Классн. рук.
Литерат. чтение
Математика
Окружаю-щий мир
История. Обществознание
Классн. рук.
Биология. География
Физика. Химия
Картина преемственности:
начало года, сентябрь
Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы… .
Да ваши дети ничего не знают и не умеют!…
Литература
Рус. язык
Рус. язык
Математика
Принцип непрерывности, обеспечивающий преемственные связи на уровне содержания.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
1 . Уметь выполнять устные вычисления, сводящиеся к действиям с натуральными числами в пределах 100; выполнять прикидку и письменные действия с многозначными натуральными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них) на основе знания правила о порядке выполнения действий.
1 . Продолжается работа с натуральными числами. Знакомство с десятичными дробями. Вырабатываются прочные навыки чтения, записи, сравнения и вычисления с десятичными дробями.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
2. Уметь записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, а также использовать эти свойства для упрощения выражений.
2. Продолжается работа по упрощению выражений. Знакомство с новым способом решения задач с помощью уравнения. Рассматриваются разные виды задач, которые решаются с помощью уравнения.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
3. Знать названия компонентов действий. Уметь читать числовые и буквенные выражения (1-2 действия) с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное. Уметь находить числовые значения простейших буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв
3. Продолжается работа с выражениями. Увеличивается количество действий в выражениях. Учащиеся работают не только с натуральными числами , но и десятичными дробями.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
4. Уметь решать уравнения вида:
a + x = b
a - x = b
x - a = b
a × x = b
a : x = b
х : а = b
И сводящихся к ним с комментированием по компонентам действий.
4. Продолжается решение уравнений. Уточняются понятия уравнения и корня уравнения. Решение уравнений с преобразованием выражений (раскрытие скобок, приведения подобных слагаемых).
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
5. Уметь решать и анализировать задачи в 3-4 действия на все арифметические действия.
5. Повторяются и систематизи-руются все изученные учащимися виды текстовых задач, причем задачи предлагаются с различными «ловушками»: несоответствие единиц, неполные данные, нереальные условия и т.д.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
6. Уметь находить скорость сближения и скорость удаления для всех случаев одновременного движения двух объектов. Решать задачи в 2-3 действия для всех случаев движения (навстречу, в противоположные стороны, в одном направлении).
6. Повторяются и систематизи-руются все виды задач «на движение». Решение задач для всех случаев движения усложненного вида (объекты выходят в разное время). Знакомство с задачами на движение по реке.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
7. Знать формулы площади, периметра прямоугольника, уметь их использовать для решения текстовых задач. Знать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени.
7. Продолжается работа с именованными числами, которые теперь выражены не только натуральными числами, но и десятичными дробями.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
8. Уметь читать, записывать, сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Уметь находить часть от числа, выраженную дробью.
8. Продолжается работа с обыкновенными дробями, начатая в 4-ом классе. Основное свойство дроби, приведение дробей к общему знаменателю, сравнение дробей, арифметические операции с обыкновенными дробями. Расширение аппарата действий с дробями используется в дальнейшем для решения текстовых задач.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся к концу обучения в начальной школе
5-й класс
9. Уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, обозначить элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств.
9. Математический язык. Переменная. Выражения с переменными. Равносильные предложения, логические символы математического языка. Повторить известное из начальной школы, методы работы с математическими моделями. Познакомить с методом проб и ошибок и методом перебора. Развивать логическую культуру, мышление, речь, познавательные интересы.
Организационно-психологические
- Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу
- Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей
Организационно-психологические
- Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного – сверх отведенных 40 мин – времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать
- Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также по звонку конца урока
Организационно-психологические
- Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ
- Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий
Организационно-психологические
- Пассивность большинства учащихся в процессе обучения
- Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в т.ч. парной, групповой работы)
Организационно-психологические
- Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа)
- Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке
Организационно-психологические
- Привычка у детей получать отметки за любое – самое малое – действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы
- Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы
Организационно-психологические
- Создание у детей учителем и родителями в конце 4 (3)-го класса «психологического барьера» – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе
- Знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4(3)-м классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5-го класса
Общеучебные умения и навыки, элементы развития
- Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач)
- большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей
- неумение делить текст на смысловые части и анализировать его
- Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике
Общеучебные умения и навыки, элементы развития
- Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей
- Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей
- Недостаточная тренированность долговременной механической памяти
- Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки
- На уроках предлагать цепочные вычисления,
- Практиковать письменный опрос правил
Специальные математические знания, умения и навыки
- Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)
- Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета
Специальные математические знания, умения и навыки
- Ошибки в письменном делении многозначных чисел
- Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание
Специальные математические знания, умения и навыки
- Слабое знание правил порядка выполнения действий ( в т.ч. и в выражениях со скобками)
- После записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит,
- обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифм. действий, а затем расставлять номера действий
Специальные математические знания, умения и навыки
- Ошибки в письменном умножении многозначных чисел
- Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения,
- систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение
Специальные математические знания, умения и навыки
- Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)
- Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме.
