СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прект Дети войны

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прект Дети войны»

11





Содержание





Введение..........................................................................................................................2-3

Глава 1.Теоритеческая часть

    1. История…………………….................................................................. ………....4

2.1 Дети на фронте и в оккупации………………………………………………..4-9

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Исследование…………………………………………………..…………….10 -11

2.2 Дети нашего села ..................................................................................................11

Заключение..................................................................................................................12

Список используемых источников и литературы..................................................12-13

Приложения………………………………………………………………………….…


















Дети войны

Подкорытова Елизавета Олеговна

Российская Федерация, с. Иваново Тюменская область Армизонский район


Ивановская средняя общеобразовательная школа структурное подразделение МАОУ Южно Дубровинская СОШ

8 класс




Введение


Память всем тем, кто погиб безвозвратно;

Память всем тем, кто живёт до сих пор.

Память, почёт и «ура!» многократно.

Спасибо за жизнь, за душевный простор!

Борис Морозов


Наш проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 75-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование



Актуальность выбранной темы: заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и своих родственников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать художественную литературу по теме исследования.

2. Провести опрос в среде своих сверстников в классе, что им известно об участии детей в годы ВОВ.

3. Собрать материал о наших родственниках - участниках ВОВ, детях войны.

4. Провести встречи с ветеранами, взять у них интервью.

5.Развивать исследовательские способности детей, самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Участники проекта:

учащиеся 4-11 классы

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших родственников в Великой Отечественной войне.

Проблемные вопросы:

  • Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?

  • Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?

  • Могли ли дети быть героями войны?

  • Как увековечена память о детях войны?

Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.

Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа, интервью.

Продолжительность проекта - долгосрочный (февраль – апрель 2020 года)

Значимостью проекта является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках, во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей Боевой Славы школы.



















Дети войны

Подкорытова Елизавета Олеговна

Российская Федерация, с. Иваново Тюменская область Армизонский район


Ивановская средняя общеобразовательная школа структурное подразделение МАОУ Южно Дубровинская СОШ

8 класс


Глава 1. Теоретическая часть

1.1 История


Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому. 
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде. 
Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. В литературе тема войны и детей стала развиваться в 60–е- годы.
Разве эти дети не образцы поведения для современной молодежи? Почему же сегодня мы про них ничего не знаем? Почему в школьных учебниках истории нет и строчки о пионерах – героях? 
Наши родители читали и перечитывали названные книги, старались быть похожими на юных героев войны. К сожалению, в современное время ценности изменились. В учебниках литературного чтения, литературы практически не осталось произведений о детях войны, по телевизору не увидишь фильмы про юных героев, да и читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы: 

  • Дети на фронте и в оккупации.

  • Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.

  • Дети в тылу. 

"Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. 



1.2 Дети на фронте и в оккупации

В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. Звание "сын полка", не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками. 

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие. 
Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Сейчас же мало кто скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания. 

Володя Дубинин

Родился в 1927 году в городе Керчи Крымской области. Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Володя был связным и разведчиком в каменоломнях - этой подземной крепости, около двух месяцев отчаянно сопротивлявшейся гитлеровским захватчикам. Оккупанты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Успел предупредить командование отряда о затоплении каменоломен, приносил в отряд ценные сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск, подносил партизанам боеприпасы.

После освобождения Керчи частями Красной Армии саперы принялись разминировать территорию вокруг каменоломен. Владимир вызвался помогать им. Там юный герой погиб, подорвавшись на мине. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалёку от каменоломен. Посмертно он был награжден орденом Красного Знамени.

Марат Казей

Родился в 1929 году в Белоруссии в крестьянской семье. За связь с партизанами его мама была схвачена, и вскоре Марат узнал, что её повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам и стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Он несколько раз ходил в атаку, десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные, неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. Погиб, взорвав себя вместе с немцами, когда попал в засаду, возвращаясь из разведки.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Марат Казей похоронен в родной деревне. Награжден Орденом Ленина, Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги». За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Леня Голиков.

Родился в 1926 году в Новгородской области. Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и ушел в партизанский отряд.

Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Находясь в разведке, Голиков застрелил из автомата немецкого генерала, а генеральский портфель с очень ценными документами доставил в штаб. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. 

В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. Больше месяца выходили они из окружения. Когда, казалось бы, все осталось позади, нашёлся предатель, сообщивший немцам о партизанах… Из 50 человек в живых осталось только шестеро. Среди павших был и Леня Голиков.

Похоронен на родине - в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области.

Награжден Орденом Ленина, Орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени, медалью «За отвагу».

Зина Портнова

Родилась в 1926 году в городе Ленинграде.

В июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню. Ей было пятнадцать... Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. Ей удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. Позже Зина была схвачена, её просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли, спокойно расти в мирное время. 
Валентин Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

 Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами. 

Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.

 Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

 Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами. 

Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами. 

Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в ожесточенных сражениях с немецко-фашистской армией у детей и подростков ярко проявились высокие боевые и моральные качества советских воинов, организаторский талант и мастерство командиров всех степеней, их умение творчески применять передовую советскую военную науку и искусство. Советские дети, находившиеся на захваченной врагом территории, проявляли массовый героизм, самоотверженность и стойкость в непримиримой борьбе против фашистов. 


Дети блокадного Ленинграда

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города. 
Детям было хуже, чем взрослым. Зимой 1941- 42 гг. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества. Смерть входила во все дома. От холода и голода люди умирали прямо на улицах. За водой ходили на реку. Дети получали в день всего лишь 125 граммов хлеба! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, варили и употребляли их в пищу. Ели домашних питомцев. Я прочитал историю, как домашний кот спас жизнь маме и дочери, потому что ночью согревал их, а днем приносил птиц, крыс, мышей, которых они ели.

Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: «28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша, Мама-15 мая». А потом без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» Не удалось спасти и саму Таню, даже после того, как ее вывезли из блокадного города. 
Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться. 1 июля 1944 года она умерла. 
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. 

Дети-узники.
В фашистских концлагерях содержалось более 20 млн. человек из 30 стран мира. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них, конечно же, были и дети – около 2 млн. человек. 
Заключенных избивали дубинками, внутри которых были железные болты. Каждый день ранним утром эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из-под овощей, прорезав дыры для рук и головы. 
Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими - то семенами. Естественно, многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения. 
Фашисты использовали малолетних узников в качестве рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом. Как свидетельствуют бывшие узники, дети нередко становились донорами. Заборы крови делали прямо в бараках. Заходил врач, указывал пальцем на ребенка. Никто и не думал сопротивляться, ибо били сильно, да и просто особых сил не было (скудное питание, истощение). Цинично, систематически, пунктуально высасывались тельца белорусских, русских детей, спасая и омолаживая высших офицеров фашистской армии. Они, бывшие малолетние узники, продолжают жить с истерзанным сердцем, воспаленными почками, дышать одним легким. Здоровье осталось в концлагерях. 

Дети в тылу

С первых месяцев войны численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Подростки старались работать за себя и старшего товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы. 

Тысячи школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих, встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство! ”. В это движение быстро включились дети и подростки.

 Нам показалась интересной история, как фашисты попробовали «тульских пряников». Трудился в Туле на кондитерской фабрике Ваня Колосов. Изобретательный он был паренек. Как-то явился Ваня в цех, где теперь производили мины. Под мышкой у него была папка. Раскрыл он ее, а в ней наклейки от коробок, в которые упаковывали на фабрике тульские пряники. Подошел Ваня к готовым минам и прилепил к ним наклейки. На каждой мине теперь было написано «Тульский пряник». Ушли мины на передовую к защитникам города. Смеются красноармейцы: «Ай да сюрприз фашистам! Ай да «гостинец» фрицам!» Понравилось советским солдатам выражение «тульский пряник». Все, что из Тулы приходило теперь на фронт, - снаряды, патроны, минометы, мины – стали называть тульским пряником. 
Дети работали и на полях. В деревнях сложилась тяжелейшая обстановка уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

 В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. 

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно – Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги подростки помогали приобретать танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их воинам действующей армии.  Пионеры и школьники приняли самое активное участие по сбору теплых вещей для воинов – фронтовиков.

Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они тяжелораненым читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Серьёзность, старательность детей вызывали у раненых не только волнение, но и уважение и ним.

 Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Советские школьники берут на себя заботу о семьях бойцов, сражающихся с гитлеровскими бандами. Они – частые гости в семьях красногвардейцев, ухаживают за детьми, когда матери уходят на работу, следят за порядком и чистотой в квартирах, работают на огородах. 

В Виноградовском районе дети тоже немало делали для фронта. В районной газете «Лесная правда» в ноябре 1941 года есть заметки о том, что школьники Устьваеньгской школы помогают семьям красноармейцев, а именно подвозят и распиливают дрова, а учащиеся Нижневаеньгской школы внесли деньги на постройку танковой колонны «Юный патриот Родины». В июне 1942 года воспитанники детского сада села Семеновское (в настоящее время п. Двинской Березник) дали концерт, а вырученные деньги передали на постройку самолета. Дети старались делать все для Победы!

