труда. Контроль над ходом трудовой деятельности. Оказание своевременной помощи, консультирование. Оценка результатов индивидуальной и групповой трудовой деятельности. Подведение итогов. В процессе воспитания культуры трудовой деятельности учитываются возрастные особенности. Воспитанники младшего/ дошкольного возраста | Формируются: - стремление трудиться сообща, бережное отношение к материальным ценностям, результатам труда, природе; - ответственное отношение к учебному труду. | Воспитанники младшего школьного возраста | Ознакомление с трудом взрослых, воспитание эмоционально положительного отношения к трудящемуся человеку. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям. | Воспитанники среднего школьного возраста | Ведется работа над формированием творческого отношения к труду, трудолюбия, самоутверждение в процессе трудовой деятельности по созданию общественно-полезного продукта. | Старшие воспитанники | Овладевают знаниями, умениями, навыками конкретной деятельности с учетом нравственных позиций, социально ценного жизненного опыта. Формируются: - способность рационального использования своего трудового опыта, умение преодолевать трудности в трудовых отношениях, производственной деятельности; - потребность в качественном выполнении работы, профессиональные трудовые умения; -осознание профессионально значимых качеств личности. | Актуальны следующие формы и методы работы: Беседы Часы общения Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Чтение художественной литературы Наблюдения за трудом взрослых Практическая деятельность / участие в трудовых мероприятиях (дежурство, уборка помещений, благотворительные акции и др.) Трудовая деятельность на участке центра Производительный труд: исследовательские и трудовые проекты Работа в пространстве расширенного социального действия: познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети Экскурсии. Помимо основных форм и методов проведения занятий, используются следующие формы коллективного труда воспитанников: - коллективный труд без взаимной зависимости (воспитанники выполняют индивидуальную работу в составе коллектива и проводят коллективный итог её выполнения); - коллективный труд с взаимной ответственностью и зависимостью с разделением на операции (конечный результат складывается из результатов деятельности каждого члена коллектива, взаимозависимость осуществляется через объекты труда). Большое значение в воспитании нравственных качеств имеет организации детских трудовых коллективов: дежурная группа (осуществляет дежурство по учреждению), учебно-трудовая группа, трудовые группы с различным характером выполняемых заданий. Создание разновозрастных детских коллективов позволяет осуществлять преемственность в воспитании. Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. |
3. Наличие теоретической базы опыта | Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. По мнению В. И. Логиновой, первой задачей трудового воспитания является воспитание психологической и практической готовности к труду. Каждый молодой человек должен отчетливо сознавать, что он не может жить, не трудясь, не участвуя в общем процессе производства материальных благ. Согласно В. И. Логиновой, труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду: «Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными». С. А. Козлова отмечает, что много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы. А. П. Чехов писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека». А Л. Н. Толстой в свое время сказал: «Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». В. И. Логинова писала о том, что труд, являясь базой социального прогресса, условием удовлетворения всех материальных и духовных потребностей, выступает одновременно основной формой жизнедеятельности человека, главным содержанием человеческой жизни и обязанностью каждого члена общества, основным условием развития человеческой личности. «Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Как отмечает Д. Е. Аксенов, раскрывая в процессе труда законы природы, человек использует их для совершенствования труда. Побеждая стихийные силы природы, человек утверждает себя как сознательное существо, создает материальную и духовную культуру. Созидательный характер труда, достижение целей в труде вызывают максимальное удовлетворение, радость и влияют на развитие способностей, творческих задатков и дарований каждой личности. А. С. Макаренко отмечал, что труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания: «Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно». С точки зрения Е. А. Лобановой, труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд – это забота людей друг о друге. В. Г. Нечаева отмечает, что трудовое воспитание в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Он также говорил: «Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов». Я. Л. Коломинский утверждает, что материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья. Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Р. С. Буре указывал на необходимость утверждения в обществе строгой организованности в труде и дисциплины. Он придавал большое значение формированию у подрастающего поколения положительного отношения к труду. Определяя задачи трудового воспитания детей, он отмечал необходимость того, чтобы каждый день решалась практически та или иная задача общего труда, пускай самая маленькая, пускай самая простая. С. Я. Рубинштей в своих работах неоднократно подчеркивал необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. «В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым». И. Г. Майорова указывала, что труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Большое значение Н. Н. Кокорева придавала формированию у детей умения трудиться. Она особо выделяла умение планировать работу, отбирать материалы и инструменты, правильно использовать их, добиваться результата. Вместе с тем она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организацией их быта, их играми, не обособлять трудовое воспитание от решения задач всестороннего развития. Особое значение В. М. Жильникова придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, – это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Л. И. Каплан говорит о том, что радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Большой вклад в развитие трудового воспитания детей дошкольного возраста внесли исследования З. Н. Борисовой, Г. П. Лесковой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Я. З. Неверович, Л. А. Порембской, Е. И. Радиной. в них разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства трудового и нравственного воспитания. Таким образом, воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. |
5. Оптимальность и эффективность средств | Для того чтобы труд стал эффективным средством трудового воспитания, он должен быть педагогически целесообразно организованным. Об этом свидетельствуют такие факторы: - целеустремленность: воспитанники должны понимать цель работы, что им предстоит выполнять, знать, какими будут результаты; - связь с учебной деятельностью; -осознание того, что воспитательная эффективность труда вырастает при условии, когда воспитанники являются её организаторами, а не только исполнителями; - доступность конкретных мероприятий. Усложняться по методам выполнения и увеличиваться по объему они могут с приобретением воспитанниками трудового опыта, ведь непосильный труд порождает неуверенность в собственных силах, нежелание выполнять её; - основываться на научных принципах (порядок на рабочем месте, эффективное использование рабочего времени, рациональных приемов труда, экономное расходование материалов, электроэнергии, эстетический вид изделия, соблюдение личной гигиены и техники безопасности и т.д.); - коллективный характер, где формируются дружеские взаимоотношения, взаимопомощи, способность к совместным трудовым усилиям; - ориентация на формирование у детей любви к труду, стимулирование ощущения радости от неё. Об эффективности трудового воспитания свидетельствуют сформированность у воспитанников потребности в труде, ощущение радости от труда, осознание её целесообразности как важнейшего средства реализации своих знаний, умений, человеческой сущности. |
6. Результативность опыта | Результативность опыта предполагает проведение мероприятий, направленных на уточнение целевых ориентиров педагогической деятельности и уровня сформированности определенных умений и навыков у детей в процессе педагогического воздействия. При выборе диагностического инструментария за основу была взята технология диагностики уровня воспитанности из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И.Шиловой. Оценивался уровень развития следующих качеств личности, как «Долг и ответственность» (увеличился на 33%), «Дисциплинированность» (на 17%), «Бережливость» (на 28,7%), «Ответственное отношение к учебе» (на 20%), «Отношение к общественному труду» (на 18 %), «Коллективизм и чувство товарищества» (на 17,5%), «Доброта и отзывчивость» (33,5%). Отмечается положительная динамика в работе по просвещению родителей и законных представителей в вопросах трудового воспитания детей. Проведено 809 бесед и консультаций для родителей воспитанников и законных представителей и, лиц их заменяющих, на темы: Формирование культуры взаимоотношений – 43,7% Эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.). - 27% Формирование личностной культуры - 35% Трудовое воспитание в семье - 43% Данные представлены в % соотношении от общего количества обслуженных (606 чел.). Родители и лица их, заменяющие вместе с воспитанниками ГКУ РС(Я) НСРЦН принимают участие в традиционных акциях «Сделаем наш центр красивее!», «Благоустройство участка», «Сделаем наш город чище!», а так же в организации выставок «Мамины умелые ручки», «Что нам осень принесла?», «Мастерская Деда Мороза». 13.05.2017 г. воспитанники приняли участие во всероссийской акции фонда В.И. Вернадского «Зеленая весна 2017» совестно с сотрудниками Регионального управления по строительству объектов в г. Нерюнгри, представителями ООО «Стройгазмонтаж», АО «Краснодаргазстрой».
Возможность тиражирования Создан личный сайт (https://multiurok.ru/id41268354/?act=auth), где размещены методические разработки. Опубликованы следующие методические разработки: «Дело мастера боится! » - https://multiurok.ru/files/vospitatelnyi-chas-delo-mastera-boitsia.html; «Труд в жизни человека » - https://multiurok.ru/files/vospitatelnogo-chasa-trud-v-zhizni-cheloveka.html; «Мои домашние обязанности»- https://multiurok.ru/files/moi-domashnie-obiazannosti.html; Творческие работы воспитанников: - Проектная работа на тему: “Волшебная пуговичка” -https://multiurok.ru/files/proektnaia-rabota-na-temu-volshebnaia-pugovichka.html, - Проектная работа на тему: “Вторая жизнь мусора” https://multiurok.ru/files/proektnaia-rabota-na-temu-vtoraia-zhizn-musora.html |