Преподавание курса по выбору «Христианская этика» в школе с учетом
возрастных особенностей учащихся
Подготовила
Николюк Алла Виссарионовна
Учитель христианской этики
Практический психолог
Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий. Мальчики загораются подвигом. Одновременно с этим просыпается чувство времени: тогда— сейчас — в будущем.
Рождество Пресвятой Богородицы
Воздвижение Креста Господня
День Святой Троицы
Вознесение Господне
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Вход Господень в Иерусалим
Рождество Христово
Успение Пресвятой Богородицы
Крещение Господне
Сретение Господне
Преображение Господне
Благовещение Пресвятой Богородицы
Другие исторические ветхозаветные эпизоды выбираем по желанию и возможностям учителя, но ни в коем случае не стремимся к последовательному полному описанию событий. Обычно в таких случаях происходит "завязание" в материале, отрыв от реальности сегодняшней жизни, и у детей возникает отношение к Священной Истории, как к еще одной интересной сказке, которую они теперь знают. Этого нельзя допускать, необходимо постоянное "связывание" событий Ветхого Завета с Новым Заветом и с нашей сегодняшней жизнью.
В возрасте 7-10лет , идя по церковному календарному кругу, можно начать приучение детей к молитве. Следует только помнить, что ошибки и поспешности в этой области могут привести к настоящей духовной драме.
Формы и методы работы
1. Метод диалога. Дифференцированный подход.
2. Интонация - устанавливаем контакт.
3. Обсуждение жизненных ситуаций, чтение рассказов - пусть сердце примет то, что познал ум.
4. Сказки - рамки для фантазии.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
1. Семья
Потребность в семейной поддержке все еще сильна, хотя родители уже не являются единственным авторитетом. Дети склонны замечать их недостатки, но без особого осуждения. В отношениях с братьями и сестрами – неизбежные конфликты и ревность, и в то же время, - лояльность к семье в целом.
Полезны рассказы из Священного Писания, иллюстрирующие роль семьи в сохранении Божьего благословения народу; примеры из жизни русских святых: отношения с родителями преп. Сергия Радонежского и преп. Серафима Саровского с матерью. Пробуждается интерес детей к бабушкам и дедушкам, хранителям семейных традиций.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
2. Представление о своей личности
Детское мышление способно теперь делать общие выводы из конкретных случаев, но не готово еще к абстрактной мысли. Понимание связи между причиной и следствием явления способствует развитию примитивного рационализма. Большая чувствительность к личным отношениям с друзьями и желание иметь личного друга.
Знакомя детей со Священной Историей, стоит обратить их внимание на причинно-следственную связь событий. Например, из Ветхого Завета – история Иосифа, история Моисея и исход евреев из Египта, поведение трех отроков в вавилонском плену и др. Из Нового Завета – притча о блудном сыне, включая отношение старшего сына.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
3. Отношение к окружающей среде
Школа все больше захватывает жизнь ребенка. Школьная дисциплина более требовательна, чем в младшем возрасте. Конфликты в школе возникают и разрешаются без участия родителей. Мнение и поведение товарищей может сильно отличаться от мнений и поведения, принятых в семье. Ребенку все чаще приходится решать самому, что хорошо и что плохо.
Все острее ставится вопрос: «Что хорошо и что плохо?», «Как это можно узнать?» и важно, чтобы предлагаемый материал был им в этом отношении полезен. Это рассказы из Священного Писания, особенного из Нового Завета, описывающие момент выбора: умерщвление Иоанна Крестителя, случай с богатым юношей, отречение Петра и другие. Из Ветхого Завета дети способны усвоить тему выбора в рассказе об Исаве, который предпочел похлебку своему первородству.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
4. Понятие о Церкви
Церковь отождествляется с церковными богослужениями. Дети в этом возрасте часто тяготятся посещением богослужений из-за долгого бездействия и непонимания смысла богослужения.
