СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность курса Православной культуры и русской литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преемственность курса Православной культуры и русской литературы»

Основная тема сегодняшней конференции : «Духовно – нравственное развитие обучающихся в процессе освоения истории, культуры, природы, традиций народов Нижегородской области». Я буду говорить о проблеме сохранения нашего языка и нашей культуры вообще, так как нельзя отделить культуру Нижегородской области от нашей русской культуры.

Русский язык и литература являются важнейшими базовыми ценностями русского народа, передаваемыми от поколения к поколению, это основа духовно-нравственного развития и воспитания личности. Это те предметы, которые именно воспитывают.

Среди детей и подростков проповедуются, протаскиваются либеральные европейские взгляды, которые кардинально отличаются от наших традиционных ценностей.

Если посмотрим те темы, которые разгоняются в сети для молодежи, мы увидим - формируется негативное отношение к русскому языку, к школе, к литературе, русской истории, православной церкви и культуре. Как бы невзначай, тихо, спокойно и методично формируется новый человек, не знающий свою историю, с перевернутым сознанием. Живет в России и ненавидит все русское, не чтит своих предков, свою культуру. Мало того, глумиться над нею.

Вопросы русского языка и литературы заслуживают большого внимания, потому что «речь идет о сохранении — ни больше, ни меньше — национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими».

Еще в начале 13 века Святой князь, защитник земли русской Алексанр Невский, понял, что воевать надо не с татаро-монгольским игом, которое несло и беду и разорение русской земле, но не затрагивало наших традиций, не ломало нашей веры, а с европейцами, которые пришли на нашу землю, чтоб отлучить нас от православия, от наших традиций, нашего языка. Тем самым сохранил свой народ.

Нам всем необходимо проводить работу по сохранению наших основ, по сохранению нашей православной религии, нашего русского языка, нашей культуры. Если сейчас ничего не делать, не предпринимать, то придет то время, когда мы проснемся в совершенно другой стране. Наши внуки будут говорить на другом языке и мыслить по- другому, по европейски!

Нам во владение дан нашими предками великий могучий русский язык! Ни одного языка в мире нет такого богатого, мудрого и красивого. Как здорово о русском языке сказал Николай Васильевич Гоголь: «Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца, лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза, затейливо придумает своё, не всякому доступное умно худощавое слово немец, но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырывалось бы из- под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово»

По своей парадигме слов язык наш он восходит к мертвому древнегреческому языку! Но наш язык живой! Меткий, глубокий, яркий. И посмотрите, что делается! Мы знаем с вами, что уже есть случаи притеснения русскоязычных, где запрещают разговаривать на русском языке, закрывают русские школы. Но мы - то тоже не лучше! Даже в школе, в педагогической науке идет замещение русских слов на иностранные. Привычные слова заменяются другими. Причем так бесцеремонно, нагло, не оставляя нам выбора, какие слова употреблять. Это такая тихая война.

Приведу пример- замечательное слово ВОЛОНТЕР. Вошло уже обыденно в наш язык. Проводим уроки и говорим, что волонтер - это доброволец. Чем наше русское слово помешало? Добровольцы построили Байконур, миллионы дорог, фабрики и заводы, работали на благо своей страны! Но это же советское слово! И мы до сих пор боремся со всем советским. Ну и что они полетели первыми в космос, ну и что СССР был самой читающей страной, ну что, что была самая лучшая школа и великая наука! Но ведь это же советское! Наше! Выстраданное! Но надо заменить на новое, безликое, но приятное европейцу слово! Еще Великий Иван Сергеевич Тургенев, мастер, знаток русского слова, беспокоился об этом. «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» А мы все время только и боимся, как бы европу не обидеть. Уже и воюем с ней, люди жизни отдают. Но все равно- прогибаемся.

Необходимо в школе, на уроках, каждый день у учащихся формировать саму мысль, что русский язык самый богатый и великий. Если мы русские не будем ценить, уважать это достояние,то кто будет ценить и уважать нас?

