Адаптивная технология.
Адаптивное физическое воспитание (физкультурное образование) направлено на всестороннее, гармоническое развитие, подготовку детей к самостоятельной жизни, включению в трудовую деятельность.
В системе специального обучения и олигофренопедагогике идет поиск эффективных средств, способствующих формированию у детей с проблемами в развитии достаточной готовности к самостоятельной жизни. На необходимость своевременного применения физических упражнений с целью коррекции моторных отклонений и недостатков физического развития детей с нарушенным интеллектом указывали ряд исследователей . Предпринимаются попытки решения проблемы определения и создания педагогических условий, способствующих значительной компенсации интеллектуального дефекта у учащихся начальных классов средствами физической культуры.
По мнению специалистов, недельная нагрузка учебных занятий в школе является недостаточной для успешного решения задач физического воспитания умственно отсталых школьников. Поэтому для умственно отсталых школьников необходимо разработать программы дополнительного физкультурного образования.
Адаптивная физическая рекреация направлена на удовлетворение потребности в движении, активном отдыхе, содержательном развлечении. Для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии адаптивная физическая рекреация это не только биологически оправданная двигательная деятельность, но и способ преодоления замкнутого пространства, возможность общения, самопроявления личности.
Задачи адаптивной двигательной рекреации:
1. Переключение с основного вида деятельности на другой, связанный с двигательной активностью.
2. Получение удовлетворения от движений, повышение настроения от занятий физическими упражнениями.
3. Оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил.
4. Обеспечение активного отдыха и приобщение к здоровому образу жизни.
5. Привитие интереса к адаптивной физической культуре и вовлечение в занятия другими – адаптивным спортом, экстремальными и креативными видами двигательной активности.
6. Вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и овладение коммуникативными, социальными навыками.
7. Преодоление психологических комплексов.
8. Повышение уровня качества жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Рекреативные занятия в школе имеют 2 формы – в режиме дня и внеклассную.
В режиме дня они представлены в виде: утренней гимнастики (до уроков), организованных игр на переменах, спортивного часа (после уроков).
Как внеклассные занятия физическая рекреация имеет следующие формы: рекреационно-оздоровительные занятия в школах (в группах общей физической подготовки, в группах подвижных и спортивных игр и др. формах, организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения), физкультурные праздники, развлечения, соревнования типа «Веселые старты», прогулки, «Дни здоровья», туристические походы.
Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы: занятия в летних оздоровительных лагерях, занятия и игры в семье, занятия в реабилитационных центрах, занятия в семейно-оздоровительных клубах.
Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздаровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта. Из наиболее перспективных и талантливых спортсменов формируются сборные команды по видам спорта (второе направление), осуществляющие тренировочный процесс и подготовку к соревнованиям в системе Специального Олимпийского и Паралимпийского движений.
Физическая реабилитация означает лечение движением, применяется в виде лечебной физической культуры для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций и трудоспособности после заболеваний, травм и т.п. Умственная отсталость по своим клиническим проявлениям не нуждается в лечебной физической культуре, так как ограниченное поражение ЦНС происходит до двухлетнего возраста ребенка и стабилизируется в последующие годы.