СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связь между начальной школой и основной всегда была и будет актуальной, если педагоги стремятся к безболезненному и максимально комфортному переходу детей с одной ступени обучения на другую. Об этом и говорится  в данной статье.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе.»

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе.


Слайд 1

Мы живём в 21 веке, прогресс не стоит на месте, идёт семимильными шагами. С каждым годом в нашей жизни происходят радикальные изменения. Общество меняется, меняются взаимоотношения среди людей, меняются сами люди. И требования к подрастающему поколению также претерпевают определённые изменения.  Но сложнее всего меняться нам – учителям. Если представить современную жизнь в виде часов, то секундная стрелка – это стремительно развивающаяся сама жизнь, минутная – дети, быстро и легко усваивающие все современные достижения, а часовая стрела – это мы с вами, медленно, но уверенно двигающиеся вперед.

Сегодня человек должен быть более думающим, предприимчивым, умеющим самостоятельно обозначать проблему, искать пути её решения одному и в команде. Именно новые требования к человеку 21 века и способствовали появлению Стандартов второго поколения.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителем ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне, т. е. формирование умения учиться.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Слайд 2

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения – научить учиться.

Раздать этапы урока СДП.

Слайд 3

Так как мы все не сторонние слушатели, а лица заинтересованные в успешности наших детей, предлагаю вспомнить, что уже умеем делать и взять на вооружение то, чему хотелось бы еще научиться в рамках ФГОС. На листе можно ставить разные знаки, символы. Но главное, если встретится прием, который вы хоть раз применяли в своей работе, обозначьте его в этом листе, или если прием вас заинересовал, тоже сделайте пометку.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Так как речь сегодня не только о системно-деятельностном подходе, но и о преемственности, то не будем забывать, что ФГОС начального общего образования и основного общего образования это две последовательные ступени одной лестницы.

Слайд 4

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Переход из начальной школы в основную предъявляет особые требования к психологической зрелости ребенка Конкретно это предполагает наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.

Все эти компоненты присутствуют в концепции универсальных учебных действий.

Слайд 5

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приемов организации учебного процесса. На приемах и хочется остановиться. (чуть позже)

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть современные критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Ориентиры следующие:

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

И хочется немного подробнее остановиться на технологии развития критического мышления. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в любой урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

     Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

«Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Мозговая атака» и другие или «Что ты об этом знаешь?», «Отсроченная догадка», «Интеллектуальная разминка», «Слепой тест», «Лови ошибку», «Ряд ассоциаций», «Ролевой сюжет», Проблемный вопрос.

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.

Урок окружающего мира. Тема «Природа», « Гигиена тела человека» и др., или русский язык тема «Части речи», «Предложение».

Корзина идей. Урок окружающего мира по теме «Планета». Ежик- 4 урока – 4 слова в зависимости от темы уроков(Эмоции, последовательность, сказка, грусть).

    Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.

«Инсерт» правила по русскому языку, на математике таблица сложения в пределах 20.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Ментальная карта», «Эссе», Лестница успеха», «Моряки и корабль» и другие.

Белая шляпа. Факты. Жёлтая. Позитивное мышление. Черная. Проблема. Красная. Эмоции.

Зеленая. Творчество. Синяя .Философия

     Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии.  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Литературное чтение 2 класс «Осень»

    Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся.

Кроме этого, современный учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы, эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи; специально планирует коммуникативные задачи урока; принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение (даже неправильное), обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Все это присуще как урокам в начальной школе, так и урокам основной школы.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Еще Сократ сказал, что научиться играть на флейте может только тот, кто играет на ней.

В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Слайды 6, 7, 8

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, развития критического мышления и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении как в начальной школе, так и в основной.

Слайд 9

Таким образом, преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

  • целей и задач;

  • содержания образования;

  • организационных форм;

  • планируемых результатов

Слайд 10

Цель начальное общего образования - учить ученика учиться.

Цель основного общего образования - учить ученика учиться в общении.

Слайд 11

В программе ФГОС ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Слайд 12

То есть, преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения ребенка.

Наша главная цель – не ЗУНы, а формирование функциально грамотной личности. Иначе говоря, мы не «формируем» ребенка по заданной кем - то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок, а выращиваем в каждом ученике творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем все то, что связано с личностным развитием.

А теперь вновь обратимся к нашим рабочим листам. Рефлексия: если вы в общем согласны с тем, что преемственность необходима для успешной учебы детей поставьте +, если есть сомнения - , а если считаете все это неважным и второстепенным, поставьте - -.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



3