СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в обучении иностранного языка при переходе из начальной школы в среднее звено

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о преемственности в обучении английскому языку при переходе в средее звено школы

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в обучении иностранного языка при переходе из начальной школы в среднее звено»

Преемственность в обучении иностранного языка при переходе из начальной школы в среднее звено





Понятие "адаптация" тесно связано с понятием  "готовность к обучению в средней школе". Несмотря на то, что изучение английского языка начинается во втором классе, уроки иностранного языка для пятиклассников являются новой ступенью:

  • происходит увеличение часов английского языка (в начальных классах-2 часа в неделю, в 5 классе- 3 часа в неделю),

  • в 5 классе начинается изучение грамматики и возрастаетает объем лексических единиц (предъявляется 1200 слов и словосочетаний)

Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднее звено одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

  • умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

  • качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Так как одним из признаков успешной адаптации является удовлетворенность ученика процессом обучения, т.е. ученику понятно, интересно, он справляется с заданиями и видит результат своей работы, в 5 классе при планировании уроков я руководствуюсь принципами развивающего обучения. Остановлюсь на некоторых из них.

Принцип-динамичность восприятия. Я предлагаю задания по степени нарастающей трудности. Важно, чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шаг этого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой для ученика. Задания предполагают использование различных доминантных анализаторов. Слуховой анализатор -если я задаю вопрос то, прежде всего, даю свой вариант ответа на него. Для одних учеников -это образец для повтора, а для других - модель для составления собственного предложения. Зрительный анализатор- использование наглядности - опорные таблицы, схемы перед глазами.

Принцип продуктивной обработки информации. Я даю задания на самостоятельную обработку информации и языковую догадку. Перенос показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание (учимся работать по аналогии по образцу) Развитие и коррекция высших психических функций. Реализуя этот принцип на уроке я включаю специальные упражнения на развитие внимания, памяти, навыков аудирования, чтения и говорения (презентация, игры-тренажеры).

Принцип мотивации к учению. Задание должно быть четким, Чтобы учащиеся понимали, что они должны сделать, чтобы получить результат. Ученик должен быть уверен, что он всегда может воспользоваться подсказкой, опорой (забыл-повторю-вспомню-сделаю).

С целью повышения интереса к английскому языку я ввожу занимательные элементы в свои уроки (игры, рифмовки, песенки, кроссворды)

В моей группе процесс привыкания к средней школе протекает без проблем с психологической точки зрения, но остаются проблемы с учебной стороны. Не все учащиеся умеют слышать и слушать, отсюда постоянное требование некоторых учащихся «Повторите, пожалуйста».  У части детей недостаточно хорошо развита речь, внимание и память, поэтому возникают трудности в усвоении программного материала. В группе есть учащиеся с проблемой медленного письма и нарушениями единого орфографического режима.  

Я учитываю все эти особенности моей группы при поиске эффективных методов и приемов обучения английскому языку. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Василий Андреевич Сухомлинский утверждает: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».   Именно интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Поэтому, я стараюсь использовать на своих уроках разнообразные нестандартные приемы обучения, которые способствуют закреплению языковых явлений в памяти, создают более стойкие зрительные и слуховые образы, поддерживают интерес и активность учащихся, т.е. активные методы обучения.  Именно нестандартные формы проведения уроков помогают уменьшить трудности, возникающие у пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу.  

    По моему мнению, наиболее эффективными являются такие формы работы, как драматизация и ролевая игра. Мы разыгрываем сценки, рассказы, сказки, забавные истории на уроках. Дети очень любят ролевые игры.  Ролевая игра может изображать элементарные коммуникативные акты (покупка, поздравление, знакомство и т.п.). Могут быть и такие ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекаря, врача, почтальона, полицейского и др.).

Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ. Компьютер значительно облегчает труд преподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

Конечно, есть и некоторые проблемы в выполнении домашних заданий. В недостаточной подготовке домашних заданий у некоторых обучающихся я вижу частичное отсутствие контроля со стороны родителей, которые объясняют это своим незнанием языка и соответственно в неспособности помочь своему ребенку. Для решения этой проблемы я применяю индивидуальный подход, дифференцированный подход и работу в паре и группах.

По моим наблюдениям, в целом, обучающиеся 5 класса готовы к изучению английского языка, получив определенные знания, умения и навыки в начальной школе, что способствует дальнейшей благоприятной атмосфере к изучению иностранного языка.

Хотелось отметить, что самое главное для снятия напряжения у школьников – это доброжелательная обстановка на уроке, положительный эмоциональный климат и доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. Именно эти факторы помогут учителю создать ситуацию успеха для каждого ученика. Учитель должен создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности. Ведь главная цель каждого урока - создание комфортных условий для максимального развития способностей каждого ученика.