Преимущества и недостатки дистанционного обучения иностранному языку.
На фоне перехода на дистанционное обучение, большинство методик и систем обучения, приносящие хорошие результаты при традиционном обучении, полностью не соответствуют сегодняшним требованиям.
Многие из них не учитывают современные возможности студента, а также требования работодателей.
В современном мире студент должен уметь самостоятельно добывать информацию из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, применять полученные знания на практике.
Если раньше целью образования являлись готовые знания, то сейчас они становятся лишь вспомогательными средствами интеллектуального развития человека.
Дистанционное обучение даёт возможность получать новые знания, самостоятельно планируя место и время.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и студентов между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Благодаря этой системе, учащиеся имеют возможность осваивать новые материалы, консультироваться с преподавателями, выполнять контрольные и экзаменационные работы в комфортных для них условиях с помощью своего компьютера или смартфона.
При дистанционном обучении студент использует разнообразные интернет платформы, которые организовывают его самостоятельную работу при помощи обучающих средств и компьютерных программ, но с ведущей ролью преподавателя.
Основным принципом дистанционной формы обучения является — непосредственное интерактивное взаимодействие студента с преподавателем. Технология дистанционного обучения ориентирована в первую очередь на проведение понятных, удобных для обучаемого занятий, которые проводятся виртуально, в форме видеоконференций и в групповых чатах. При применении видеоконференций одновременная передача звука, видеоизображения, графической информации на экране, от преподавателя к обучаемому и обратно создает эффект оффлайн занятия и позволяет достичь необходимого результата. При дистанционном обучении студент непрерывно взаимодействует с преподавателем и с другими студентами. Неотъемлемой частью дистанционного обучения являются электронные учебники. Большим плюсом является их доступность и благодаря современным технологиям удобство их использования. Для осуществления контроля знаний могут применяться онлайн тестирование, выполнение контрольных работ, а также написание эссе и их отправка преподавателю в назначенное время.
Целый ряд дидактических задач при дистанционном обучении иностранному языку решается более эффективно. Меняется, в первую очередь, роль педагога, основная задача которого поддерживать и направлять развитие не только навыков и умений, но и его творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах совместного сотрудничества. Также любая из образовательных программ может реализовываться в дистанционной форме. В этих условиях неизбежен пересмотр организационных форм учебной работы, которые сложились на сегодняшний день: увеличение самостоятельной индивидуальной работы и увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Выполнение заданий и использование новых информационных технологий позволяет учащимся погружаться в реальную языковую среду через непосредственное телекоммуникационное общение напрямую с носителями языка. Также это открывает для них доступ к электронным, дидактическим и справочным материалам.
Интернет наилучшим образом благоприятствует изучению иностранного языка дистанционно, так как при помощи социальных сетей и всевозможных чатов, мы можем общаться с носителями языка в любое время суток, тем самым практикуя не только разговорную речь, но и грамматику.
При помощи дистанционной формы обучения успешно реализуется именно индивидуальный подход, который учитывает возможности студента, его интеллектуальные способности, способствует снятию психологических трудностей в освоении учебного материала.
Такое внедрение самых перспективных технологий (видеоматериалы, компьютерная графика, презентации, электронные словари, видеоконференции и др.) становится сегодня неотъемлемой частью обучения.
Несмотря на негативно настроенное общество дистанционное обучение все же имеет ряд преимуществ:
1) свобода доступа и экономия времени - можно заниматься практически в любом месте, нет необходимости тратить время на дорогу.
2) снижение затрат на обучение - затраты на учебники (в бумажном издании они значительно дороже электронных), нет необходимости снимать жилье в другом городе.
3) возможность в любое (рабочее) время задать вопрос преподавателю или обсудить задание с одногруппниками в чате, если столкнулся с трудностями, и не ждать следующего урока.
Наиболее популярными и удобными на сегодняшний день платформами для дистанционного обучения являются: Google Classroom (в сочетании со всеми продуктами Google, такими как Google диск, Google документы, таблицы, презентации и прочие), Microsoft Team, College Smart Nation, EDUS. Так же для интерактивного взаимодействия применяются мессенджеры (WhatsApp, Telegram), система для проведения онлайн конференций ZOOM.
Однако несмотря на ряд преимуществ система дистанционного обучения имеет ряд недостатков. Основной недостаток такого обучения является оборотной стороной преимущества — удобства. Свобода и комфорт при дистанционном обучении требуют большей доли самодисциплины, чем очное обучение. Для кого-то дистанционное обучение — своего рода состязание, испытание силы воли. Некоторые очень долго втягиваются в процесс.
Ещё один недостаток – это то, что технические возможности пользователей при дистанционном обучении пока ограничены. Не все имеют компьютер и доступ в интернет.
В заключение можно сказать о том, что организация обучению иностранному языку в дистанционной форме позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход к обучению.
Студент при такой форме обучения рассматривается как личность, готовая к непрерывному процессу получения и совершенствованию знаний. Систематичность является одним из важнейших требований, которые определяют успешность при изучении иностранных языков. В настоящее время дистанционное обучение способно обеспечить непрерывность учебного процесса.