СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Преемственность между начальной школой и пятым классом основной школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

енолегшл

Просмотр содержимого документа
«"Преемственность между начальной школой и пятым классом основной школы"»


"Преемственность между начальной школой и пятым классом основной школы"

Доклад для выступления на школьном педсовете



МОУ СОШ №4

Абдурахманова З.М.





Выступление на педагогическом совете: "Преемственность между начальной школой и пятым классом основной школы"

Зам. по учебной части, учитель биологии: Абдурахманова З.М.

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Однако, несмотря на многочисленные и многолетние обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории. Приход в среднюю школу , как известно и об этом сказала В.Л.,совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками . У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются , неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками. Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности по следующим аспекта: 1) Взаимодействие программ обучения : зачастую класс, обучающийся в начальной школе по одной из традиционных систем обучения, но уровня отвечающего современным потребностям «Гармония», «ПНШ» - переходя в среднее звено, возвращается к традиционной «советской системе», но дети то из нее уже выросли, т.е. мы искусственно возвращаем их назад ;2) Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно, значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей (представьте,что у вас 10 начальников и каждый выдвигает свои требования), к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.; 3) И, наконец, единство (точнее сказать, его отсутствие ) подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой « статус» на более низкий. И это не всегда связано только с объективными трудностями обучения. Наблюдаю сейчас за своими детьми, труднее всего троечникам и детям ,которые «4» зарабатывали трудом, они зачастую плачут у меня в кабинете или прижимаются в коридоре.Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть (или не желают) индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Зачастую мы, в начальной школе, пишем и наши программы рекомендуют разноуровневые работы, за счет таких работ успешные ученики растут поднимаясь на новый уровень. А дети имеющие определенные трудности зачастую справляются с образовательным стандартом и чувствуют себя успешными. Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя приговор: « Ты не успел, значит не сделал». Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно- гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому никакого отношения. Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения, часто они приводят к резкому увеличению нагрузок. И надо признать, что медики совершенно справедливо бьют по этому поводу тревогу. Учителя начальной школы зачастую используют дифференцированный подход: домашнее задание дается различного уровня, и учащиеся сами выбирают, какой вариант им выполнить. Мы с учениками проводили анкетирование в конце 4 класса, о том что они ждут от 5 класса и оказалось, что дети не боятся новых учителей, кабинетной системы. Общим было то, что практически во всех анкетах ожидание профессионалов и качественного обучения. Вот дети сегодняшнего дня. Они знают для чего пришли в школу. Учителя 5 классов должны быть наиболее квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам. Ведь обучение- это не просто передача знаний ,а, прежде всего, жизнь ребенка в школе. Понять природу ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того что заложено, притушить отрицательные стороны его характера – вот в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения - наисложнейший труд. Воспитывать ребенка на его силе, а не на слабости. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений , непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Преемственность это прежде всего ,сотрудничество учителей начального и среднего звена ,школьных психологов, социального педагога и администрации школы. Сотрудничество можно реализовать через школьный консилиум. Его цель- отработка взаимодействия учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. На консилиуме обсуждаются не только психолого- педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене, но также формы и методы работы с детьми данного класса, те педагоги среднего звена должны знать о каждом ребенке, которого принимают. По новым стандартам мы формируем портфолио каждого ребенка, которое передадим классному руководителю, изучив его можно проследить продвижение каждого ученика во всех аспектах школьной жизни. В рамках сотрудничества должны проводиться и уроки, на которых в начальной школе присутствуют ( или даже сами проводят) учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего года, в 5 классе, эта практика продолжается, теперь уроки посещают бывшие учителя начальных классов. Мы это делаем. Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает единение в следующих направлениях: образовательные программы; организация учебного процесса; единые требования к учащимся; структура уроков. Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы ,реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.