Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№5» с.Сергиевское Грачевского муниципального района Ставропольского края
Предупрежден, значит вооружен.
Педагог – психолог МКОУ СОШ №5 с.Сергиевское
Фомина Ирина Анатольевна
С.СЕПГИЕВСКОЕ, 2019 год.
Аннотация.
В работе приводится информация с краткой характеристикой неформальных организаций и их опасностей. Отдельно выделены криминальные субкультуры. Рассмотрены возможности профилактики. Представлен алгоритм выявления подростков, членов неформальных объединений.
2. Введение.
В последнее, не находя возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные группировки».
Неформальные молодежные объединения — очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами», из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность. Также стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные.
Ученые проанализировали причины участия подростков в неформальных группах. Это: стремление познать необычное, особенно современное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность; равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.
Первостепенная причина ухода подростков в неформалы это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в «неформалы» тот, «кто не знал, как жить дальше». Когда дети и подростки предоставлены сами себе и не знают, чем заполнить свое свободное время, опасность дезадаптивного поведения возрастает [6.C.559]. Подростков, молодежь надо вовлекать в деятельность «отвлекающую» от бесцельного времяпрепровождения, организация разнообразной развивающей (социализирующей) деятельности и общения, создание среды социализации личности. Профилактическая работа в школе ведется, но педагоги не всегда готовы сразу понять, что проблема возникла и надо срочно действовать.
Цель данной разработки просвещение педагогов ОУ о современных неформальных объединениях, способах ранней профилактики вовлечения подростков в деятельность неформальных организаций.
Предупреждён — значит вооружен, смысл пословицы, как известно, состоит в том, что будучи предупреждённым о близкой опасности (или возможности), человек теперь к ней подготовлен и должен с нею справиться. Действительно, зная причины вступления в неформальные организации, признаки того, что подросток является сторонником группировки, умение вовремя остановить от «погружения в неформаьный мир» позволит предотвратить проблему. Как говорится, лучше предупредить болезнь, чем лечить её.
3. Основная часть. Причины вступления в неформальные организации.
Раздел 1. Перечень причин.
1. Непонимание в семье, вызов семье.
2. Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива.
3. Нежелание быть как все.
4. Желание утвердиться, привлечь к себе внимание.
5. Дань моде.
6. Влияние криминальных структур.
7. Копирование образцов западной культуры, структур и течений.
8. Отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни.
9. Неразвитая сфера организации досуга в стране.
10. Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях.
11. Идейные убеждения.
12. Вызов обществу, возможность проявить протест.
Первостепенные причины ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания.
Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре.
Как правило, в любые времена молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её готовили в процессе цивилизации. И эта неопределенность и становится почвой для зарождения неформальных сообществ.
1. 2. Классификация неформальных организаций.
Классификация неформалов многими специалистами оценивается как сложное явление, т.к. процессы, происходящие в данной среде, динамичны, неустойчивы и противоречивы.
По социально-правовому критерию они подразделяются на:
1. просоциальные (положительной направленности), способствующие позитивной , социальной активности молодежи («зелёные», «пацифисты», клубы самодеятельной песни, коллекционеры, фонды молодежных инициатив, творческие ассоциации, объединения воинов запаса «афганцы», «чеченцы» и др.);
2. асоциальные (нейтрального типа), создаваемые для проведения досуга («панки», «металлисты», «рокеры», «ролевики», «байкеры», «скейтеры», «геймеры», «готы», «рэперы», и др.)
3. антисоциальные (отрицательной направленности) («гопники», «скинхеды», «фашики», «чистильщики», «люберы» и др.).
1. 3. Признаки неформальных организаций и их краткая характеристика.
У неформальных объединений есть ряд признаков, которыми они отличаются от других самодеятельных организаций: отсутствие официального статуса, отсутствие какой-либо программы деятельности, четкой идеологической основы, слабо выраженная внутренняя структура, сложность выделения лидера объединения.
