Преимущества и проблемы применения информационных технологий в процессе обучения.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.
Важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим, именно ему необходимым уровнем и темпом освоения образовательной программы специальности, с заданной глубиной изучаемого материала.
Компьютерные технологии призваны помочь преподавателю делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда. Любой преподаватель имеет большие возможности использовать информационные технологии в своей педагогической практике, в т.ч. в воспитательной работе.
Рассмотрим подробнее эти возможности.
I. Создание УМК:
1) Разработка электронных комплектов:
а) рабочих программ;
б) календарно-тематического планирования;
в) контрольно-измерительного материала;
г) дидактического материала.
2) Подготовка раздаточного материала.
3) Подготовка электронных презентаций.
4) Создание электронной копилки учебных видеороликов.
II. Поиск информации в сети Интернет:
1) сценарии для организации классных часов и тематических мероприятий;
2) передовой опыт других педагогов;
3) нормативно-правовые педагогические базы;
4) электронные педагогические библиотеки.
III. Компьютерное тестирование.
По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
1) быстрое получение результатов испытания;
2) объективность в оценке;
3) конфиденциальность при анонимном тестировании;
4) тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию у учащихся.
IV. Использование мультимедиа.
Преимущества информатизации образования.
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:
- повышать у учащихся интерес к предмету;
- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;
- подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;
- выявлять и развивать способности;
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуально развивать учащихся.
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках также позволяет:
- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
- использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т. д.;
- расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего – в русле совместной предметной деятельности;
- повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся. Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.
Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.
Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:
- развитию интереса к изучаемому предмету;
- стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, во внеклассной работе;
- формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся; - обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
Таким образом, внедрение ИКТ в учебную деятельность - это повышение интереса к изучаемым предметам и как ресурс повышения активизации учебной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность учебного процесса, является включение учащихся в урок с использованием ИКТ - технологий.
Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
Учащихся младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Применение информационных технологий необходимо в образовательном процессе для повышения его эффективности и привлекательности. Но вместе с тем нужно понимать, что развитие начинается с преподавателя. Только когда преподаватели почувствуют, что они овладели новыми технологиями, тогда технологии станут неотъемлемой частью процесса образования. В результате соединения новых знаний с личным опытом преподавателя образовательный процесс переходит на современный уровень.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа- технологий на человека. Поток информации, которую получает современный ученик, огромен. Поэтому учителю, прежде всего, необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени, которое отводится на урок, осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большие массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Для успешного внедрения информационно-коммуникационных технологий учитель, как минимум, должен иметь навыки уверенного пользователя ПК, уметь проводить и организовывать поиск электронной информации, создавать на ее основе пособия и презентации.
К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию образования, можно отнести:
- неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;
- большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;
- отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;
- слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;
- отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе.
Перечислим основные проблемы, которые возникают в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся.
Негативные факторы компьютерного обучения:
- опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;
- усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
- опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
- ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственно приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям;
- отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
- пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
- опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.
- перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы». (Академик Семенов А.П.)
Перед учителем ставится ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.
Учащиеся могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или могут углублять свои знания, могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, выполняя упражнения повышенной сложности. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Таким образом, применение компьютера в обучении школьников представляется целесообразным и необходимым. Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.