Образовательный - квест «Преступление и наказание»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, педагоги должны использовать современные образовательные технологии дeятeльнoстнoгo типa. К данным технологиям относится проектно-исследовательская деятельность и образовательные квесты.1
В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.2
На современной этапе, одним из направлений образования является правовое воспитание учащихся, цель данного воспитания состоит в организованном и систематическом воздействии на обучающегося в рамках изучения правовых дисциплин.
Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Преступление" в современной науке, с другой стороны, недостаточной разработанностью методики преподавания данной темы в курсе «Обществознание».
Таким образом, учитывая актуальность данной темы, целью данного квеста является активизировать учебную деятельность учащихся, а также закрепить полученные в ходе изучения «Обществознания» правовые знания учащихся с помощью использования образовательного квеста.
Поставленная цель определила следующий комплекс задач:
Научить различать преступление от иных правонарушений и проступков.
Развивать способность к самостоятельному применению уголовного законодательства
Способность самостоятельно выявлять, раскрывать преступления и иные правонарушения.
Основная идея квеста:
Ученики крутят «Колесо жизни» на котором попадается сцена «Око за око». После этого участники попадают в кабинет истории откуда начинают свой маршрут по квесту «Преступление и наказание»
Целевая группа: 7,8,10 классы.
Стратегия и механизмы реализации квеста:
Данный квест представляет из себя линейный образовательный квест3, в котором игра построена по цепочке: команда правильно разгадав одно задание, получает следующее, и так до тех пор, пока командой не будет пройден весь маршрут.
Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 2-х команд, то соответственно все карточки разделены на 2 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.
Ведущий сообщает, что участники объединились в «организации». Каждая «организация» состоит из 7-8 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли. Ведущий определяет правила игры, которые следует соблюдать.
Инструкция действий в ходе образовательного квеста:
Каждая команда «организация» сегодня отправится в «путешествие».
последовательно выполнить поставленные задания;
в процессе работы собрать части фраз, в котором спрятана итоговая фраза
фрагменты пазла группы будут получать по результатам выполненных работ.
Оцениваться: понимание задания, анализ, логичность, структурированность информации, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм.
Задействованные помещения: кабинет литературы, кабинет истории.
Каждая «организация» получает маршрутный лист и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все команды встретились на последнем квесте. На каждом этапе стоит координатор (учащиеся 10-го класса). Его задача – объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.
Результаты будут фиксироваться в специальном листе. Учитывая данные, полученные каждой «организацией», по ходу игры необходимо составить фразу и заполнить путевой дневник. На каждом этапе подводятся итоги контроля знаний, умений и навыков. В зависимости от результатов диагностики преподаватель проводит коррекцию.
Ход квеста:
Выступление ведущего.
Ведущий: Практически у каждого школьника возникали ситуации где ему приходилось быть третейским судьей в споре между друзьями, давать оценку их действий и выносить решения. Теперь вы уже многое узнали о том, что такое законы, какие функции они выполняют.
А сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в квест-игру. Для этого мы разобьемся на группы. Каждая группа получит свой маршрутный лист и путевой дневник, который необходимо будет заполнять по ходу нашей игры.
Выбирают карточку определенного цвета и объединяются командами по цветам.
Дорогие участники у вас есть ряд правил, которые вы должны соблюдать. Сейчас я их вам озвучу.
Правила игры:
Организация должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена организации.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
1 этап. «Темный силуэт»
На экране появляется силуэт человека, изображенных на известных картинах, с которыми мы знакомим учащихся 7,8,10 классов на уроках обществознания. Задача игроков - угадать его и назвать произведение искусства. При затруднительной ситуации появляются подсказки в виде картинок, ассоциирующихся с этим силуэтом.
Ответ: «Фемида- богиня правосудия»
После правильного ответа на экране появляется загадка, указывающая на место проведения следующего этапа.
Загадка:
Читаете дружно, все вместе стихи
А также коллективные труды.
Ученики в воображениях на данных уроках утопают
Как данный предмет все называют?
Ответ: литература
Участники команд перемешаются в кабинет литературы.
2 этап. «Уметь читать мало, необходимо научится считать»
Задание, вам необходимо найти книг, часть названия книги вы узнаете отгадав загадку. Из нужной книги выписать правонарушение совершенное литературным героем, а чтобы быть уверенным в правильности выбранной страницы необходимо решить пример, число полученное в результате, будет указывать на номер страницы.
1 команда.
Загадка:
Эта вещь наверное -
Самая Волшебная!
Эта Шапка не простая,
А чудесная такая:
Все, кто Шапку надевали,
В миг куда-то исчезали!
Ответ: «Человек-невидимка» Г.Уэллс4
Решить пример для поиска нужной страницы:
117-107+11= 21
Чтобы найти нужную строку, необходимо из общего числа строк вычесть 43+1
Ответ: Глава 5. «Кража со взломом в доме викария» ,страница - 21, строка -1.
