СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС"

 

Просмотр содержимого документа
«"Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА





РАЙОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

"Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС"





Номинация "Система работы с родителями"


Взаимодействие школы и семьи










Автор:

Цуранова Н.Н.,

учитель начальных классов






Аннотация


В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.


Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии маленького человека. Ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.
Отношения школы с детским садом традиционно складывались таким образом, что дошкольные учреждения оказались в прямой зависимости от следующей ступени образования, полностью подчиненные задачам подготовки детей к школе. Как процесс преемственность сводилась к совместным мероприятиям, которые порой носили формальный характер. Главным критерием успешности детей стали знания, а их проверка - обязательным условием перевода детей в школу.
Мы понимаем, что преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.
По определению Даниила Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством.
Проблема может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения вопросов преемственности!










Пояснительная записка

Актуальность взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи. 

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. 
 Семья рассматривается как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

В данной работе представлены материалы, которые нарабатывались мной в течение многих лет. Здесь представлены разработки классных родительских собраний, совместных мероприятий по взаимодействию родителей-детей-классного руководителя, педагогических всеобучей для родителей, анкет, памяток, сочинения детей, деловые игры.

Цель данной работы осветить направления взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.

Задачи работы состоят в следующем:

-рассмотреть взаимодействие семьи и школы, как важнейшее условие воспитания подрастающего поколения;

- ознакомиться с основными направлениями педагогической помощи семьям учащихся;

- раскрыть основные формы работы с родителями учащихся.

Наработанный материал, использовался мною при работе с родителями, детьми в течение пяти лет. Может применяться педагогами дошкольного, начального, среднего образования.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин: 
– однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями; 
– молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается; остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек; 
– основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»; 

– осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкий прожиточный минимум);

– гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми не остаётся времени.

Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

 Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы. 
  Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи. 
Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создание своего рода программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов, диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами)

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает: 

– обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы; 
– участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий; 

–помощь в оформлении; 

– ремонт кабинета;

– создание органов самоуправления (родительский комитет, проблемные группы).

Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
– поздравления с праздником, днём рождения (подарки, сюрпризы);
– сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких; рассказы о профессиях своих родителей; 

– организация выставок результатов труда родителей.

Деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные  мероприятия. 

Таким образом, успешное взаимодействие классного руководителя и семьи, заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.

































Cодержание

I. Информация об опыте

1.1. Тема опыта 

1.2.Сведения об авторе

1.3.Условия становления опыта

1.4.Актуальность опыта

1.5.Ведущая педагогическая идея

1.6.Длительность работы над опытом

1.7.Диапазон опыта

1.8.Теоретическая база

1.9.Новизна опыта


1.10. Работа по преемственности на ступенях дошкольного и начального школьного образования


II. Технология опыта

2.1 Постановка целей и задач опыта

2.2.Организация совместной деятельности


III. Результативность опыта


IV. Приложения

    1. Работа с родителями. Технология подготовки и проведения родительских собраний.


2. Родительские собрания.


3. Педагогические всеобучи для родителей.

4. Анкеты для родителей.

V. Электронное приложение: флэш-накопитель с презентацией (музыкальное сопровождение)

VI. Список использованной литературы.








































I. Информация об опыте.


1.1. Тема опыта.


Взаимодействие школы и семьи.


1.2. Сведения об авторе опыта.


Цуранова Наталья Николаевна

учитель начальных классов МБОУ Пригорская СШ


1.3. Условия становления опыта.


Большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют высшее полное среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность.

Социальный статус родителей школьников неоднороден: служащие, интеллигенция, рабочие и другие. Досуговая деятельность школьников организована в основном в школе. Одна из важнейших задач для меня, как педагога – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье и школе. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.


1.4. Актуальность опыта.


Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.

Явно обострились социальные проблемы современной семьи, что обусловлено следующими факторами:

- резким социально- экономическим расслоением общества;

- неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы;

- ростом эмиграции и явной безработицы;

Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, воспитательный потенциал которой, как известно, значительно ниже.

Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70% из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных семей.
Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращения времени на общение с детьми.

И все же семья для многих детей по–прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления.

Создавая этот опыт, я пришла к такому выводу:

во-первых, семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
В-третьих, семья – разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

Родители должны воспитывать детей в традициях высокой нравственности, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии, создавать необходимые условия для того, чтобы дети могли своевременно получать образование. 

1.5. Ведущая педагогическая идея.


Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы.

Т.к. взаимодействие школы и семьи – источник и важный механизм их развития, то и основными проявлениями этого взаимодействия являются взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, учитель, родители и дети осознанно или неосознанно познают друг друга. Важно, чтобы было единство требований учителя и семьи к воспитанию ребенка.

Характер взаимодействия зависит от позиции родителей по отношению к школе, их участия в делах класса, школы. При положительных отношениях родители стремятся содействовать педагогу в его замыслах и делах, участвовать в решении проблем, в совместной работе. Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с учителем. Сотрудничество может быть плодотворным, если будут соблюдаться следующие обстоятельства:

- общие цели и задачи воспитания детей;

- возможность всестороннего изучения детей и координации влияния на их развитие;

- необходимость согласованности действий педагогов и родителей;

- возможность объединения усилий учителя и родителей в решении проблем ребенка;

- возможность взаимного обогащения семей классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей

- обеспечение качественного образования учащихся;

- формирование нравственности и культуры поведения учащихся;

- подготовка школьников к семейной жизни;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Как правило, необходимость решения этих задач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у детей.

Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.


1.6.Длительность работы над опытом.


Над этой темой я начала работать давно. Хотелось сформировать отношения сотрудничества отношения между учителем, родителями и учениками. Успешность этой работы зависит от того, как будет реализован принцип организации совместного творчества учителя, учащихся и их родителей.

1.7. Диапазон опыта – система воспитательной работы.


Технологические идеи, разработанные в опыте, охватывают воспитательную систему в начальных классах и имеют продолжение в средних классах.


1.8.Теоретическая база опыта.


Теоретическая база опыта основана на идеях Концепции модернизации Российского образования.

Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи и школы в решении задач воспитания ребенка, родителей и социума. Школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие, возможно, только там, где два воспитателя – школа и семья  не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» (Сухомлинский В. А.«Проблемы воспитания всесторонне развитой личности».[5, 62-64])

В Инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 22.07.2002 г. №30-51-547/16 [8, 38-39] говорится: «Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. 

Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально – педагогической системой, стремиться к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования 
семейного воспитания».

В своей работе я стремлюсь добиваться тесного сотрудничества с родителями, с семьей, потому что родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка.

Необходим комплексный, системный подход, а также программная реформа организации и управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей….
Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности – на уровне общеобразовательного учреждения. Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого общеобразовательным учреждением.

Образование родителей на базе общеобразовательной средней школы должно быть ориентированным на актуальные проблемы жизни семьи и ее взаимодействия со школой. Родители обязательно должны понимать его задачи и цели. Образование родителей должно проходить в коллективных активных формах (лекции, конференции, беседы, дискуссии, диспуты) и сочетаться с групповой и индивидуальной работой, педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в школе и по месту жительства; теоретические сведения должны обогащаться обменом опытом по семейному воспитанию, проведением педагогических практикумов, разбором конкретных педагогических ситуаций с родителями»- так говорится в Методическом письме «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей» (письмо МО РФ от31.01.01 № 
90/30-16)[9, 25]. В своей работе я тоже применяю различные формы работы. Это нравится родителям.

Проведение диагностики «Удовлетворенность работой учителя и жизнью ученического коллектива» показала высокий результат. Родители довольны работой учителя, воспитанностью детей.

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (письмо от 31.01.01 № 90/30-16-приложение 2)[7.33-34]: «..Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, порой осуществляется вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» ставится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это им позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении».
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов».