Необходимо помочь детям преодолевать утомительность богослужений, знакомя их с планом службы.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
5. Понятие об окружающем мире
Ребенок начинает более сознательно ощущать существование в мире зла, жестокости, несправедливости, и это иногда колеблет его детскую веру, он начинает сомневаться в силе добра. Он увлекается получаемыми в школе сведениями по естествознанию, по истории развития нашего мира, и часто не знает, как увязать это со своими детскими представлениями о Боге как Творце и Промыслителе.
Очень важно, чтобы в этом возрасте христианский учитель помог ребенку примирить в своем мировоззрении «науку» и «религию» в доступной и простой форме. Следует объяснить, что сфера религиозного знания – это понимание события, а сфера науки – это изучение того, как произошло событие. Можно объяснить, что Бог создал человека свободным, а не роботом, и поэтому возможны злые действия. Можно на примере страданий и смерти Иисуса Христа показать искупительную, целительную силу страдания.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
6. Понятие о Боге
Детское представление о Боге начинает отходить от образа, созданного реалистическим воображением раннего детства. Их мысли о Боге часто довольно примитивны и рационалистичны. Они без труда признают существование Бога как Творца и Владыки мира, но им трудно почувствовать присутствие Бога в своей личной жизни. В повествованиях о чудесах их обычно интересует внешняя сторона – как именно было совершено чудо.
Задача христианского учителя в этом возрасте – помочь детям ощутить близость Бога в их собственной, личной жизни. Они способны воспринимать более сознательно притчи и повествования Нового Завета, которые дают им почувствовать близость Бога: Нагорную проповедь, Христос и дети, укрощение бури, исцеления, притча о сеятеле и многие другие.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
7. Молитва
Отношение к молитве колеблется между соблюдением правила, предписанного взрослыми, и верой в магическую силу молитвы для исполнения желаний. Более сознательные дети начинают понимать, что не о всех своих желаниях можно просить Бога. Хотя большинство православных детей в этом возрасте причащаются и исповедуются, они еще мало понимают смысл таинств.
Основная задача христианского учителя – углубить понимание смысла молитвы как обращения к Богу. Необходимо внимательно, со множеством примеров из жизни и прислушиваясь к вопросам детей, разобрать прошение молитвы Господней – «Отче наш». Необходимо с помощью таких притч, как притчи о мытаре и фарисее и о блудном сыне, углубить детское понимание покаянной молитвы. Необходимо объяснить смысл Таинств, которые они уже знают, - крещения, причастия, исповеди.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
8. Понимание символизма
Дети этого возраста способны понимать символический смысл притч, если речь идет о доступных им переживаниях. Могут они понять и то, что рассказ о ком-то другом может иметь отношение и к ним самим.
Детям доступно объяснение символики в тех таинствах, к которым они приступают. Доступно и объяснение символического смысла притч.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
9. Нравственные понятия
Дети этого возраста хорошо знакомы с правилами поведения как в домашней жизни, так и в школьной, и признают их обязательность. Понятие о справедливости довольно примитивное и даже жестокое. Они все еще эгоцентричны, но в них просыпается способность признавать себя виноватым, испытывать чувство раскаяния, сочувствия к другому. Зло все еще оценивается главным образом как материальный ущерб, а значение проступка определяется степенью порицания или наказания.
Дети хорошо усваивают, что есть законы и правила поведения, данные там Богом. Интересуют их и правила поведения в храме, своего рода «церковного этикета». Это детское понимание «законности» следует углубить, чтобы они усвоили основной закон любви к Богу и к людям как основу нравственной жизни, не просто излагая это на словах, а прибегая к возможно большему числу примеров.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
10. Историческое сознание
У детей этого возраста гораздо лучше развито чувство последовательности событий и чувство времени. Большую роль играет желание знать: «Правда ли это так было?» В детях просыпается интерес к давно прошедшему времени, главным образом к внешним подробностям.
Детям доступно общее понятие о смысле истории – сотворение мира, грехопадение людей, ожидание Спасителя, Рождество Иисуса Христа, представление о конце мира – но весьма поверхностно. Зато интересуют их различные археологические подробности, связанные с рассказами из Священного Писания.
