Архитектура Древней Греции
Основные периоды греческой архитектуры:
- Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э.)
- Ранне - классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.)
- Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.)
- Период Эллинизма (338 г. до н. э. — 180 г. до н. э.)
- Период Римского владычества
Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э.)
Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.
Ранне-классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым.
Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, Зевса в Афинах, Аполлона в Дельфах и Афины Паллады на острове Эгине.
Храм Артемиды
Руины храма Аполлона
Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.)
- В течение третьего периода, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей
Храм Геры в Олимпии
Храм Зевса в Олимпии
Период Эллинизма (338 г. до н. э. — 180 г. до н. э.)
В течение четвёртого периода греческого искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи.
Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но
Чрезвычайно изящных сооружений в Афинах,в особенности хорагический памятник Лизикрата и так называемая «Башня ветров».
Храм Зевса в Немее
«Башня Ветров»
Период Римского владычества
После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.
Древнегреческие храмы
Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было храмоздательство. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока.
Первоначально храмы строились из дерева, потом их стали сооружать из камня.
Стили колонн
- Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.
Дорический стиль
Дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам . В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», то есть желобками, представляющими в paзpезе нeбoльшoй круговой сегмент.
Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет так называемый «антаблемент». Антаблемент разделяется на два горизонтальных пояса: «фриз»,«архитравом».
Ионический стиль
В ионическом архитектурном стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом.
Коринфский стиль
- Коринфский стиль возник позже других и отличавшийся особенной пышностью. В этом стиле колонна, её база и антаблемент представляют значительное сходство с ионическими, но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев, наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами, в середине каждой из этих сторон помещена розета.
Древнегреческие архитекторы и зодчие
- Калликрат
- Иктин
- Пракситель
- Лисипп
- Мирон
- Фидий
Пракситель
Фидий
Фидий
(жил около 490 г. до н. э. — 430 г. до н. э.) — древнегреческий скульптор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.
Мира. Самые знаменитые работы Фидия — Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике — золото и слоновая кость.
Статуя Зевса
Афина Парфенос
Мирон
греческий скульптор середины 5 в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V веке до н. э.). Наиболее знаменитое его произведение -«Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях.
Лисипп
- Великий греческий скульптор раннеэллинистической эпохи (IV в. до н. э.). Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале. Одно из центральных произведений Лисиппа — колоссальная бронзовая статуя Геракла — была увезена из Тарентума в Константинополь и расплавлена там, в 1022 году.
Пракситель
Древнегреческий скульптор, один из величайших аттических ваятелей IV века до н. э. Автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу».
Калликрат
Древнегреческий архитектор середины V века до н. э., работавший в Афинах. Принимал участие в воплощении в жизнь архитектурной программы Перикла. Построил по проекту Иктина Парфенон (437—438 г.г. до н. э.). Калликрат считается также архитектором храма Ники Аптерос (427—424 г.г. до н. э.).
Иктин
Древнегреческий зодчий времён Перикла.
Построил, совместно с Калликратом, главное афинское святилище, Парфенон, постройка которого продолжалась 16 лет и была окончена в 438 г. до н. э .
ХРАМ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
главный храм в честь Зевса . (466 г. до н.э. -456 г. до н.э. ). архитектор Либон .
По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора.
Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.
АКРОПОЛЬ: Пропилеи
ПРОПИЛЕЙ в Афинах - парадный вход на Акрополь (437-432 до н. э., архитектор Мнесикл ).
Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров.
В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине),
в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.
АКРОПОЛЬ: храм Ники Аптерос:
ХРАМ НИКИ АПТЕРОС построил архитектор Калликрат в 427-424 гг. до н.э. Это сооружение из мрамора, размеры - 5,6*8,3 м.
Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера , посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос "Бескрылой Победы«
Храм имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических и исторических сражений
АКРОПОЛЬ: статуя Афины Промахос
Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) — скульптор Фидий. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина сделана из бронзы, была изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми
АКРОПОЛЬ: храм ЭРЕХТЕЙОН
Эрехтейон —храм, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона (421 — 406 гг до н. э.) ионический ордер. Архитектор неизвестен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса.
АКРОПОЛЬ: храм ЭРЕХТЕЙОН
Эрехтейон —храм, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона (421 — 406 гг до н. э.) ионический ордер. Архитектор неизвестен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса.
АКРОПОЛЬ: храм Парфенон
Фриз - - средняя горизонтальная часть, между архитравом и карнизом; сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.
АКРОПОЛЬ: храм Парфенон
Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания
Кефал с восточного фронтона Парфенона
АКРОПОЛЬ: Статуя Афины Парфенос
Скульптор Фидий.
Фидий изобразил Афину в длинных тяжелых одеждах, левой рукой опиравшуюся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний.
В правой ладони Афина держала статую победы Ники. Голову Афины увенчивал богато украшенный шлем. Лицо и руки статуи были изготовлены из слоновой кости, одежда, украшения, вооружение - из листов чистого золота.