В своей работе я добиваюсь тесного сотрудничества с родительским коллективом. В родительский комитет предлагаю менее занятых на работе, более ответственных в воспитании своих детей и потом все складывается само собой. Родительский комитет использую для распространения полезного опыта семейного воспитания, развития кругозора учащихся и приобщения их к культурной и общественной жизни, изучения истории страны, города, района, профориентации и осознанного выбора профессии, 
организации летнего семейного отдыха.

В совместной работе дети – родители – учитель я использую коллективный метод творчества, потому что он способствует развитию целого комплекса качеств: творчеству, быстроте, изобретательности, дружбе, взаимовыручке.

Совместная работа способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми, родителями и учителем, умению сотрудничать, понимать. Поэтому к составлению перспективного плана работы с родителями я стараюсь подходить творчески. Самостоятельно отбираю важный материал, опускаю некоторые проблемы и дополнительно включаю другие в зависимости от уровня подготовленности родителей в воспитании детей. Я поддерживаю любое начинание родителей, направленное на укрепление внутрисемейных отношений и заботу о духовно-нравственном воспитании детей.



1.9. Новизна опыта.


Создание воспитательной системы и определение задач для создания условий для совместной работы учитель – родители - дети, т.к. функции семейного воспитания неотделимы от задач и принципов содержания учебно-воспитательного процесса школы. Начало данной воспитательной системы ступенях дошкольного и начального школьного образования, а продолжение в среднем звене.


1.10. Работа по преемственности на ступенях дошкольного и начального школьного образования


«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский



Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача - научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути к самостоятельной жизни.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. А решение этой задачи возможно только при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Я работаю по вопросам преемственности уже давно.

Работая в данном направлении, я сталкиваюсь со сложностями; такими как:

- формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;

- имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы;

- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;

- недостаточно соблюдается психологическая преемственность

- отсутствуют единство в программах обучения и воспитания

Учитывая это, я определила основную цель моей работы: выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе.

Задачи:

  1. Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГТ и ФГОС.

  2. Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.

На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно-организационный аспект преемственности: отработали нормативно-правовую базу: школьный Устав, заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно-правовых документов, определили круг работников, занимающихся данной проблемой.

На совместном круглом столе определили целевой аспект преемственности, согласовали цели и задачи воспитания и обучения на разных ступенях развития, выработали общие требования к воспитанию и определили основные направления работы по преемственности.

В начале своей деятельности данная работа осуществлялась не очень легко, так как дети одного из дошкольного учреждения прибывали для обучения в школу.

Поэтому, основное внимание мы уделяем психологическому аспекту преемственности, совершенствуя формы организации учебно-воспитательного процесса и методы обучения в детском саду и школе с учетом возрастных особенностей. При проведении уроков превалируют игровые формы обучения, большое внимание уделяется сочетанию интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. У детей снижены учебные возможности, работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации. В целях укрепления здоровья дети получают кислородные коктейли, Для них работает игровая комната, работают ГПД.

Организуются праздники при активном участии родителей. Много совместных мероприятий проводится с первоклассниками и подготовительными группами детских садов: интеллектуальная игра «Умники и умницы», участие в школьных конкурсах чтецов, экскурсии», открытые занятия и уроки. Дети из детских садов участвовали в выставке «Дары осени», рисовали рисунки на тему: « Я скоро пойду в школу», для них организуются просмотры видеофильмов по ОБЖ, ПДД, ППБ. На Новый год ребята из детских садов приходили к Новогодней елочке, где старшеклассники им показали спектакль, а Дед Мороз поздравил с Новым годом.

Учитель составляет общее впечатление о ребенке, определяет сформированность учебных навыков, характеризует эмоционально-поведенческие особенности. Врач исследует состояние здоровья первоклассников, наличие хронических заболеваний, отслеживает заболеваемость в период адаптации, определяется группа здоровья. Вся проводимая работа дает ощутимые результаты.


II. Технология опыта


 2.1 Постановка целей и реализация принципов воспитания.


Главная цель моей работы это – воспитание у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи.

