СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Доклад.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Доклад.»

Красильников Александр Владимирович

учитель физической культуры, высшая категория,

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени И.Я. Куртукова

Булгинского сельского поселения,

с. Булгин, Охотский район, Хабаровский край

E-mail: [email protected]


ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛИСТАМИ


Аннотация: Статья посвящена проблеме преподавания физической культуры в начальных классах, а именно преподавание этого предмета неспециалистами в области физической культуры и спорта. С 1 класса начальной школы ученик начинает проявлять себя в двигательной деятельности. У ученика появляется время, которое он может посвятить спортивной подготовке. С этого возраста становятся доступны практически все виды спорта и важно, чтобы физическая культура в школе началась грамотно.

Роль физического воспитания заключается во всестороннем гармоничном развитии личности. Она тесно связана с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием. Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, окостенение скелета еще не закончилось, мышцы развиты слабо, особенно мышцы туловища, недостаточно прочны связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке на позвоночник. Неправильный подбор нагрузки может привести к физиологическим нарушениям развития ребенка.

С началом учебного года объем умственного труда детей значительно возрастает, и в то же время они нуждаются в двигательной активности. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности учащегося, но и эффективным фактором повышения его умственной работоспособности [1, с. 31].

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский придавал большое значение деятельности школы и педагогов, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно младших школьников. Он считал, что забота о здоровье детей – это важнейшая задача педагога [2, с. 89].

Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста заключаются в следующем:

1) укреплять здоровье и способствовать правильному физическому развитию;

2) развивать двигательные навыки;

3) развивать двигательные (физические) качества;

4) сформировать интерес к физическому воспитанию и потребность заниматься им;

5) воспитывать положительные морально-волевые качества;

Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно только в том случае, если оно становится органической частью всего образовательного процесса школы, предметом общей заботы педагогического коллектива, родителей и общественности, когда каждый учитель выполняет свои обязанности в соответствии с индивидуальными особенностями детей [1, с. 32].

Формирование двигательных навыков в начальных классах осуществляется в соответствии с учебным планом, который предусматривает обучение учащихся основным упражнениям гимнастики, легкой атлетике, спортивным и подвижным играм, лыжной подготовке, плаванию.

Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важной задачей физического воспитания. Как известно, упражнения оказывают положительное влияние на организм только в том случае, если они выполняются правильно. Кроме того, рациональная техника выполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненных движений, развивает у детей способность эффективно распределять усилия и эффективно выполнять различные движения, приучает их быстро осваивать новые двигательные действия [3, с. 104].

Исходя из вышеперечисленного, есть понимание того, какая ответственность лежит на учителе, который ведет физическую культуру в начальных классах. Вместе с тем, не каждая школа может похвалиться тем, что эти уроки ведет учитель физической культуры, а тем более именно тот, у которого в дипломе написано «Учитель физической культуры начальных классов».

В качестве основного примера стоит рассматривать среднестатистическую среднюю школу, которая обучает с 1 по 11 класс, в таких школах есть вероятность, что уроки физической культуры в начальных классах не ведут учителя физической культуры.

Попробуем разобраться в этой проблеме и понять какие причины не позволяют охватить наибольшее количество начальных классов ведением физической культуры специалистами.

Причины:

1. Маленькая нагрузка учителя начальных классов;

2. Нехватка специалистов: учителя физической культуры нагружены уроками основного и среднего образования, особенно после увеличения количества уроков до 3 часов в неделю;

3. Учителя физической культуры среднего звена не хотят брать начальные классы из-за недостаточной материально-технической базы специализированной для начальных классов;

4. Учителя физической культуры среднего звена не хотят брать начальные классы из-за недостаточной компетентности.

Каждую причину необходимо рассмотреть более подробно.

1. У учителя начальных классов изначально ограниченная нагрузка, на уровне 18 часов, и если ему не предложили дополнительное образование или предметы, то учитель старается взять физкультуру в своем классе, чтобы банально заработная плата была больше. И администрация школы идет навстречу. Несмотря на то, что каждый учитель начальных классов проходит обучение на ведение физической культуры, всё же этого недостаточно, чтобы проникнуться к предмету, изучить методику преподавания каждого вида спорта, овладеть этим предметом на уровне специалиста. На сегодняшний день любой педагог может стать учителем начальных классов получив эту специальность дистанционно, т.е. методику преподавания физической культуры он получит только в теории. Только специалист в области физической культуры и спорта способен на этапе начальной школы определить предрасположенность ученика к тем или иным видам спорта и способствовать развитию этих качеств или направить в спортивную школу.