Повторное изучение праздников по церковному кругу - намеренный, педагогически необходимый прием. Ребенок уже знает какие-то факты Священного Писания. Они ему, может быть, уже не так интересны. Мы же приучаем его известное рассматривать как неизвестное, открываем глубину уже знаемого, показываем, что познание Священного события безгранично и имеет для нас в сегодняшней жизни реальное значение.
Христианин в жизни многократно возвращается к одним и тем же, на первый взгляд одинаковым вещам: к одинаковым словам молитвы, к чтению Евангелия к ежегодному проживанию священных праздников. Духовная жизнь порой требует некоторого внешнего однообразия. Поэтому надо готовить детей к тому, чтобы они не искали развлечений, не старались разнообразить жизнь новыми фактами, но в одном и том же умели находить все большую и большую глубину и смысл.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
1. Семья
Усиливается критическое отношение к родителям, предшествующее «бунту» подростков, но все еще сохраняется почти фанатическая лояльность по отношению к семейным привычкам и мнениям. Дети все еще нуждаются в нравственной поддержке семьи.
Детям этого возраста весьма полезно знакомиться с рассказами из Ветхого и Нового Завета и житий святых, в которых поднимается вопрос семейных конфликтов, как, например, конфликт Иосифа с братьями, роль старшего сына в притче о блудном сыне и др., причем важно разобраться в мотивах обеих сторон. Полезен бывает рассказ о двенадцатилетнем отроке Иисусе в храме, в котором повествуется о видимом Его непослушании Матери и Иосифу.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
2. Представление о своей личности
Сознание самого себя как личности усиливается. Дети глубже ощущают радость, успех, неудачи, разочарования. Различных знаний и сведений у них накопилось много, но мышление все еще довольно поверхностное. Это часто приводит их к легкомысленному рационализму и отрицанию того, во что они верили в более раннем детстве, к насмешливому отношения ко многому. Они способны усваивать логические объяснения и выводы, если они достаточно конкретны.
В этом возрасте можно познакомить детей в более глубоким смыслом тех событий Священной Истории, которые они до сих пор знали, как, например, рассказы о догмате Святой Троицы, о смысле искупления, о царстве Божием, о жизни после смерти. Необходимо углубить христианское понимание их отношений с другими – дружбы, ответственности (притча о талантах), сочувствия, послушания. Разбор Нагорной проповеди с примерами из современной жизни может принести большую пользу.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
3. Отношение к окружающей среде
Влияние школьной среды весьма сильно, но намечается процесс «отбора», «своя компания», мнение которой особенно авторитетно. Девочки начинают интересоваться мальчиками, но мальчики предпочитают общество мальчиков. Живой интерес к поведению молодежи старшего возраста и стремление подражать им.
В этот период особенно усиливается раздробленность сознания детей между областью веры и жизни. Учитель призван пробуждать в них чувство христианской ответственности в отношениях с окружающей средой, сверстниками и взрослыми. Следует сделать акцент на значении выбора – на необходимости самому делать выбор. С этой точки зрения следует по-новому рассмотреть давно известные притчи, как, например, притчу о милосердном самарянине. Хорошо предоставить детям возможность привести аналогичные примеры из современной жизни.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
4. Понятие о Церкви
Хотя дети этого возраста несколько глубже понимают смысл богослужения, отношение к Церкви остается довольно поверхностным. Посещение храма кажется скучной обязанностью, которая исполняется охотно, только если они принимают какое-нибудь участие в службе – прислуживают, поют и т.д. Большое значение приобретают друзья-сверстники в храме. Дети яснее сознают противоречия между христианским церковным мировоззрением и взглядами, царящими в окружающем обществе, и стараются обрести удовлетворительные ответы. Теперь в их внутреннем мире воцаряется разделенность, двойственность: то, что мы говорим, думаем и верим в храме, - одно, а то, что мы думаем и делаем в «настоящей жизни», - другое.