Я работаю в школе 34 года. Но каждый раз, получая класс, сталкиваюсь с сотней проблем. И самой трудной считаю работу с родителями. С набором стандартных советов к сегодняшним родителям не выйдешь, да они и слушать не будут. Вот почему я считаю, что должна быть система в работе с родителями. В своей работе я стремлюсь формировать у родителей правильные представления о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, гуманные 
взаимоотношения между родителями и детьми и участия родителей во всех проводимых мероприятиях в классе и школе.

Для того чтобы тесное сотрудничество между учителем, родителями и детьми было успешным, необходимо реализовать следующие принципы:

1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса. 
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность реализовывать свои интересы, высказывать свое мнение, проявлять активность.
2. Организация совместного творчества учителей учащихся и их родителей.
Данный принцип включает в себя следующие составляющие:

- формирование положительной установки взаимодействующих сторон на совместную работу;

- осуществление совместного планирования, организация и подведение итогов деятельности; 

- определение творческих задач и совместный поиск путей их решения; 
- использование методики организации коллективной творческой деятельности.
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.
В решении этого принципа предполагается следующее:

- опору на положительные стороны родителей и детей; 

- доверие ребенку и родителям; 

- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- принятие и учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
- забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи; 
4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Этот принцип требует:

- обеспечение взаимной информированности учителя и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединяют усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон.
- с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой, распределение ролей, функций, ответственности, обязанностей между учителем, родителями, детьми.

 2.2. Организация совместной деятельности родителей – учителя - учеников. 


Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы. В своей работе я привлекаю родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе.
Так как ребенок значительную часть времени проводит в школе, родителям целесообразно знать условия обучения и воспитания детей, их контакты со сверстниками.
Школа старается организовать постоянную и разнообразную деятельность учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого ребенка. Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе. Участвуя в организации учебно-воспитательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию и сплочению коллектива, формированию и развитию каждого ребенка.

В практике моей работы 95% родителей участвуют в учебно-воспитательном процессе. Каким образом я строю свою работу? Первое знакомство с родителями я провожу за год до начала обучения в первом классе, родители заполняют анкету.

Прежде всего, объясняю программу начальной школы, что должен знать и уметь ребенок, окончив начальную школу. Затем рассылаю пригласительные билеты своим будущим ученикам для знакомства с учителем. В пригласительном билете я рассказываю, что интересного его ждет в школе, ближе знакомимся, дети получают общее представление об окружающем мире, знакомятся с правилами поведения во время занятий и перемен и т.д.
В работе с родителями, как и с детьми, идем от простого к сложному. Составляю перспективный план работы с родителями на четыре года.

Целью моего перспективного плана является развитие взаимодействия учителя, родителей и учащихся, содействие развитию сотрудничества между педагогами, родителями и учащимися, возрождению 
лучших традиций семейного воспитания. В свой план включаю разные формы работы, стараюсь подобрать такие темы собраний, диспутов, конференций, чтобы родители больше узнали о воспитании детей, о взаимоотношениях в семье, чтобы почувствовали дружеское плечо учителя.

Тесный контакт и гуманные отношения между родителями и учителем позволят раскрыть духовный мир семьи. Ведь велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Ведь под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в сознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций. 
Семья может стать основой формирования глубоких морально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений: любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию.

В тесном контакте с родителями я решаю следующие задачи:

- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса и школы;

-развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
-формировать понимание значимости сотрудничества школы с семьей;
-обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в классе и школе с участием родителей.

Еще до начала обучения в первом классе в течение года провожу с родителями несколько собраний: в сентябре первое собрание-экскурсия 
«Знакомство со школой», в октябре – собрание на тему «Готовимся к школе», в мае, когда родители определились отдавать ребенка в школу, - собрание «Готовность ребенка к школе».

