СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предупреждение дефектов осанки у школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей правильной осанки - непременное условие нормальной жизнедеятельности отдельных систем и всего организма в целом.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение дефектов осанки у школьников»

Предупреждение дефектов осанки у школьников



В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество различных движений. Однако все это многообразие форм движений становится доступным ему далеко не сразу после рождения. Но именно в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего опорно - двигательного аппарата, становление походки и манеры держать свое тело - осанки.

Основой всей двигательной деятельности человека является мышечно-связочный аппарат.

Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка. Низкая двигательная активность ведет к нарушению основного обмена в организме и быстрому наращиванию избыточного веса, вследствие чего, наряду с другими патологиями, появляются и различные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Эффективный контроль за формированием опорно-двигательного аппарата детей и подростков может быть осуществлен лишь при тесном содружестве школьных врачей, учителей и родителей учащихся. При этом необходимо, чтобы учителя и родители школьников обладали определенным объемом знаний и практических умений. И в первую очередь имели четкое и грамотное представление о правильной осанке, ее нарушениях, «нормальной» стопе и стадиях плоскостопия. Им необходимо знать о причинах, вызывающих те или иные нарушения, и уметь применять на практике современные средства профилактики и коррекции обнаруженных отклонений.

Нарушение осанки часто связано с плоскостопием-деформацией стопы, характеризующейся стойким уплощением (вплоть до полного исчезновения) сводов.

Стопа является сводчатым образованием с двумя основными сводами: продольным (внутренняя и внешняя стороны) и поперечным.

Такое строение обеспечивает выполнение стопой рессорной функции и является компенсаторным приспособлением организма, служащим для смягчения сотрясений тела при ходьбе, беге и прыжках.

Стопа выполняет и опорную функцию: имея площадь опоры всего в несколько десятков квадратных сантиметров, она играет большую роль в сохранении равновесия человека.

Под действием длительных и чрезмерных нагрузок может произойти уплощение стопы - наиболее распространенная форма ее патологического изменения. По этой же причине может произойти и искривление позвоночного столба.

Для своевременного выявления нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата необходимо регулярно проводить осмотр телосложения детей и подростков. При проведении тщательного осмотра телосложения можно даже без специальных приборов выявить имеющиеся нарушения осанки, дефекты позвоночника и стопы.

В настоящее время считается, что главной причиной образования первичных признаков нарушения осанки и возникновения плоскостопия является общая мышечно-связочная недостаточность. В результате этого закрепляется привычка неправильно сидеть, стоять и ходить, что значительно ускоряет появление нежелательных признаков и нарушений.

Формирование опорно - двигательного аппарата во многом зависит от одежды и обуви.

Обувь школьника должна строго соответствовать размеру и полноте его ноги, иметь эластичную подошву, не очень узкий носок и невысокий каблук. Также строго в соответствии с размером необходимо подбирать и одежду. Она не должна ограничивать движения и затруднять кровообращение в различных участках тела.

Борьба с уже возникшими дефектами опорно - двигательного аппарата может быть успешной лишь при условии своевременного и комплексного специального воздействия. Необходимо создать систему мер, в осуществлении которых должны принять участие школьные врачи, учителя и родители учащихся. Эта система должна включать ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику, которую ребенок делает под наблюдением родителей; физкультминутку, выполняемую на 2-3-м уроке под руководством учителя; уроки физической культуры и корригирующую гимнастику, которая проводится под руководством специалистов по лечебной физкультуре.