Вспомним слова Анны Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Еще одна беда нашего времени- книга уходит из жизни наших детей. А ведь русская литература формирует особое мышление. Как сказал А.С. Пушкин :

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Вот эта МИЛОСТЬ К ПАДШИМ – и есть особая черта русской и хорошей советской литературы. «Все мы вышли из гоголевской шинели» В романе «Преступление и наказание» пьяница, ничтожный человек Мармеладов произносит такую фразу:»Милостивый государь ведь надо б же чтоб у каждого человека было такое место, где б и его пожалели»


По словам Достоевского , «Жалость – драгоценность наша, и искоренять её из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему самому станет плохо; оно очерствеет и засохнет. Станет развратно и бесплодно». Это именно то, что отличает нас от других.

Но что сейчас видим, кому то надо убрать эти ориентиры, принизить величие наших писателей, которые составляют основу не только русской, но и мировой культуры. Начинают тихо постепенно формировать мысль что Пушкин, Тургенев и Достоевский - это скучно, даже глупо. И появляются такие высказывания и распространяются по интернету-

Послушайте, что Анатолий Чубайс сказал о Достоевском. «Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски»

Во как! Это о нашем Великом писателе, который является нашей гордостью. А почему? Потому что еще тогда Достоевский видел всю сущнось наших либералов, смотрящих на запад:

« Ежели Русский скажет вам, что он не любит свою Родину, — не верьте ему: он не Русский.

Хозяин земли русской есть один лишь русский. Так было и всегда будет.

Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы. "Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить."

Вот как он о них, поэтому он им и не нравится.

Все правильно, чтоб сформировать никчемное поколение, биомассу которая не может ни думать ни мыслить нужно убрать из их жизни хорошую книгу. Вот и сейчас мы как бы заигрываем с детьми. Не читает Толстого, Шолохолва Васильева, Распутина - пусть читает Гарри Потера.

Посмотрите на фотографию. На ней вы видите привычную картину- в пакете выкинули на улицу книги. Эта картинка произвела впечатление на одного интернетпользователя- и он написал такое стихотворение.

Нa пoмойке ocтывaют книжки

Сиpотливой cтопкой зa бaчком:

Гopький с Фeтом, Фeдин, Пyшкин, Пpишвин,

В кyче «Люди, годы, жизнь», «Рaзгром»!


Их нeдaвно хoлили нa пoлкax,

Нeжно пыль сдувaли с кopешков.

A пoтом peшили — нeт c них толкy,

И кaк тех есенинских щенков


Cyнули в бoльшой мeшок без дрожи

И избaвились в кoнце времён.

Ну кoмy сейчaс пoтребен Дрожжин,

Этo тот, который Спиpидон?!


Снeг неторопливо зaсыпaет

Слoво во плоти, бесценный «Дaр».

И oпять идёт нa дно Чaпaев,

И oпять сгopaет Жaннa д´Aрк.


Нy кoнечно, всё есть в интернете,

Книжкaм цифровым потерян счёт.

Только никогдa никто нa свете

Тaк, кaк мы, их бoльше не пpoчтёт.


Aлексей Aхмaтов


«Россия не раз переживала коренные переломы традиционных культурных устоев и всегда черпала силы в возвращении к своим духовным и историческим ценностям, а русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей. Это связь с историей и культурой своего народа и сопричастность судьбе Отечества, то, что объединяет людей в нацию». Мне нравятся слова Корнея Ивановича Чуковского :


 «Человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их «тупосердие» .

Может быть, только школа и церковь осталась в нашей стране, которая переживает за нравственность детей и подростков.

И мы должны сделать все, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество».
Да трудно сейчас работать в школе, трудно! Мы находимся под таким прессом! Но надо! Надо работать нам и отстаивать на местах интересы своей страны, надо учить детей любить свою страну, свой язык, свою культуру. У нас многонациональная страна и все мы должны жить в дружбе и согласии. В этом наша сила и мощь нашей страны. Мне нравятся шивроны у солдат: Мы русские, с нами Бог. И вот другой- Мы татары, с нами русские, а с ними Бог!»


И потому, говоря об образовании, немало ценных мыслей высказывает Патриарх Кирилл и о труде учителя. «Педагогика — это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо — свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не является лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они— как монахи дают обет; Это настоящие герои. Вся их жизнь-подвиг»

То еще хочу сказать все ругают учителей, все. А церковь наша нас поддерживает.