В этом возрасте следует помочь детям продумать смысл христианской жизни. Для более глубокого понимания следует поразмышлять над смыслом Таинств. Что значит в моей жизни причащение Св. Таин? Что значит покаяние? В чем смысл крещения? Недостаточно знать обряд, важно понимать значение Таинства в собственной жизни. Важно, чтобы существовали различные формы общения детей: поездки, паломничества.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
5. Понятие об окружающем мире
Детям этого возраста трудно примирить христианское понимание мироздания, веру в Бога-Творца и благой промысл Божий с тем, что они узнают о жизни из окружающего мира. Собственные наивные, несколько сказочные представления их больше не удовлетворяют. Если получаемое ими религиозное воспитание не поможет им освоить «единство мировоззрения», они останутся под влиянием принятой в нашем мире двойственности, а это ведет к критическому отношению к религии, так часто проявляющемуся в следующем периоде.
Основная задача этого периода показать детям, что объективное, критическое мышление совместимо с верой, не противоречит ей. Детям необходимо преподать теперь понятия о христианском вероучении, дать ответы на следующие вопросы: Как мы узнаем о Боге? Что такое Священное Писание? Как оно создавалось? Что такое Священное Предание? Что такое Церковь? В чем состоит свобода человека? Как мыслит человек?
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
6. Понятие о Боге
В этом возрасте детское чистое, наивное представление о Боге постепенно и не без труда заменяется более сознательной и одухотворенной верой. Иногда, отбрасывая ранние представления о Боге и чудесном, дети отказываются и от самой веры в Бога. Иисуса Христа им теперь легче представлять себе как историческое лицо, но чувство присутствия Христа в их собственной жизни слабо, так же как и сознание своего собственного отношения к Нему. Они могут следить за ходом отвлеченной мысли, и простые богословские объяснения им понятны и интересны.
Дети готовы воспринимать основные истины богословия и вероучения: понятие о Боге, Святой Троице, видимом и невидимом мире, добре и зле, проявлении воли Божией и промысла Божия. Для этого надо использовать рассказы из Священного Писания как примеры и иллюстрации.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
7. Молитва
К этому возрасту обычно привычка молиться вместе с родителями отмирает, а вообще отмирает вообще привычка молиться утром и вечером. До известной степени сохраняется детское отношение к молитве как к средству получить что-нибудь очень желаемое. С другой стороны, дети глубже понимают трудности жизни и могут сознательно молиться о помощи Божией, о том, чтобы стать лучше самим, о прощении.
Говорить о личной молитве на уроках – трудно, но теперь можно более глубоко объяснять смысл богослужебных молитв, их отношение к нашей ежедневной жизни. Лучшее понимание богослужебных молитв облегчает детям посещение богослужений.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
8. Понимание символизма
Дети вполне способны понимать смысл богослужебных символов и символический повествований, что может пробуждать их интерес и ставить разумные вопросы.
Объяснить обряд и внешний порядок Таинств теперь недостаточно. Занимаясь с детьми, необходимо не только объяснять смысл обряда, но и делать это так, чтобы объяснение имело отношение к их собственной, сегодняшней жизни в современных условиях.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
9. Нравственные понятия
Нравственная оценка поступков все еще в значительной степени определяется одобрением или неодобрением окружающей среды – товарищей, семьи, родителей, но в детях постепенно пробуждается сознание и понимание любви как основы нравственной жизни. Закон товарищества очень силен, но иногда просыпается личное чувство нравственной ответственности, могущее идти вразрез с мнением товарищей. Дети начинают испытывать чувство нравственного неудовлетворения собой и своими поступками. Чувство «нравственного вкуса» в значительной мере находится под влиянием программ телевидения и радио, журналов и примера старших подростков. Чувство ответственности несколько сильнее.
Основная задача религиозного воспитания – развивать в детях более глубокое понимание отношений с людьми (родителями, товарищами, взрослыми и младшими детьми) как проявление христианской веры. Следует внушать детям, что грех – не просто нарушение правила, а разрушение отношений с другими людьми и с Богом. Можно рассмотреть конфликты между людьми из Священного Писания: например, отношение сыновей к Ною, когда он опьянел, разделение людей при постройке Вавилонской башни, а из Нового Завета – разбор отречения ап. Петра и его покаяние, предательство Иуды и его отчаяние. Много примеров можно почерпнуть и в произведениях русской литературы.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
10. Историческое сознание
Дети этого возраста интересуются прошлым, историей, старинными предметами, охотно собирают коллекции, сувениры, посещают музеи, охотно читают исторические романы, смотрят программы на исторические темы.