Неформальные объединения, вопреки распространенному мнению, не является изобретением наших дней, а имеют богатую историю. Разумеется, современные формирования существенно отличаются от своих предшественников, однако природа их во все времена была одинакова. Объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, установки общества, с общим типом поведения известны с глубокой древности: философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д.
Эмо-панки. Субкультура эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) имеет свою небезынтересную историю. Она возникла на Западе в конце 80-х в связи с возникновением одноименного музыкального стиля (так называемый эмо-кор, развившийся из хард-кора). Ее представителей называют эмо-киды или, в зависимости от пола, эмо-бой, эмо-гёрл.
Эта субкультура напрямую связана с движением Straight Edge («четкая черта) или с движением sXe, пропагандирующим здоровый образ жизни. sXe основал вокалист группы «Minor Threat» Ян Маккей, один из основоположников эмо-кора, и это приобрело большую популярность среди эмокорщиков и хардкорщиков.
Поэтому изначально, по своей сути, эмо-киды являются стрэйтэйджерами – противниками не только наркотиков, но и нецеломудрия, алкоголя и курения. Их девиз, актуальный и сейчас: «Скажи «нет!» алкоголю, сигаретам, наркотикам и беспорядочным половым связям». Очевидно, что идеи суицида никак не могли быть свойственны эмо, и хотя со временем эта субкультура стала менее серьезной и более поверхностной, тем не менее, никаких негативных идей в субкультуре нет и сейчас, и как таковая, она пропагандирует идеи, противоположные суициду. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что и в этой, менее опасной, чем готы, среде имеются отдельные представители, романтизирующие суицид.
По свидетельству источников, внешняя атрибутика эмо со временем сильно изменилась – яркие краски, розовый цвет в одежде, значки, сумки в шахматную клетку были привнесены в нее позже.
Нужно отметить, что, придя в Россию спустя около двадцати лет после своего возникновения, эмо-культура приобрела исключительно подростковый, полудетский характер, вероятно, привлекая молодежь красивой атрибутикой, трогательным имиджем и яркой эмоциональной окраской. Поэтому мы можем встретиться с совершенно наивными и детскими ее проявлениями. В общем субкультура эмо прямо проповедует позитивные эмоции и выступает против разнообразного зла и насилия.
Но, тем не менее, несмотря на общие позитивные установки, воплощение представителями субкультуры эмо в своей жизни идей эмоциональной несдержанности, ранимости и инфантилизма, искусственное генерирование внутренних переживаний и наличие экзальтированных тенденций может таить в себе определенные опасности. «Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Он выделяется ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Но позитивные эмоции, также как и индивидуальность, не забываются, а ценятся.
Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях.
Несмотря на то, что эмо-кор появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Эмо-культура начисто лишена агрессивной брутальности, характерной для хард-кора — прямого предка эмо.
Большое значение придается таким ценностям, как дружба и любовь. Они ставятся на пьедестал среди прочих явлений жизни. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность.
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у готов, так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определенное родство.
Для эмо характерна одежда в розово-черных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются черный и розовый (пурпурный), хотя и другие яркие сочетания допустимы. Розовый цвет отражает радостные моменты. Это вызов общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к поп-панку».
Тот факт, что эмо-субкультура в России еще очень молода, охватывает самых юных и, по сути, до конца еще не сформировалась – очень важен. Если миссионерам удастся провести с эмо грамотную работу, для чего есть немало предпосылок, Православная Церковь может оказать на данную субкультуру благотворное влияние.
Учитывая то, что всякая субкультура возникает в молодежной среде как протестное движение, как вызов, прежде всего, семье и социуму с его потребительской идеологией, меркантильными установками и сиюминутными брутальными ценностями, Православная Церковь может найти в этой среде благодатную почву для сеяния слова Божия.
Церковь, как представляется, вряд ли должна осуждать или одобрять эти субкультуры на официальном уровне – хотя бы по причине их разнообразности и размытости. При этом можно подчеркнуть необходимость работы с каждым человеком, не отторгая его, но просеивая то, чем он живет, на предмет очищения от греха и приведения к полноте церковности.