- При обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие – именно такое?
Специальные математические знания, умения и навыки
- Недостаточное развитие графических умений
- Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку (с подсчетом числа клеточек ),
- так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам
Специальные математические знания, умения и навыки
- Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения
- Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной
Специальные математические знания, умения и навыки
- Недостаточно грамотная математическая речь учащихся
- Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств,
- склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений,
- использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах
Анализ ВПР Шелеховский район
4 класс
2, 3 кл.
3 кл.
1, 2, 3 кл.
В 15 часов 45 минут или в 15:45
4 кл.
2 кл.
2 кл.
3 кл.
с 1 кл.
Время
9-10
Директор
10-11
Бухгалтер
11-12
Программист
5 класс
Какое число надо вставить в окошко,
чтобы равенство стало верным?
806
Принтер печатает 72 страницы за 3 минуты.
За сколько минут этот принтер
напечатает 120 страниц?
Решение:
В минуту принтер печатает: 72 : 3 =24 страницы.
Время печати 120 страниц: 120 : 24 =5 минут.
Ответ: 5 минут
Сколько роз нужно добавить к 186 розам,
чтобы из этих цветов можно было
составить букеты из 7 роз?
3 розы
Найдите значение выражения
480 480 : 24 - 4 (81- 63) : 2.
Решение:
1) 480 480 : 24 =20 020;
2) 81 – 63 = 18;
3) 4 ⋅ 18: 2 = 36;
4) 20 020 −36 =19 984.
Ответ: 19 984
На плане одного из районов города клетками изображены
кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 100 м. Ширина всех улиц в этом районе – 30 м.
- Найдите длину пути от точки А до точки В,
изображённых на плане.
520 м
2) Изобразите на плане маршрут, который начинается и
заканчивается в точке С и имеет длину не меньше 1 км и
не больше 1 км 200 м .
После строительства дома осталось некоторое количество плиток. Их можно использовать для выкладывания прямоугольной площадки на участке рядом с домом. Если укладывать в ряд по 10 плиток, то для квадратной площадки плиток не хватит. При укладывании по 8 плиток в ряд остаётся один неполный ряд, а при укладывании по 9 плиток
тоже остаётся неполный ряд, в котором на 6 плиток меньше,
чем в неполном ряду при укладывании по 8. Сколько всего плиток осталось после строительства дома?
РЕШЕНИЕ:
Поскольку при выкладывании по 8 и по 9 плиток в ряд прямоугольников
не получается, а остаются неполные ряды, то количество плиток делится
на 8 с остатком и на 9 с остатком. Остаток от деления любого числа на 8
не может быть больше 7. По условию, это число на 6 больше,
чем остаток от деления на 9. Но остаток от деления на 9 тоже не равен
нулю. Значит, остаток от деления на 8 может быть равен только 7.
А остаток от деления на 9 равен 1. Общее количество плиток меньше 100, иначе их хватило бы на квадратную площадку со стороной в 10 плиток. Среди чисел меньше 100 надо найти такое, которое делится на 8
с остатком 7 и на 9 с остатком 1. Проверив все числа в пределах 100,
делящиеся на 9 с остатком 1, получим ответ: 55 плиток.
ОТВЕТ: 55
Предпосылки проблем преемственности начальной и основной школы
- ФГОС НОО и ФГОС ООО не преемственны;
- Разные ведущие виды деятельности;
- Технологии, используемые в обучении;
- УМК (нет линий с 1-го по 9-й класс)
- Единство требований (к оформлению работ, к выполнению д/з и т.д. )
- Система оценивания (ВПР – не панацея от всех бед)
Что делать?
Договариваться и корректировать:
- рабочие программы,
- выбор УМК,
- систему оценивания,
- систему требований.