СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность дошкольного и начального образования как педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья затрагивает историю изучения вопросов преемственности в образовании. Отвечает на вопрос "Что такое преемственность?"

Просмотр содержимого документа
«Преемственность дошкольного и начального образования как педагогическая проблема»

Шилова С.А.

Учитель начальных классов

МБОУ Школы №162 г.о. Самара


Преемственность дошкольного и начального образования как педагогическая проблема


Историю изучения вопросов преемственности в образовании можно начать с анализа работ Я.А. Коменского. Он создал систему обучения, которая включала в себя несколько уровней школ от «материнской» до «академии», где большое внимание уделяется вопросам перехода обучающихся с одной ступени на другую.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

К вопросам преемственности на современном этапе в образовании обращались М.С. Годник, А.А.Кыверялг, А.А. Люблинская и др. Эти учёные изучают преемственность как базовый педагогический механизм, обеспечивающий непрерывность образования. Сегодня мы все говорим о качестве образования, но чтобы достичь качества, должны быть созданы условия, чем и является обеспечение непрерывности образования.

Действительно, переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Что же такое преемственность?

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Изучая статьи М.В. Бывшевой, И.А. Ярмухаметовой, Е.Ю. Исаченко и др., можно увидеть, как они в своей работе раскрывают сущность и особенности проблемы преемственности между дошкольным образовательном учреждении и школой.

В этих статьях говорится, что подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, чтобы осуществить новую учебную деятельность, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т.д.

А ведь процесс обучения в детском саду не предполагает строго авторитарных методов. Образование в дошкольном учреждении строится в форме свободных занятий в игровой, трудовой и т.п. форме. Но в последнее время на просьбу родителей в детском саду значительное внимание уделяется подготовке детей к школе с углублением учебного программного материала. К тому же и в школах учителя начальных классов отдают предпочтение « подготовленным» ученикам. Так, в дошкольных учреждениях подготовка к школе вытесняет игровую деятельность. Рассматривая теорию Эриксона «Психосоциальное развитие» дети от 3 до 6 лет попадают в третий период, который называется «возраст игры». Именно с помощью игры ребёнок воссоздаёт, исправляет и научается предвосхищать события, он становится инициативным. Воспитатель, забывая об игровой деятельности, пренебрегая ею, отдавая предпочтение только узкопредметным знаниям, сужает границы независимости ребёнка, его творческие способности. Кто такой воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая всегда придёт на помощь своему малышу, которая может с ним поговорить, приласкать, поиграть. Но вот ребёнок приходит в группу, а там уже не ласковый воспитатель, а «строгий учитель», который «советует» родителям ребёнка «обратить внимание» на пробелы в знаниях, а те, в свою очередь, начинают ограничивать свободу выбора ребёнка, чрезмерно контролировать его.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Иначе, мы получим пассивных и в будущем мало способных детей к продуктивному труду.

 Таким образом, ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения ребенка и др.
Та что же сделать, чтобы переход детей в школу был более мягким, чтобы они быстрее смогли адаптироваться к новым условиям?

В своей статье вышеупомянутый автор И.А. Ярмухаметова видит решение проблемы в следующем:

- формирование готовности детей к обучению в школе, причём специальную и общую готовность. Специальная готовность представляет собой наличие знаний, умений, которые составляют основу изучения школьных учебных предметов. Общая – физическое и психическое развитие: познавательные интересы, любознательность, нравственно-волевая готовность – внимание, ответственность, самостоятельность и т.д.;

- знакомство воспитателей с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы;

- знакомство учителей с содержанием воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, чтобы опираться на имеющие у детей знания и опыт;

- проведение педагогических конференций по проблемам готовности детей дошкольного возраста к школе;

- взаимосвязь психологов школ и детского сада;

- использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ начальных классах;

- психологические тренинги, онлайн-встречи, уроки-практикумы для педагогов;

- ознакомление дошкольников со школой: экскурсии в школу, в школьные музеи, музыкально-литературные вечера.

В результате таких контактов педагогов дошкольных учреждений и школ достигается взаимопонимание.

Е.Ю. Исаченко в своей статье дополняет И.А. Ярмухаметову.

Она пишет, что детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий – личностных, предметных и метапредметных: коммуникативных, познавательных, регулятивных (приоритетная задача ФГОС), необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Чтобы решить проблему преемственности, необходимо разработать Программу сотрудничества между родителями, воспитателями детского сада и учителями начальных классов.
Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный характер. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей или законных представителей воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника («интеграция» (от лат. integratio — «соединение») — объединение частей в целое), которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

М.В. Бывшева в своей статье приходит к заключению, что наиболее эффективное решение проблемы преемственности является педагогическое сопровождение. Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого. Конечный результат педагогического сопровождения – обеспечение безболезненного перехода на новую ступень образования. Для этого необходимо научить ребёнка самостоятельно планировать свой жизненный путь, организовывать жизнедеятельность, адекватно реагировать на ситуации эмоционального дискомфорта растущего человека, разрешать проблемные ситуацию. Для эффективности педагогического сопровождения ребёнка из детского сада в начальную школу требуется совместная деятельность всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители). Педагогическое сопровождение позволяет относиться к каждому ребёнку индивидуально, что является особенно важным при переходе из детского сада в начальную школу, так как это критический период его развития, связанный с изменением социальных условий. Очень важно поддержать ребёнка на данном этапе, подкрепить его позицию при позитивном освоении социального опыта.

Таким образом, проблемы преемственности дошкольного и начального непрерывного образования приобретает особую остроту. Исходя из особенностей данного явления, многие авторы видят цель в осуществлении преемственности – это создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу. Одним из продуктивных вариантов из вышеперечисленных является педагогическое сопровождение, так как оно согласовывает деятельность воспитателей, учителей начальных классов, родителей и детей.