ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГИМНАЗИИ И ГИМНАЗИИ:
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
1. Проблема преемственности между ДОУ и начальной школой
В работах классиков педагогики проблема преемственности между ДОУ и начальной школой рассматривается: как дидактический принцип (Г.Г. Гранатов, Б.П. Есипов, Т.А. Плотникова, М.Х. Хайбулаева); как составная часть принципа систематичности и связи его с практикой (М.А. Данилов, М.Н.Скаткин); как условие научности (Г.И. Щукина); как компонент принципа доступности обучения (И.Т. Огородников).)
На коллегии Министерства образования Российской Федерации в 1996 году преемственность была впервые определена как главное условие непрерывного образования.
В современных условиях реализация преемственности приобрела новое звучание.
Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше вопросов, нежели ответов на них. )
1.1 Нормативно-правовые документы
Для организации работы по преемственности были разработаны и приняты нормативно- правовые документы: (на слайде)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ)
1.2. Что включает Концепция содержания непрерывного образования?
Концепция составила теоретико-методологическую основу взаимодействия педагогов детских садов и школ. Провозгласила отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утвердила индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательноразвивающей среды, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
1.3. Преемственность
Преемственность – это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому. (Толковый словарь русского языка)
Преемственность – обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка.
Преемственность – это выстраивание единой линии развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В науке преемственность рассматривают как:
1) форму связи между элементами системы обучения;
2) организационно - педагогические условия непрерывного образовательного процесса;
3) условие успешной адаптации ребенка на разных ступенях общего образования, включая дошкольное.
Непрерывность обучения (2 пункт) на границах различных этапов обучения в целостной системе образования достигается за счет преемственности.
Преемственность между дошкольным и начальным образованием рассматривается как:
- необходимая связь между новым и старым в процессе развития;
- формирование степени готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания;
- одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Как видим, преемственность - понятие многогранное, что создает сложности в обосновании способов и средств реализации этого принципа в практике образования. Придать этому процессу целостный и поступательный характер можно при условии, когда воспитатели детских садов в своей работе ориентируются на требования школы, а учителя начальных классов организуют учебный процесс с учетом задач, решаемых в детском саду.
В прошлом году, приступив к работе в Прогимназии с детьми 5-6летнего возраста, мы изучили ФГОС дошкольного образования. Ознакомились с целевыми ориентирами, которые выступают основаниями преемственности на этапе завершения дошкольного образования. Рассмотрели принципы, задачи и параметры преемственности, психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
2. Особенности преемственности в нашей прогимназии
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»
(Л.С. Выготский)
В единой системе образования дошкольное образование является первым звеном. Выпускникам ДОО, поступающим в начальную школу, приходится адаптироваться к новым условиям. Их успехи во многом зависят от уровня сформированности готовности детей к школьному обучению, от качества знаний, умений и навыков, сформированных в дошкольный период их жизни, от уровня развития когнитивных интересов и познавательной деятельности ребенка.
1. Прогимназия в переводе с греческого означает «подготовка к занятиям».
Сами занятия начинаются в 1 классе, а в прогимназии даются только основы всех тех предметов, которые будут изучаться. В нашей прогимназии это:
- Обучение грамоте (развитие фонематического слуха и д р)
- Математика (цифры, ориентировка в пространстве и д р )
- Мои первые опыты (естественно-научное направление)
Занятия ведутся на основе программ обучения и развития детей 5–6 лет «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Обучение будущих первоклассников планируется осуществлять по УМК "Начальная школа XXI века", созданному авторским коллективом под руководством Н.Ф.Виноградовой, тем самым обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов.
Ещё есть курс - Английский язык, Творческое конструирование, «Волшебный песок», Мультипликация.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его читать, писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению «проблем с учёбой».
На занятиях занимаемся развитием, а не «натаскиванием».
В прогимназии все занятия проводятся в игровой форме, с использованием здоровье-сберегающих технологий.
Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности не вытесняются поурочными занятиями.
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
2. Соблюдается охранительный педагогический режим – чередование видов деятельности (занятия требующие значительной концентрации внимания: математика, английский, обучение грамоте чередуются с более «лёгкими»), занятия по 30 минут, большие динамические паузы, приём пищи (бесплатный)
3. В процессе психологического сопровождения детей в прогимназии, определятся психологический портрет каждого ребёнка, который учитывается при работе педагогами. При переходе в начальную школу гимназии ребёнка неоднократно тестировать и обследовать нет необходимости, время на это не тратится. Собранные данные используются в работе.
4. Уже в момент посещения прогимназии выстраиваютс взаимоотношения педагогов с родителями. Проводятся консультации специалистов для родителей.
5. Дети, посещающие прогимназию легко адаптируюся (даже самые стеснительные и ранимые, те, кто не посещал детский сад). Нет проблем, которые ведут к неуспешности в последующем обучении, серьёзных проблем взаимоотношений в коллективе сверстников, проблем в общении со взрослыми – т.к. все давно знакомы, детям знакома окружающая их среда.
6. Хорошая обеспеченность учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и соответствия существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.
Вывод.
Посещение прогимназии позволяет ребёнку: привыкнуть к атмосфере школы, к режиму и систематическим занятиям, к руководящей роли педагогов.
Родителям и педагогам увидеть насколько готов или не готов ребёнок к обучению в школе. Сможет ли он приступить к занятиям в школе или стоит ещё год посещать занятия в прогимназии.
Все эти особенности являются слагаемыми успешности будущих первоклассников, а значит и нашей!