Знания о христианской вере, Св. Писании, Церкви можно преподносить теперь в их исторической связи и перспективе. Тем не менее, необходимо обращать внимание детей на значение, которое сообщаемые сведения имеют теперь и для них лично. Знание о вере не должно быть музейным ]
Поэтому время, предшествующее этому возрасту, очень ответственно для педагога. До 15 лет у нас есть еще последняя возможность дать что-то ребенку перед серьезными испытаниями .
Очень скоро мир, порабощенный чувственностью, станет обжигать ребенка своими соблазнами. Надо успеть сориентировать его перед предстоящей бурей, чтобы он не только умом знал, что хорошо, что плохо, а всей своей натурой полюбил добро и истину, начал испытывать чувство брезгливости ко всякой чрезмерности и плотской нечистоте.
Хорошо известно, что произведение способно привести к своему автору, каким-то особым образом оно передает его чувства, окутывает его духом. "След" Божий мы находим везде. "Найдите Бога!" — призывал И.И.Левитан своих учеников, когда они писали этюды на природе. Как это перекликается со стихами книги пророка Исаии: "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко" (Ис. 55, 6).
Не только правильные понятия нужны человеку для укрепления в православной вере, но и правильные чувствования. Воспитание чувств — дело сложное и долгое.
Главное в педагогике этого периода ничего не сломать, не устраивать разбирательств и обсуждений личности подростка, его меняющихся представлений и чувств. Всякое давление со стороны противопоказано. Время учительствования заканчивается, теперь возможна только педагогика сотрудничества — общее действие .
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
1. Семья
Сильное желание быть независимым, решать все самому, ведет к восстанию против родителей и вообще против авторитета взрослых. Подростки хотят уничтожить ограничения детства и в то же время часто теряются при встрече с новыми явлениями. И все же семья им нужна как убежище, откуда можно уходить в самостоятельную жизнь, но куда можно вернуться в случае беды.
Желание подростков стать поскорее самостоятельными предоставляет возможность – предложить им взглянуть новыми глазами на веру, на проблемы нравственности и отношения с людьми. Какую бы они хотели иметь семью в будущем? Как они хотели бы воспитывать своих детей и т.д.?
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
2. Представление о своей личности
Интеллектуальное развитие достигает почти полной зрелости. Дети способны к формальному логическому мышлению. Физиологический рост, изменения внешности, резкое разница во внешней взрослости подростков того же возраста, вызывают большую неуверенность в себе, прикрываемую хвастливостью. Половое созревание и новое отношение к лицам другого пола связано с повышенной эмоциональностью. Возникает конфликт между жаждой самостоятельности и потребностью в поддержке и защите, когда трудности слишком велики. Но они способны постигать незнакомое им ранее чувство альтруизма и любви.
Задача учителя помочь подросткам проверить свои религиозные убеждения и верования в свете нового и более критического мышления. Пожалуй, самым главным остается умение научить их ставить вопросы – о том, во что они верят и не верят и почему, что самое важное для них в жизни, как они понимают дружбу, любовь и т.д.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
3. Отношение к окружающей среде
Появляется желание получить какой-то статус, значение, признание. Потребность в увеличении доверяемой им ответственности и озлобление за то, что взрослые им не всегда доверяют. Потребности быть «как все» во всех областях поведения, одежда и т.д. «Молодежная культура» и неодобрение старшего поколения часто доходит до враждебности. Авторитетные заявления взрослых неубедительны и вызывают раздражение.
В этом возрасте можно начать готовить подростков к христианскому пониманию роли и ответственности человека в окружающем обществе. Для этого весьма полезно изучение истории Церкви, жизни ранних христиан и того, какие возникали проблемы в жизни церковного общества, отношение Церкви и государства и т.д. Много материала можно найти в Деяниях Апостолов и в Посланиях.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
4. Понятие о Церкви
Участие в церковной жизни становится более трудным и приобретает большое значение. Подростки склонны искать в храме защиты и утешения, но реагируют на церковные правила как на подавление свободы. Если они сохранили привычку приходить к исповеди, то хороший духовник оказывает большое влияние на их духовный рост.