Готы – панки. Существенные отличия готичной субкультуры – стремление к романтике, но не слащавой, а мрачной, печальной, всегда экзальтированной и глубокой. Готов отличает пристрастие к тематике смерти, стремление пофилософствовать на эту тему: «жизнь – это очередь за смертью, но некоторые люди влезают без очереди», «жизнь-наказание, смерть – освобождение» и т.д. Готы нередко пишут стихи и рассказы о смерти, даже о своей собственной. Более опасны их суицидальные настроения, тенденции к нанесению себе физических травм. Внешний облик готов соответствует их мироощущению: мрачные (чаще черные) тона одежды, яркая косметика, отстраненная манера поведения. Подростков привлекает мрачный мир готической культуры (музыка, литература, архитектура, дизайн одежды), достаточно глубокой, но тяжелой для восприятия. Притягательность данной субкультуры состоит в том, что готы постоянно ищут то, что стимулирует разнообразные чувства, позволяя погружаться во внутренний мир. Английский культуролог утверждает, что готика – субкультура, чуждая насилию. «Они вроде хиппи. Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек», - говорит культуролог. Чтобы охарактеризовать движение готов, нужно, прежде всего, заметить, что любая субкультура крайне неоднородна, а к готам это относится в высшей степени. Их представители свидетельствуют, что каждый из них имеет свое собственное понимание и толкование ее идеологии. Все характеристики тех или иных движений в литературе и сети Интернет всегда относительны и применимы к их адептам лишь в той или иной степени. Более того, любая субкультура закрыта, достоверно о ней могут рассказать лишь ее представители, а пишущие о ней журналисты часто ошибаются, руководствуясь лишь внешними эпатажными проявлениями.
Готическая субкультура появилась на Западе в конце 70-х годов и была связана с возникновением нового (развившегося из пост-панка) стиля в музыке, названного позже «готикой». Однако затем субкультура вбирает в себя интерес к мировому готическому наследию – архитектуре готической и барокко, художественной литературе и искусству эпохи Ренессанса и Викторианской, живописи – начиная от прерафаэлитов и кончая современным модерном, некоторыми современными триллерами и фильмами ужасов.
В литературе описан целый ряд направлений в движении готов. Есть разные классификации, но в каждой из них выделяют тех готов, которые относятся к «готическому» мировоззрению со всей серьезностью (тру-готы), и тех, кто понимает его более свободно; далее – тех, кому нравится чисто внешняя атрибутика, а интеллектуальная сторона и знания готической культуры отсутствуют (псевдо-готы, херки), и просто «начинающих» (бэби-готы). Возможно существование обычных хулиганов, которым просто нравится готический имидж, но они ни в коей мере не являются выразителями идей субкультуры. Кроме того, готы различаются по культурологическим пристрастиям и стилю одежды, притом, что черные цвета в одежде и «тяжелый» черный грим преобладают в любом случае.
Наиболее интеллектуальной частью готов (возможно, это чисто российское явление) являются декаданс-готы – эрудированные знатоки, имеющие готические черты культуры различных веков. Общепринятое описание мировоззрения готов таково: это «мрачное», декадентское восприятие мира, «особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него), индивидуализм. Естественно, все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам, но, по крайней мере, позволяет понять, что обычно подразумевается под готическим мировоззрением. Неизменной чертой этого мировоззрения является большой интерес к смерти, ее эстетике, всему, что с ней связано, и, увы, к суициду. Один из девизов готов – «готы бессмертны». Характерна также «артистичность», стремление к самовыражению, проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов искусства.
Готов порой путают с сатанистами, но это совершенно разные явления. Готы – это не религия, готом может быть человек любого вероисповедания, об этом говорят все готические сайты и сами представителя движения. Если отдельные готы и интересуются сатанизмом, то лишь на уровне внешней атрибутики. Настоящих «идейных» сатанистов среди готов нет.
В литературе данной субкультуры, прежде всего на Западе, имеется немало нездоровых явлений, порой извращений.