2-3. Вторую и третью причины можно объединить, т.к. они дополняют друг друга, в том смысле, что благодаря достаточной загруженности можно отказаться от работы в начальных классах, а работать там не хочется, потому что в школе не достаточная материально-техническая база. Например, в школе один большой спортивный зал, а второй зал очень маленький, работать в нём не удобно или его нет вообще и приходится заниматься в коридорах школы или актовых залах; не хватает мячей; мячи большого размера; нет лыж в достаточном количестве, а если есть, то все большие. Все эти проблемы не мотивируют специалиста, а отталкивают.

4. Недостаточную компетенцию учителя можно разделить на несколько частей:

1. Не желание работать с маленькими детьми, они шумные, капризные, хрупкие, слабые и т.п. К тому же родители учащихся младших классов очень требовательны, они переживают за своих детей и могут прийти выяснять, почему учитель повысил голос на их ребенка. Таких примеров много.

2. Учитель не заинтересован в двигательной подготовленности учащихся к основной школе и, получая их в 5 классе, может только возмущаться, что они недостаточно подготовлены и ему придётся обучать их с самого начала, что сделать будет намного труднее, нежели в начальных классах.

Проблема актуальна и требует острого внимания от общественности до министерств образования, министерства физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры. Каждый первоклассник, заходя на порог школы еще не знает, как применить знания (чтение, письмо и прочее) в своей жизнедеятельности, но зато знает, как применять двигательные действия (бег, прыжки, метания). В этом возрасте, реально оценить их возможности может только учитель – специалист в этой области. Мы берём во внимание именно такую ситуацию, когда дети вплоть до 5 класса предоставлены сами себе, играют только в догонялки, не имеют представления о технике безопасности, дисциплине, элементарным строевым командам, двигательной культуре в целом. И всё это будет происходить если учитель не имеет соответствующей одежды и знания методики преподавания физической культуры. В 5 классе такие дети в первое время испытывают тяжёлый адаптационный период. На уроке их ждут строгие правила, дисциплина, соблюдение формы, сдача нормативов. Но не менее сложнее учителю, который должен продолжать учебную программу, а не начинать её заново.


Подводя итоги, что мы можем предпринять для решения этой проблемы:

1. Во время подготовки студента к его профессиональной деятельности необходимо правильно информировать его о необходимости обучения учащихся начальных классов и перспективах;

2. Администрация школы должна быть заинтересована в наличии специалиста физической культуры в начальной школе;

3. Администрации школы осуществлять контроль за качественным ведением уроков физической культуру учителями начальных классов (посещение уроков, мониторинг физической подготовленности), создавать условия для их обучения.

4. Администрации школы создавать необходимые условия для преподавания физической культуры в начальных классах при дефиците материально-технической базы;

5. Организация традиционных спартакиад, турниров, спортивных праздников, соревнований с привлечением родителей, родственников. Особенно это актуально при наличии в образовательной организации Школьного спортивного клуба.

Школьный спорт является начальным этапом становления спорта высших достижений. Затрагивая проблему ведения физкультуры неспециалистами в начальной школе всецело наблюдается отсутствие спорта этой возрастной категории, что не должно быть допустимо, ведь олимпийские чемпионы рождаются в школе.



Ключевые слова: физическая культура; спорт; физическое развитие; физическое воспитание; начальное образование; младший школьный возраст; учащиеся начальных классов; учитель физической культуры; специалист; двигательные навыки; популяризация спорта.

 









Список литературы:

1. Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. Теория и методика физического воспитания. - К., 1984. - 220 с.

2. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. - Ростов н/Д, 1993. - 240 с.

3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. - 304 с.

4. Курсовая работа «Физическое воспитание младших школьников» студентки 51 группы ОЗО Антипенко Татьяны Юрьевны, научный руководитель ст. преп. Калиновская С.А., Нижневартовск, 2012. https://dodiplom.ru/ready/103095