Участие в церковной жизни помогает подросткам пережить этот период, не отходя от Церкви: участие в хоре, в приходской работе, прислуживание в храме. Самое важное для них – влияние хорошего и мудрого духовника, но полезна всякая искренняя дружба с любящим молодежь верующим взрослым. Изучение истории Церкви по темам помогает подросткам лучше понять значение Церкви.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
5. Понятие об окружающем мире
У подростков часто появляется неподдельный скептицизм, и многие в этот период отходят от веры. Они не находят разрешение конфликта между наукой и религией. Школьное преподавание истории отрицательно относится к роли Церкви, а нетерпимость подростков к лицемерию и неискренности заставляет сомневаться в полезности веры знакомых людей.
Очень важно, чтобы молодежь услышала от церковных людей компетентное и объективное изложение «законов науки» и «научного мышления». Подростки легко подмечают слабые места в аргументации, не достаточно образованных защитников веры. Так, где это позволяют условия, молодежь легко привлекать к сбору средств и к участию в помощи нуждающимся - старикам, бедным и т.д.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
6. Понятие о Боге
О Боге подростки склонны думать в более абстрактных терминах, некоторые из них еще сохраняют детское мировоззрение. Многие перестают думать о религии, еще не отказавшись от нее. В большинстве случаев интерес к собственной жизни, к отношению со сверстниками гораздо сильнее, чем интерес к религии, и они не видят связи одного с другим.
Личную веру и проблему познания Бога трудно сделать предметом обсуждения в группе молодежи. Проповеди они слушать не любят. Довольно приемлемой формой занятий является ознакомление с интересной биографией, в которой поднимаются спорные вопросы и обсуждение ее. Главная цель всех занятий – помочь подросткам разобраться в том, что они действительно сами думают, во что они верят, и что это для них значит.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
7. Молитва
Личная молитва, за обязательным ежедневным исполнением которой следят родители, забывается, но молитвы добровольные могут быть искренними и глубокими.
Беседы о молитве с использованием таких книг, как «Записки» о. Александра Ельчанинова и других современных православных богословов, могут принести большую пользу.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
8. Понимание символизма
Религиозная символика в богослужении, в текстах и вероучении понимается без труда. Воспринимаемый подростками символизм может благотворно дополнять свойственный этому возрасту рационализм.
Подросткам доступно обсуждение более трудных мест Ветхого Завета и более трудных новозаветных притч о Страшном Суде и конце мира. Важно, чтобы подростки поняли разницу между «символическим» и «фантастическим».
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
9. Нравственные понятия
Нравственные понятия, вызывавшие одобрение или неодобрение взрослых, теряют цены. Мерки правильного и неправильного, принятые в современном обществе, общепринятая «половая свобода» очень далеки от христианского учения. То, что определялось «приличиями» или «запугиванием», не производит на подростков впечатления.
Самая главная задача всякого учителя работающего с молодежью, помочь найти верный и приемлемый для них критерий нравственности. Современная цивилизация ставит под вопрос почти все нравственные убеждения старших поколений – иногда с некоторым основанием. Христианская нравственность не должна быть «призывом к старому». Подросткам необходимо по крайней мере знать, как христианская вера освещает наше понимание личной жизни человека.
Этапы развития мышления
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
10. Историческое сознание
Появляется интерес к развитию личности в историческом времени: что думали и чувствовали люди в другие времена? Как влияет на человека жизнь в то или другое историческое время? Что принесет нам будущее развитие человечества? Сознание и обсуждение таких и аналогичных вопросов вполне доступно подросткам.
Подросткам очень важно передать понятие, что христианство и Церковь живут, что жизнь эта не статична. Поэтому очень полезно всякое изучение исторического процесса в жизни Церкви. Такие темы, как история старообрядчества в Русской Церкви, разделение Церквей, историческое изучение Библии и т.д. могут углубить их понимание христианства и Церкви.