(117-116)+10*10=101 стр
Чтобы найти нужную строку, необходимо из общего числа строк вычесть 4
Ответ: Глава 26. «Убийство Уикстида» ; страница - 101 ,строка- 4.
2 команда.
Загадка
Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
Ответ: «Облачный атлас.» Д. Митчелл
Решить пример для поиска нужной страницы:
1000 – 500 + 111 = 611
Чтобы найти нужную строку, необходимо из общего числа строк вычесть 22.
Ответ: Глава «Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей.»5; страница - 611,строка -14.
999+1-496=614
Чтобы найти нужную строку, необходимо из общего числа строк вычесть 26.
Ответ: Глава «Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей.»; страница- 614, строка -10.
Выдается подсказка: слово «за, должно»
3 этап. «Разгадай, если сможешь»
Для того, чтобы понять какое наказание будет у литературных героев, необходимо разгадать кроссворд, слово в центре по вертикали – ключевое слово.
По горизонтали
Отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) или значительной его части (прогул).
Узаконенное наказание за правонарушение в виде денежного взыскания (штраф).
Лицо кому предъявлено обвинение(обвиняемый)
Насильственное лишение жизни (убийство).
Лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (адвокат).
Основной закон государства (конституция).
Виновное противоправное деяние, противоречащее требованиям правовых норм (правонарушение).
Человек видевший как совершалось преступление (свидетель)
Форма вины( умысел)
Совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (закон)
Без нее нет преступления (вина)
В ходе него выявляются обстоятельства дела (расследование)
Ответ: преступление
Выдается подсказка: слово «потому, быть»
Ученики перемешаются в кабинет истории и обществознания.
4 этап. «Правовой или прокурором быть не легко!»
Из предыдущего этапа вы помните, какие преступления и проступки были совершены героями книг.
Ваше задание, выбрать из предложенного перечня книг, те, которые необходимы для вынесения наказания за преступление(проступок) в РФ. Из выбранной книги назвать главу и номер статьи. (для вынесения решения)
1 команда
Ответ: ст. 158 УК РФ6, ст.105 УК РФ7
2 команда
Ответ: ст. 161 УК РФ 8, ст.105 УК РФ9
Выдается подсказка: слово «вину, есть» , «оно»
5 этап. «Девиз игры»
В данной комнате спрятаны недостающие части ключевой фразы нашего квеста. Но недостающие фразы необходимо расшифровать.
Аннаграмы слов:
Наказание - акзнаниае
Возмездие – диевозезм
Преступлению – лупрепнитюсе
Ответ: «Наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть равным преступлению»
Подведение итогов, награждение грамотой победившую команду.
Ожидаемые результаты:
Образовательный эффект проведения данного квеста, заключается в увеличении заинтересованности учащихся при изучении правовых дисциплин.
Социальный эффект состоит в том, что участники квеста научатся работать в команде, планировать свои действия, научатся взаимопомощи и сплочение коллектив. Также повысится уровень правовой культуры учащихся.
Полученный в ходе исследования материал может быть включен в компонент школьных программ. Также он может быть использован при проведении внеклассных и тематических мероприятий.
Методика оценки достигнутых результатов.
Достигнутые результаты квеста отслеживаются с помощью выставления звездочек, по следующим критериям:
понимание задания:
3 - работа демонстрирует точное понимание задания.
2 - недостаточное понимание требуемого задания
полное не понимание задания
выполнение задания:
3- все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.
2- часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.
1-неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. Использование литературы, интернет -ресурсов, медиа-ресурсов
работа группы:
- вся деятельность равномерно распределена между членами мини-группы.
2-распределение занятий между большинством участников.
3-несколько членов команды отвечают за выполнение работы.
Максимальное количество баллов, которое команда может собрать за игру 9 баллов.
Оценка «5» - 8-9 баллов.
Оценка «4» - 5-7 баллов.
Оценка «3» - 3-5 баллов.
Список литературы:
Министерство образования и науки РФ. ФГОС - http://минобрнауки.рф/documents/336 Дата обращения: 29.01.2019
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. «Образовательный квест - современная интерактивная технология» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 Дата обращения: 31.01.2019.
Сайт для создания квеста: http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html Дата обращения:29.01.2019
Герберт Джордж Уэллс, «Человек-невидимка» - Минск, 1980
Митчелл Дэвид Стивен «Облачный атлас» - М. 2015
1Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/documents/336 Дата обращения: 29.01.2019
2 Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. «Образовательный квест - современная интерактивная технология» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 Дата обращения: 31.01.2019.
3 Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. «Образовательный квест - современная интерактивная технология» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 Дата обращения: 31.01.2019.
4 Герберт Джордж Уэллс, «Человек-невидимка» - Минск, 1980
5 Митчелл Дэвид Стивен «Облачный атлас» - М. 2015
6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
7 Там же ст. 105
8 Там же ст.161
9 Там же ст.105