В первом классе организуется целеполагание и планирование работы конкретных дел с участием родителей и детей. В процессе общего планирования выявляются общие проблемы, способы их решения. Затем родители и дети определяют дела, в которых они могли бы быть организаторами.
В конце сентября на родительском собрании: «Аспекты воспитания учащихся в адаптационный период», проходящем в форме круглого стола, знакомлю с планом воспитательной работы, особенно выделяя совместные мероприятия. Выбирается родительский комитет. На этом же собрании отмечаю важность сотрудничества учителя и родителей, необходимость доверительного отношения к учителю. 

При организации работы с участием детей и родителей использую метод чередования поручений (на родительском собрании родители дали согласие, чтобы их дети участвовали в помощи учителю), которые выполняются небольшими группами по очереди. Например, организация генеральной уборки класса, подготовка собраний, праздников, классных часов, экскурсий. Таким образом, каждый из родителей может и обязан принять участие в организации какого – либо дела с учащимися. Провожу целенаправленную работу по формированию положительного отношения к школе, к учителям: поздравляем с детьми их семьи с праздником, высказываю одобрения по поводу каждого успеха ребенка и родителей, реагирую на мнения и просьбы родителей, постоянно информирую о делах в школе и классе. На следующем этапе привлекаю родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считаю мнение родителей определяющим. Замечаю и поощряю положительную инициативу родителей при проведении дел в классном коллективе: объявляю благодарности, оформляю благодарственные письма за участие в конкретной работе и по итогам года, провожу диагностику: «Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом».

Собрания провожу поэтапно, главная цель - обучить родителей. Так на собрании: «Как помочь ребенку стать внимательным» даю понятие «внимание», его основные свойства, рекомендации по развитию внимания у детей, показываю приемы, упражнения и игры по развитию внимания. Следующее собрание такое: «Успешность обучения младшего школьника», на этом собрании обсуждаем трудности, возникающие в процессе обучения, их причины, даю рекомендации по развитию познавательных интересов. В конце года провожу собрание на тему: «Десять ошибок в воспитании». На этом собрании рассматриваем типичные ошибки в воспитании детей, даю рекомендации по формированию социально-одобряемого поведения ребенка. Конечно, кроме родительских собраний я часто встречаюсь с родителями для индивидуальных бесед, провожу совместные мероприятия с родителями.
Необходимо отметить, что активность родителей росла постепенно. Если сначала в общей учебно-воспитательной работе, делах класса, различных совместных мероприятиях принимали участие только небольшое количество родителей, то после привлечения родительского комитета, к работе классного коллектива они принимали самое активное участие во всех проводимых мероприятиях. На «Днях осенних, зимних, весенних и летних именинников», при проведении классных часов родители видели, преображаются их дети, как они развивают свои способности, учатся говорить, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

На проводимые в классе мероприятия для родителей готовятся пригласительные билеты. На празднике «В мире профессий», не только дети рассказывают о профессиях, но и их родители делятся знаниями и опытом своей работы. Это придает ребенку гордость за своих родителей, ребенок 
понимает, что родителям тоже важно присутствовать на этом празднике. С большим удовольствием родители участвовали в Новогоднем утреннике, они сами играли роли Деда Мороза, Снегурочку. Дети не знали об этом, и для них это было неожиданно и приятно.

Дети, родители, учитель – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

Для формирования отношений сотрудничества важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагога, родителей, детей. На родительских собраниях проводила учебу, как правильно относиться в семье к детям, как приучать к труду, проводила практикумы и беседы. Так на высоком уровне прошли совместные родительские собрания (родители – дети) «Поговорим о дружбе». На этом собрании я формировала интерес родителей к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе. На нем родители узнали о дружбе детей, а дети, готовясь к собранию, написали свои сочинения о друзьях и подругах. Ребята готовили подарки друг другу, рассказывали о друзьях родителей, о друзьях своей семьи.

Не менее интересно прошло собрание на тему «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению». Цель этого собрания - развитие интереса к совместному времяпровождению, формирование интеллектуальной культуры взрослых и детей. С интересом готовились к этому собранию дети, сильно волновались родители, т.к. это собрание проходило в форме «Интеллектуального марафона». Надо было видеть, как горели глаза у ребят, как им хотелось выиграть у родителей, а родителям в тоже время неудобно 
было проиграть в знаниях своим детям. А затем было чаепитие и обсуждение проведенного времени.