В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное движение – киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккер назвал его «синтезом человека и машины». Киберпанкизм часто характеризуют как «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анархией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невромантик» описал мир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими глазами и взвинченные юноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающим умственные возможности. Имеются две категории киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, которые страстно влюблены в компьютеры. В новой субкультуре панков персональный компьютер ценится значительно выше, чем любые грампластинки. Выполненные средствами компьютерной графики, они уже выставляются в картинных галереях. Журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет киберпанков выходить в пространство телефонных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы.
Раздел 2. Криминальная молодежная субкультура.
2.1. Отличие от других субкультур.
Она отличается от обычной подростково- юношеской субкультуры асоциальными и криминальными содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи. В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные и училищные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известных подросткам и молодежи и получивших на них жаргонные названия «тусовки».
Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. Это способ компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе.
2.2. Важнейшие характеристики криминальной субкультуры:
- криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные криминальные группы, в значительной степени скрыта от глаз педагогов. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только, если нет им противодействия;
- место функционирования - «тусовки». «Тусовка», как правило, представляет собой общение с друзьями, обмен информацией, выпивки, «любовь в очередь», антиобщественное поведение;
- наиболее значимые ценности – деньги, порнография , секс, «тачка»(автомашина),посещение ресторанов, отдых на престижных курортах, работа в охране у банкиров, рэкет;
- в криминальной субкультуре постоянно обновляются и совершенствуются ценности преступной среды (традиционные заменяются новыми или трансформируются в соответствии с требованиями сегодняшнего дня).
2.3. Важнейшие признаки криминальной субкультуры, свидетельствующие о ее наличии в среде несовершеннолетних в учреждении:
- наличие враждующих группировок;
- групповая стратификация, иерархия ролей;
- психологическая, а нередко физическая «изоляция» «отверженных»;
- факты вымогательства денег, пищи, личных вещей;
- распространенность «тюремной» лирики, поделок, способов проведения досуга;
- распространенность воровского жаргона;
- появление случаев токсикомании и употребления наркотиков;
- татуировки тюремного содержания;
- уклонение от определенного вида хозяйственных и других «грязных» и непристижных видов работ;
факты мужеложства;
- порча общественного имущества (вандализм).
Чтобы не спутать возрастные проявления с проявлениями криминальной субкультуры необходимо глубоко анализировать каждый критерий в отдельности, каждый факт многократно проверять путем наблюдения, бесед, расшифровки настенной живописи на кварталах, столах, надписей в книгах. Следует помнить, что многократная проверка результатов - аксиома социально-психологических исследований.
Раздел 3. Профилактика вступления молодежи в неформальные организации.
3.1. Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся:
- Отношение педагогов к данной проблеме, осознание ее педагогической актуальности (конструктивное, нейтральное, негативное, скептическое);
- Включение каждого учителя в организацию разнообразных форм работы с учащимися во внеучебное время;
- Особенности деятельности классного руководителя (организатор, диагност, координатор…);
- Вооруженность каждого учителя знаниями и умениями организации учебно- воспитательного процесса на основе единства учебной и внеучебной работы, организация досуговой деятельности учащихся.
3.2. Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени:
- позиция ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, нейтральная, пассивная, отрицательная);
- включенность каждого учащегося в разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы;
- учащиеся-организаторы свободного времени (от выявления интересов учащихся, создания условий для их удовлетворения до определения воспитательной эффективности внеучебной деятельности);
- наличие органов ученического самоуправления, их роль в организации свободного времени учащихся;
- межвозрастное общение во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, сотрудничество старших и младших, поддержка формирования интереса к различным видам деятельности);
3.3. Семья и организация свободного времени учащихся:
- Формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей;
- Включение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность;
- Создание традиций, ритуалов, обычаев в проведении семейных праздников, торжеств, совместное чтение, посещение музеев, театров и так далее;
- Культивирование в семье совместной добротворческой деятельности (помощь окружающим, забота о близких, старых, больных людях);
3.4. Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся:
- организация кружков, клубов, творческих объединений для учащихся разного возраста, пола на базе школы;
- включение учащихся в деятельность учреждений дополнительного образования, особенно по видам творчества, организация которых затруднена в школе;
- взаимодействие в организации массовых мероприятий;
- взаимодействие организаторов работы с детьми и внешкольных учреждений независимо от ведомственной принадлежности;
- координация деятельности учреждений, организующих работу с детьми в целях их всестороннего развития, предупреждения перегрузки, дублирования, формализма (совместное планирование, составление единого расписания, совместный анализ и оценка).
