СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Преступление и наказание"»

План – конспект урока


КЛАСС: 10

ТЕМА: Изучение биографии Ф.М. Достоевского

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Формировать понятие о жизни Ф.М. Достоевского, активизировать новую лексику.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Учить анализировать

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Вызвать заинтересованность к творчеству Ф.М. Достоевского, вызвать сопереживание.

ТИП УРОКА: урок-введение.

ФОРМА УРОКА: урок-лекция

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, учебник, презентационный материал

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: беседа, работа с книгой, словарно-фразеологическая работа, развитие речи.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.(2 мин.)

2. Слово учителя.(25 мин.)

3. Работа в тетрадях.(15 мин)

4. Домашнее задание.(3 мин)











ХОД УРОКА:

  • Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- На прошлом уроке мы прочитали статью о Федоре Михайловиче Достоевском. Сегодня более подробно изучим жизнь и творчество великого русского писателя, философа, мыслителя, философа. (запись на доске: Федор Михайлович Достоевский (1821-1881))

  • Слово учителя:

22 декабря 1849 года Федора Михайловича Достоевского вместе с целой группой вольнодумцев, признанных опасными государственными преступниками, вывели на Семеновскую площадь в Петербурге. Жить ему оставалось минут пять, не более. Прозвучал приговор – «отставного инженера-поручика Достоевского подвергнуть смертной казни расстрелянием». И священник поднес крест для последнего целования. А Достоевский, как завороженный, все смотрел и смотрел на главу собора, сверкавшую на солнце, и никак не мог оторваться от ее лучей. Подойдя к своему другу, Спешневу, Достоевский сказал: «Мы будем вместе с Христом!» - «Горстью пепла!» - отвечал ему атеист со скептической усмешкой.

Достоевский воспринимал трагедию иначе. Он сравнивал свой эшафот с Голгофой, на которой принял смертную муку Христос.

Вся недолгая жизнь пронеслась тогда перед его глазами. Обострившаяся память вместила в секунды целые годы…

Отец Достоевского происходил из древнего рода Ртищевых, потомков защитника православной веры Юго-Западной Руси Даниила Ивановича Ртищева. За успехи было даровано ему село Достоево, откуда и пошла фамилия Достоевских. Но к началу XIX века род их обеднел и захудал. Дед писателя, Андрей Михайлович Достоевский, был уже скромным протоиереем (Протоиерей — старший иерей (официальное название православного священника) в городке Брацлаве Подольской губернии. А отец, Михаил Андреевич, закончил Медико-хирургическую академию. В Отечественную войну 1812 года он сражался против наполеоновского нашествия, а в 1819 году женился на дочери московского купца Марии Федоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, Михаил Андреевич определился на должность лекаря Мариинской больницы для бедных, которую прозвали в Москве Божедомкой. В правом флигеле (флигель - пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка) Божедомки, отведенном лекарю под казенную квартиру, 30 октября (11 ноября) 1821 года и родился Федор Михайлович Достоевский.

. - Открываем учебники на стр. 211 статью о Достоевском.

- Выпишите непонятные слова и запишем их значения:

Атеизм – отрицание бога.

Департамент – название министерства.

Пасха – древнейший христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа.

Троице-Сергиева лавра – крупнейший православный мужской монастырь в центре города Сергиев Посад.

Евангелие – собрание книг в которых описывается жизнь Христа.

Собор – храм.

Оноре де Бальзак – французский писатель.

Угнетатель – мучитель.

Пасынок – неродной сын.

Не щадили – не жалели


-Давайте сделаем вывод по биографии Ф.М. Достоевского:

Судя по статье кем был Достоевский?

(Психолог, инженер, христианин, историк, философ, переводчик, участник кружка Петрашевского, каторжанин, солдат, патриот, почвенник, издатель, публицист, игрок).

- Откуда произошла фамилия Достоевских? (село Достоево)

- Какие новые слова вы узнали?

- К какому выводу вы пришли? Каким на ваш взгляд был Достоевский?

(терпеливый, сильный духом, впечатлительный…)



Домашнее задание: Прочитать статью.

ВЫВОД: На этом уроке дети узнали о чувствах, которые Достоевский испытывал стоя на эшафоте. Также – происхождение фамилии Достоевских. Ученики активизируют новую лексику для развития речи.