СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Преемственность школы и детского сада"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО начальных классов и воспитателей детского сада "Земляничка" (муниципальный семинар) на тему "Преемственность школы и детского сада".

Просмотр содержимого документа
«"Преемственность школы и детского сада"»

Выступление на МО

«Преемственность между дошкольным и школьным образованием»

Система образования состоит из разных звеньев. Два смежных звена в ней - школа и детский сад. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школе, то испытывает дискомфорт, ему трудно учиться, так как в школе меняется его социальная позиция, и он включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Я попробую проанализировать преемственность с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы - это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка перед поступлением в школу, а пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходит с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность подразумевает совместные формы работы школы и детского сада:

  • взаимодействие медицинских работников, психологов детского сада и школы;

  • проведение открытых занятий в детском саду с посещением учителей;

  • встречи родителей с будущими учителями;

  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе;

  • изучение учителем программ детского сада с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;

  • беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности)

  • ознакомительная экскурсия в школу «Школьная библиотека»;



Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

  • ориентация на возможности ребёнка, его «зону ближайшего развития»;

  • создание условий для включения ребёнка в новые социальные формы общения;

  • организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;

  • подготовка перехода от игровой деятельности к учебной деятельности;

  • развитие и формирование универсальных действий (УД): познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных.

Я считаю, что много общего в психологии дошкольников и младших школьников, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения. В основе всех этих игр лежит взаимодействие учителя и детей. Сотрудничество помогает узнать предстоящую учебную деятельность, даёт возможность будущему первокласснику «примерить» на себя новую роль - ученика и начать её осваивать.

При поступлении в школу дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни будущих первоклассников - контроль со стороны учителя, одноклассников. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ребёнка. Для снятия нагрузки можно посоветовать родителям давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

Школа для ребёнка - это новая жизнь, с которой ему не приходилось сталкиваться в предыдущие годы жизни. Это новое, неизведанное всегда вызывает чувство тревоги, неуверенности, страха. Поэтому одной из главных задач подготовки детей к школе является снятие напряжения, создание атмосферы успеха и доброжелательности в общении с учителем, знакомство со школой и своими одноклассниками, с которыми придётся общаться на протяжении многих лет.

На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы детского сада и школы по реализации преемственности, где отражены основные мероприятия, определены сроки, ответственные. Однако преемственность должна соблюдаться не только в единстве требований ДОУ и школы к психологической подготовке дошкольника к школе, а так же соблюдать преемственность в сформированности учебных универсальных действий от ДОУ к школе.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности детского сада и школы. ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в дет­ском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

  • Задача ФГТ - научить ребёнка учиться.

  • Задача ФГОС - учить детей самостоятельно учиться.

На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребёнка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребёнка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Если обратиться к портрету выпускника ДОУ, то мы увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Портрет выпускника ДОУ

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 

Любознательный, активный. Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.  Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Портрет выпускника начальной школы

Выполняющий  правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину.  Владеющий основами  умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Метапредметные результаты. Предметные результаты. 

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия, благодаря которым, ребёнок осваивает все компоненты учебной деятельности:

1) познавательные и учебные мотивы

2) учебная цель

3) учебная задача

4) учебные действия и операции

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребёнку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) - к самостоятельной.

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить 4 блока.

Всё это касается начального общего образования. А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки?

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребёнка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Применительно к моменту поступления ребёнка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • умение сохранять заданную цель;

  • умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

  • умение контролировать свою деятельность по результату;

  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

На ступени дошкольного образования формируются предпосылками познавательных логических универсальных учебных действий, предпосылки знаково-символических универсальных учебных действийкоммуникативных УУД.

Предполагается, что при поступлении в школу ребёнок достигает определённого уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребёнка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками;

  • владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

  • ориентация на партнера по общению,

  • умение слушать собеседника.

Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу

и планируемые результаты на конец 1 класса

  • умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства;

  • понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей - умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми;

  • положительно относится к школе;

  • умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека;

  • умеет уважать достоинство других;

  • умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • умеет уважительно относиться к чужому мнению;

  • умеет понимать чувства других людей и сопереживать им;

  • умеет беречь свои вещи;

  • умеет бережно относиться к материальным ценностям;

  • уважает и принимает ценности семьи и общества;

  • любит свою Родину и свой край;

  • умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре;

  • в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров;

  • умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;

  • умеет обсуждать возникшие проблемы, правила;

  • может поддержать разговор на интересную для него тему;

  • умеет обсуждать возникшие проблемы, правила;

  • может поддержать разговор на интересную тему;

  • умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

  • умеет делать самооценку и себе и своим действиям;

  • умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

  • умеет делать самооценку себе и своим поступкам;

  • умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах;

  • умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям.

Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС чётко вырисовывается преемственная связь. С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, мы должны умело подойти к реализации ФГТ и ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГТ и ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

Я надеюсь, что проблема преемственности как единой линии развития ребёнка будет нами, педагогами ДОУ и школы совместно решена, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения. А проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. А ради них можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.