Совместная деятельность детей, родителей и педагога может быть успешной, если дети, родители, учитель настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. На собраниях никогда не говорила о детях плохо, находила в каждом ребенке изюминку, чтобы сделать приятное для родителей. А если были замечания, то о них говорилось в индивидуальной форме, чтобы не принести боль родителям. На собраниях учились, как правильно поступать с детьми в различных ситуациях, как нужно относиться к детям, как помочь и разобраться в новом времени, как не упустить самого главного, чтобы ребенок доверился родителям, учителю, а не улице. Для этого я создала воспитательную систему, которую использую от 1 класса до четвертого, в ней наблюдаю воспитанность учеников, тесную взаимную связь родителей и детей рост сознательности родителей и их участие в мероприятиях школы. 
Очень ярко прошло совместное родительское собрание на тему: «О родных и близких людях с любовью». 

К этому собранию были подготовлены газеты «Моя семья», каждый ребенок рассказывал о своей семье, о своих родных, близких и признавались им в любви. Фотографии родителей были оформлены в костюмы одежд разных веков. Затем была совершена экскурсия по рисункам «Окна моего дома», здесь дети рассказывали, как им тепло и уютно в их домах, что им всегда хочется вернуться домой, потому что там их ждут любящие их родители. На этом собрании присутствовали оба родителя, проводились игры-соревнования между родителями и детьми, потом был танец «Дружбы», девочки приглашали пап, а мальчики мам. Это собрание очень тронуло сердца родителей.

Шло время, и родители стали приходить в школу просто так, узнавали, как успехи их детей, чем нужно помочь. 

Сотрудничество взрослых и детей «на равных», творчество и поиск, отсутствие регламентации и шаблонов, а самое главное забота друг о друге, окружающих людях, об улучшении самого себя вот толчок для сотрудничества родители-ученик-учитель. А на праздник «Крепка семья – крепка Россия» были приглашены все семьи класса, потому что каждая семья была интересна по-своему. Мне, как классному руководителю, было приятно рассказывать о богатых традициях класса и каждой семьи, здесь были отмечены и достижения каждой семьи, ее творчество. Родители рассказывали о своих методах воспитания, семейных ценностях, традициях, т.к. одна семья богата трудовым воспитанием, другая - духовным, третья - нравственным, четвертая - эстетическим, гражданским, духовным и т.д.

Родители принимают активное участие во всех мероприятиях класса. Так был проведен «Бал цветов» по внеклассной работе, родители помогли мне в оформлении класса: это и шторы, цветы, корзины и другая атрибутика, это прекрасные костюмы для мальчиков и красивые наряды для девочек. Многие мамы пришли и в день открытого мероприятия, они сопереживали вместе с учителем и детьми, они присутствовали на уроке, радовались вместе с детьми, что мероприятие удалось.

Опыт учителя, мудрость родителей и оригинальность, и нестандартность мышления детей помогли провести праздник «Вот какие бабушки у нас!» На этот праздник дети пригласили своих бабушек, они рассказывали о труде и жизни бабушек, писали о них сочинения. В своих сочинениях они рассказывали о труде, о наградах бабушек. Была организована выставка поделок бабушек: это вышивки, вязание, интересные блюда. Конечно же, дети признались бабушкам в своей любви. Затем был концерт и конкурсы вместе с бабушками. После окончания праздника дети услышали от бабушек столько слов благодарности, эта благодарность была со слезами. Дети видели, какую радость они доставили своим бабушкам. 

В конце каждого учебного года на родительском собрании подводим итоги работы за год, анализируем, что удалось, а над чем надо поработать. 
Родители видят, как с каждым годом класс становится дружнее, да и родительский коллектив сплоченнее. Все родители получают благодарственные письма за активное участие в жизни класса и школы.