4. Заключение.
При организации профилактической работы в образовательной организации необходимо осуществлять посещение педагогами лекций, семинаров, организованных с целью расширения сферы знаний о молодежных субкультурах, а также осуществление родительских собраний по данной тематике.
Разрабатывая программу по социально-педагогической работе с подростками - «неформалами», необходимо учитывать несколько основополагающих моментов. Во-первых, данная работа должна вестись при активном взаимодействии педагогического коллектива и семьи. Во-вторых, включать систему мероприятий, по профилактике вовлечения подростков в данные объединения (первичную профилактику), а также по содействию им в переориентации с асоциальной деятельности на просоциальную (вторичную профилактику). В-третьих, для каждого учащегося-участника НМО должна быть разработана траектория педагогического сопровождения с учетом его индивидуально-личностных особенностей, включающая план работы с ним и его ближайшим окружением. Алгоритм же работы с данным школьником должен строиться по следующему плану:
Общая диагностика ученика (наблюдение, характеристика семьи, анкетирование и т.д.).
Индивидуальная беседа с подростком (конкретизация сферы интересов, увлечений, существующих проблем и т.д.).
Углубленная диагностика ученика (наличие акцентуаций, уровень развития мотивационной сферы, эмоционально-волевой сферы и т.д.).
Разработка и реализация плана работы с учеником по следующим направлениям: психологическому (беседы, тренинги и т.д.), социальному (уточнение интересов ученика, привлечение к занятиям в спортивной секции, учреждениях дополнительного образования и т.д.), педагогическому (определение социального статуса ученика в классе, создание ситуации успеха, поддержка и т.д.).
Таким образом, на сегодняшний день социально-педагогическая работа с «неформалами» является одним из актуальнейших направлений, осуществление которого приведет к сохранению физического и духовно-нравственного развития подрастающего поколения, будет способствовать профилактике употребления ПАВ, активно-агрессивного и социально-пассивного поведения, иначе отклоняющегося поведения.
Но о каких бы направлениях воспитательной работы образовательного учреждения сегодня ни шла речь, главное, что должна сделать школа – дать подрастающему человеку шкалу ценностей, показать красоту высокого и мерзость недостойного, помочь найти ответ на вопрос о смысле человеческого Бытия.
Список литературы.
1. Бачаев А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 509-511. — URL https://moluch.ru/archive/81/14759/ (дата обращения: 04.03.2019).
2. Исаев Б. А. Социология. — С-П.: Питер Пресс, 2007. — 224 с. 2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2003. — 624 с.
3. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: Дашков и Кº, 2005. — 476 с.
4. Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2002. — 304 с.
5. Кравченко А. И. Общая социология. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –479 с. 6. Холостова Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. — М.: Дашков и Кº, 2007. — 668 с.
Оглавление.
Аннотация. | 1 |
Введение. | 2 |
3. Основная часть. Причины вступления в неформальные организации. | |
Раздел 1. Перечень причин. | 3 |
1. 2. Классификация неформальных организаций. | 4 |
1. 3. Признаки неформальных организаций и их краткая характеристика. | 4 |
Раздел 2. Криминальная молодежная субкультура. | 8 |
2.1. Отличие от других субкультур. | 9 |
2.2. Важнейшие характеристики криминальной субкультуры: | 9 |
2.3. Важнейшие признаки криминальной субкультуры, свидетельствующие о ее наличии в среде несовершеннолетних в учреждении: | 9 |
Раздел 3. Профилактика вступления молодежи в неформальные организации. | 10 |
3.1. Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся: | 10 |
3.2. Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени: | 10 |
3.3. Семья и организация свободного времени учащихся: | 11 |
3.4. Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся: | 11 |
4.Заключение. | 11 |
Список литературы | 13 |
11