Хоть и не было в нашем районе военных действий, жили тяжело, впроголодь. Мой дед, Котов Виталий Алексеевич, родился в 1938 году. Когда началась война, ему не было ещё и трех лет, поэтому начало войны он не помнил. А вот о последних годах войны он рассказывал, что есть было нечего. Ели мерзлую картошку, картофельные очистки, крапиву, лебеду. Когда пекли хлеб, в тесто добавляли мох. Из обуви были только валенки. Как только сходил снег, дети бегали босиком. Но и в таких условиях дети и подростки помогали взрослым.

Таким образом, в таких формах детских пожертвований, в самоотверженном труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, единство, сплочённость и дружба юных советских граждан. 
















Дети войны

Подкорытова Елизавета Олеговна

Российская Федерация, с. Иваново Тюменская область Армизонский район


Ивановская средняя общеобразовательная школа структурное подразделение МАОУ Южно Дубровинская СОШ

8 класс



Глава 2. Практическая часть.

2.1 Исследование

Исследование 1.Мы провели опрос учеников нашей школы . Нами было опрошено 30 человек разного возраста.

1 вопрос: Знаете ли вы что дети принимали участи в военных действия во время войны?


Вывод: из данного исследования я вижу что многие дети не знают что дети принимали участие в военных действия, в основном в старших классах еще немного знают, а с среднем и младшем звене совсем не знают.

2.вопрос:Знаете ли вы имена детей которые непосредственно принимали участия в военных действиях?


Вывод: Из данного исследования я вижу что наши школьники совсем не знают своих герое детей воевавших в великой отечественной войне, только еденицы.


3. вопрос: Знаете ли вы детей войны которые живут в нашем селе?





Вывод: Из данного исследования видно что школьники совсем не знают наших сельчан которые жили в годы войны.

Таким образом, в ходе исследования я пришла к выводу, что очень мало осталось очевидцев войны.


2.2 Дети войны нашего села

1. Плоских Едвига Евгеньевна родилась 06.11.1933г.

2.Ровкина Александра Григорьевна родилась 07.02.1939г.

3.Засядко Зинаида Васильевна родилась 28.02.1935г.

4.Степанова Варвара Кандратьевна родилась 20.05.1933 г.

5.Метлякова Фаина Александровна родилась 18.02.1934 г.

6.Крашенинин Виктор Праванович родился 27.08.1936 г.

7. Черняева Таисия Андреевна родилась 16.03.1929 г.




Заключение.

Большим испытанием явилась война для детей и подростков нашей страны, и наши дети не остались в стороне которые не только перенесли горечь утраты родных и близких, претерпели не только величайшие лишения и трудности военного времени, но и прошли сквозь все тяготы и невзгоды фронтовой жизни. А дети, работавшие в тылу страны, и это наши односельчане вынесли на своих плечах основную тяжесть труда на производстве и в сельском хозяйстве. Великая и благородная цель: защитить мирный труд, свободу и независимость Страны Советов - двигала всеми помыслами и свершениями советских детей, помогла им преодолеть все трудности и невзгоды, навязанные войной. 
Дети войны… Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имен не перечесть, но память сохраняет все. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого… Дети войны, низкий вам поклон!

 Через исследовательскую работу мы поняли, что:

1. Проблема детского героизма в годы ВОВ в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.

 2. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «…мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т. е. из чувства любви и долга перед Отечеством. 

3. Проанализировав рассказы о нелегкой доле узников, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью. 

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение. 

В начале исследования мы предположили, что тема «Дети войны» недостаточно освещена в детской литературе. Наше предположение не подтвердилось. Мы выяснили в ходе исследования, что о детях войны создано немало художественных произведений. Большая их часть появилась в 40-60-е годы. В центре внимания оказались темы патриотизма и борьбы за мир. 
Мы хотим продолжить работу над темой – составить при помощи библиотекарей школы и поселка рекомендательный список литературы о Великой Отечественной войне для чтения младшими школьниками и сверстниками. Проблема в том, что современные дети не знают этих произведений, не интересуются, не читают. А ведь эти книги могут научить мужеству, отваге, дружбе и преданности.


Список используемой литературы.

  1. http://pionery-geroi.ucoz.ru

  2. http://pedsovet.su/

  3. http://900igr.net

  4. http://www.tutsmeha.net

  5. http://relax.ru

  6. Газета «Двиноважье» № 97 от 13.12.2014 г. и № 4 от 20.01.2015 г

  7. Алексеев С.П. Сто рассказов о войне – М.: Детская классика, 2010. – 250 с.

  8. Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына. - М.: Детская литература, 1977. - 480 с.


  1. Катаев В.П. Сын полка – М.: Детская литература, 1981. – 38 с.


  1. Миксон И.Л. Жила – была – М.: Детская литература, 1991. – 117 с.

  2. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны. – М.: “Дрофа-Плюс”, 2012 – 64 с.