III. Результативность.


Меня всегда волновала проблема эффективности воспитательного процесса и тройного сотрудничества и мне кажется, что этого сотрудничества я добилась в своей работе.


Анализ результатов анкетирования родителей «Важность тесного взаимодействия семьи и учителя»


Родители видели необходимость и потребность в тесном взаимодействии учителя и родителей. Родители сами видели пользу от проведенных собраний, практикумов, мероприятий с детьми, рост своих детей, да и свои познания в методах воспитания. Они должны иметь правильное представление о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебном и воспитательном процессе школы и класса. 





VI. Список использованной литературы.


  • Коломинский Я.Л. Мы живем среди людей, Москва, 2009г.

  • Сборник статей о нравственности, Москва,2009г.

  • Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества, Москва, 2001г.

  • Разумихина Г.П. «Мир семьи».

  • Веселые стихи. Сборник стихов., Москва,1999Г.

  • Филимонова Н.И. Через занимательное-к развитию личности,Москва,2000г.

  • Фадеева Е.И. «Тайны имиджа»,Москва,2002г.

  • Арнаутова Е.П. Педагог и семья, Москва, 2002г.

  • СаляховаЛ.И. Родительские собрания :традиционные и нетрадиционные формы,Москва,2007г.

  • Склярова Т.В.,Янушкявичене О.Л..Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие.-Москва, 2004г.

  • Школа и родители. Семейные праздники в воспитании школьников. Родительские собрания в начальной школе. Авторы-составители Ю.А.Вакуленко, Г.П.Попова,Р.Ш. Энсани.,Волгоград.

  • Родительские собрания.1 -4 класс, Москва-«Вако2-2013Г.

  • Лизинский .В.М. «Практическое воспитание в школе», Москва Центр «Педагогический поиск», 2002г.

  • Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе».Москва Центр «Педагогический поиск»,2002г.

  • Кузнецова Л.В.Воспитательная работа в школе. Москва, «Школьная пресса»,2002г.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе». Москва, 2001г.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Работа с родителями. Технология подготовки и проведения родительских собраний.

1) Общие положения.

2) Классное родительское собрание.

3) Правила проведения собраний.

4) Принципы проведения родительского собрания.

5) Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

6) Примерная структура родительского собрания

7) Памятка для родителей

8) Как учителю организовать беседу с родителями

9) Для чего нужны родительские собрания

10) Подготовка собрания

11) Правила поведения классных руководителей на родительском собрании

12) Некоторые секреты успешности родительского собрания

13) Учителю на заметку

14) Родителям на заметку


























ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Родительские собрания


  • «Особенности семейного воспитания»

  • Деловая игра «Роль семьи в воспитании ребенка»

  • Беседа «Мудрость родительской любви»

  • А «Семья»

  • Б Сочинения детей на тему «Моя семья»

  • В Традиции нашей семьи.

  • «Роль семьи и школы в формировании у ребенка к учению»

  • «Поговорим о дружбе»

  • «Как сберечь здоровье ребенка»

  • Родительское счастье - состоявшиеся, умные и благородные дети.

  • «Друзья моего ребенка»

  • «Наказание и поощрение»

  • «Воспитание трудолюбия в семье»

  • «Как прекрасен этот мир!»

  • «Садимся за уроки».

  • «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей».

  • «Здоровье наших детей. Формирование гигиенических навыков».

  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

  • Семейный отдых на природе - праздник для всей семьи.

  • Моя семья.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Педагогические всеобучи для родителей.


* друзья моего ребенка - сентябрь

* почему ребенок не любит читать - октябрь

* поощрения и наказания - ноябрь

*о физиологических особенностях детей - декабрь

* стили семейного воспитания - январь

* как сберечь здоровье ребенка - февраль

* роль самооценки в формировании личности - март

* роль семьи в воспитании нравственных ценностей - апрель

* детская агрессивность и ее причины - май

* мини-пособие по проблемам воспитания и обучения детей (памятки для родителей)

* фантазирование и вранье ребенка































ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкеты для родителей.